Все скупки, ломбарды, комиссионные и антикварные магазины тут
больше, чем скупка или ломбард
Все скупки, ломбарды, комиссионные и антикварные магазины тут
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Назад
Агитационный фарфор на антикварном рынке
"Агитационный фарфор" - уникальный феномен искусства, возникший в истории без аналогов. Его происхождение можно частично увидеть в французских фаянсовых изделиях времен буржуазной революции 1789 года, которые изображали символы общественных классов, напоминая о той эпохе. В последующие годы, когда общество уставало от войн, на агитационном фарфоре появлялись образы умиротворенной жизни, напоминая о желании покоя.
Российский фарфор и стекло, произведенные в период Отечественной войны 1812 года, также можно отнести к агитационному искусству, воспроизводя карикатуры на французскую армию и изображая российских героев.

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) оставил свой след в истории, особенно за период временного правительства, когда его изделия были маркированы особым образом и носят высокую коллекционную ценность. В последующем, в 1918 году, завод был передан под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения и стал известен как Государственный фарфоровый завод в Петрограде (ГФЗ), тем самым изменяя свою функцию на испытательную керамическую лабораторию республиканского значения.

Тогда же завод получил государственный заказ на создание бюстов "Великим людям в области революции", а также "утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами". Этот значительный заказ был результатом реализации Лениным плана "монументальной пропаганды" и соответствующего декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Среди первых работ были созданы бисквитные реалистичные бюсты Карла Маркса и Карла Либкнехта (скульптор - В. Кузнецов), бюст публициста-просветителя XVIII века Н. Новикова и рельеф "Декабристы" (скульптор - Н. Данько). Из всех этих произведений особенно выделяется монументальный бюст Карла Маркса.

Несколько лет назад в отделе антиквариата магазина "Букинист" на Проспекте Мира был продан аутентичный экземпляр работы В. Кузнецова. К сожалению, музеи не располагали необходимыми средствами, и этот бюст был приобретен одним известным московским коллекционером за относительно невысокую цену для произведений такого класса - от 1500 до 1700 долларов.
С бюстом Карла Маркса связан ещё один интересный исторический факт. Это было первое произведение советского фарфора, приобретённое в свою коллекцию А. Морозовом, чья уникальная коллекция позже стала основой для Музея фарфора.

Среди первых "произведений монументальной пропаганды" было крупное юбилейное блюдо, созданное по рисунку С. Чехонина к октябрю 1918 года. На нём изображён герб РСФСР в золотых и ярких многоцветных красках на черном фоне. После этого был создан ряд агитационных изделий. Кроме Чехонина, который в то время руководил творческим коллективом завода, там работали также Н. Данько и В. Кузнецов, а также целая группа талантливых художников и скульпторов, включая М. Адамовича, Р. Вильде, З. Кобылецкую, А. Щекотихину-Потоцкую, В. Тимарёва и многих других.
Интересно, что в долгосрочной перспективе планировалось наладить массовое производство агитационного фарфора, сделав его доступным для "широких народных масс". Д. Штеренберг, известный художник-авангардист и бывший с 1917 года "комиссар по делам искусств в Петрограде", выражал беспокойство о том, что фарфор остаётся у коллекционеров и не доходит до "рабочих слоёв", тем самым не выполняя своей агитационной миссии. В. Ленин, в беседе с которым Штеренберг поднимал этот вопрос, заверил его, что "со временем, когда разовьётся наше хозяйство", фарфор станет доступным для рабочих и крестьян.

М. Калинин, председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, наивно полагал, что "постепенно, но, несомненно, разовьётся вкус у наших трудящихся к изящной жизни, к изящной обстановке", и они "потянутся к фарфору", осознавая, "какую радость может принести в становящейся всё более уютной квартире рабочего красивое фарфоровое произведение".
На практике ситуация складывалась несколько иначе. Фарфор выпускался весьма ограниченными тиражами - не превышая 300 экземпляров, и преимущественно предназначался для демонстрации на многочисленных зарубежных выставках, где, по словам А. Луначарского, успешно выполнял роль представителя молодого государства Советов за рубежом. С начала 1920-х годов советский художественный фарфор был представлен на выставках в различных городах, включая Ригу, Гельсингфорс, Берлин, Лондон, Париж, Стокгольм, Брюссель, Милан, Венецию, Ревель и Париж. Как отметил французский журналист: "Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре".

Это мнение подтверждает и наш соотечественник, коллекционер В. Охочинский. В журнале "Среди коллекционеров" (№№ 8-9, 1921) он поделился впечатлениями от выставки изделий ГФЗ за период 1919-1921 годов, проведенной в заводском магазине. Коллекционер отметил, что "среди всех форм современного русского изобразительного искусства лишь Государственный фарфоровый завод смог найти новые пути и методы живописи, которые могут занять почетное место в истории искусства под названием "пролетарский стиль". Дополнительное подтверждение этому факту было явлено на выставке в Брюсселе, где группа белоэмигрантов напала на витрину советского фарфора.
В самой Стране Советов агитационный фарфор можно было увидеть лишь за стеклом, выставленным на центральных улицах Москвы и Петрограда. Художник Елена Данько, сестра скульптора Натальи Данько, вспоминала: "Те, кто помнят Петроград тех лет, вспоминают выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод молчаливые дома, в окнах которых мерцали иглистые звездочки - следы недавних пуль, - те помнят и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад".

Однако мир остался прежним, а агитационный фарфор превратился в предмет коллекционирования. Рассмотрим связанные с ним проблемы спроса и ценообразования на российском антикварном рынке.
Итак, художественные достоинства и коллекционная привлекательность агитационного фарфора были очевидны и неоспоримы уже для современников. Упомянутый ранее В. Охочинский выражал сожаление о том, что завод не продавал свои изделия, и надеялся на предстоящий аукцион в пользу голодающих. Особенно ценными считались изделия, специально созданные для участия в аукционных торгах, которые имели особую марку с надписью "В пользу голодающих" и датой "1921". Акция, направленная на помощь голодающим в Поволжье, включала также участие агитационного фарфора в аукционных торгах за рубежом.

Первый номер журнала "Эхо" за 1922 год, рассказывая об успехе советского фарфора за границей, приводит следующий факт: после одного из обедов в Стокгольме была продана с импровизированного аукциона в пользу голодающих детей фарфоровая тарелка с изображением В. Ленина. "Присутствовавшие на аукционе капиталисты наперебой набивали цену, мечтая "завладеть Лениным". Речь идёт об известной тарелке М. Адамовича с портретом В. Ленина, выполненным по рисунку Н. Альтмана. Популярность советского фарфора первых послереволюционных лет, особенно у иностранных коллекционеров, подтверждается и в журнале "Среди коллекционеров". В номере 10 за 1921 год сообщается, что Петровнешторгом был арендован пароход "Руно" для перевозки различных товаров в Лондон, в том числе фарфора. Обозреватель антикварного рынка подводит итог: "На наш фарфор имеется огромный спрос со стороны европейских коллекционеров, особенно на изделия ГФЗ, выпущенные в ознаменование того или иного политического события и снабженные соответствующими лозунгами". И добавляет: "За последнее время, в связи с приездом иностранцев, цена на фарфор и русские художественные изделия возросла почти вдвое, и сильно повысился интерес к произведениям искусства, как нового, так и старого".
Таким образом, советский фарфор становится не только инструментом агитации "за власть Советов", но и превращается в весьма прибыльную статью дохода. Об этом свидетельствуют некоторые данные аукционных торгов, проведенных, например, в Петроградском Доме искусств в сентябре 1921 года. За две "старые" тарелки ИФЗ было уплачено 19 800 рублей, за пару "новых" тарелок 1919 года - 22 000 рублей.

Еще один пример: в октябре 1921 года магазин Государственного фарфорового завода неожиданно открыл свободную продажу своих изделий, видимо, после закрытия упомянутой ранее выставки. "Фигурки последнего выпуска" продавались за 400 000 рублей, тарелки - от 12 000 до 300 000 рублей. Самой дорогой оказалась известная агитационная тарелка М. Адамовича "Красная звезда" с кобальтовым бортом, украшенным золотыми колосьями.
Несомненно, наступление НЭПа способствовало оживлению антикварного рынка, однако, как отмечал обозреватель рубрики "Московский антикварный рынок" журнала "Среди коллекционеров" М. Строев: "Было бы ошибочно считать, что антикварный рынок возник только с введением в жизнь новой экономической политики: этот рынок существовал всегда, в течение четырех лет революции; разница лишь в том, что тогда он был закрытым, вещи покупались определенным кругом лиц, увлеченных коллекционированием. Теперь рынок стал открытым - антикварная торговля вышла на улицу, появились профессиональные антиквары, новые покупатели, новые вкусы, и даже специалисту сложно отследить все изменения на рынке в плане цен или спроса на определенные предметы". Эти размышления отражают ситуацию на современном антикварном рынке России, который в 1990-х годах, после "дефолта", также пережил активное развитие.

Вернемся в начало прошлого века. С приближением 1937 года ситуация стала меняться. Официальное отношение к многим художникам, участвовавшим в создании агитационного фарфора, изменилось. Так, С. Чехонин, ранее описываемый как "верный спутник революции - трубадур советской государственности", как сформулировал его А. Эфрос (Профили. "Федерация", К., 1930), теперь был представлен как "идеолог оттесненных капитализмом групп, восстановитель старой аристократической романтики" и, в целом, "представил себя как выражение идеологии, чуждой пролетариату".
В качестве забавного примера можно упомянуть "критический анализ" рисунка с "советским сюжетом" под названием "Новгородская стройка". В одной из статей сборника "Художественное оформление массовой посуды", выпущенного в 1932 году, Н. Соколова отмечает, что художник не только не смог "творчески интерпретировать идею социалистического строительства", но и оказался "неспособным раскрыть идеологическое содержание темы". И вовсе неясно, жалуется автор, "к чему агитирует художник, какое направление мы вместе с ним выбираем, - его "случайный" ветер сдувает сразу в две разные стороны". Художник, по его словам, допустил "ошибку" - направил дым из труб влево, а парус лодки, проходящей под мостом, - вправо.

Стоит напомнить, что речь идет лишь о рисунке для декорирования массовой посуды. Иронично, что отдельные предметы фарфоровой посуды с этим рисунком хранятся в многих музейных коллекциях, а на одном из последних антикварных салонов был выставлен целый чайный сервиз в отличном состоянии, продаваемый за небольшие деньги. Однако, увы, даже эта сумма не была найдена у музея.
Неудивительно, что в контексте своего времени художественные предпочтения коллекционеров существенно менялись. В период утверждения "сталинского ампира" во второй половине 1930-х годов особую популярность приобретали вещи, которые были бесспорными и связанные с традициями русского классицизма прошлых веков. В такой "царской" атмосфере коллекция советского фарфора последних лет казалась почти аномалией, если не сказать чудаковатой. Мария Владимировна Миронова, чья коллекция вместе с Александром Менакером начинала формироваться в 1930-х годах, вспоминала: "Наши друзья часто шутили нас из-за этого увлечения: настоящие коллекционеры занимаются стариной, а вы - собираете "черепки". Но, нужно признать, в то время было гораздо проще собирать старину, чем агитационный фарфор".

Тем не менее, именно в эти годы начало своё развитие новое поколение коллекционеров, которые, хоть и не обладали тем же размахом, что и предшественники, но были движимы желанием сохранить культурные ценности для будущих поколений. В это время начали формироваться коллекции советского фарфора, в том числе агитационного. Помимо уже упомянутых Марии Мироновой и Александра Менакера, можно назвать Федора Вишневского, Елену Кристи, Станислава Бакулина, Леонида и Елену Утёсовых, чьи интересы в коллекционировании включали и агитационный фарфор.
Честно говоря, следует отметить, что в Москве и Ленинграде продолжали функционировать антикварные магазины, где можно было приобрести предметы раннего советского фарфора. Например, Государственный музей керамики, который уже тогда находился в подмосковной усадьбе "Кусково", в 1939 году через свой антикварный магазин приобрел скульптуру Натальи Данько "Пятилетие Красной Армии", а в 1949 году — фигурку Бориса Кустодиева "Гармонист".

В 1950-1960-х годах коллекционирование наконец получило официальный статус, постепенно расширяясь и приобретая престиж и моду. Появились новые коллекции наряду с теми, что сложились еще до войны. Некоторые были комплексными, а другие ориентировались на определенное направление. Наиболее ценные коллекции раннего советского, включая агитационный, фарфора в то время находились у Станислава Бакулина, Марии Мироновой, Александра Менакера, Утесовых в Москве и у Ольги Рыбаковой, Валентины Голод, Иосифа Эзраха, Елены Рыковой-Саяновой в Ленинграде. Однако до определенного времени эти коллекции и имена их владельцев были известны лишь очень узкому кругу специалистов и любителей, а сам агитационный фарфор оставался малоизвестным широкой публике и практически не привлекал внимания, как внутри страны, так и за ее пределами.
В послевоенные годы агитационный фарфор впервые был представлен на выставке "Советский художественный фарфор завода имени М.В. Ломоносова", организованной ЛФЗ совместно с Государственным Русским музеем и экспонировавшейся в залах ГРМ с 1954 по 1957 годы (краткий каталог-перечень выставки был издан в 1961 году). Однако настоящей попыткой "легализовать" ранний советский фарфор и представить его широкой аудитории стало издание в 1962 году каталога собрания Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века", включающего 174 произведения советского фарфора 1918-1923 годов. Этот каталог был снабжен научным комментарием, содержал биографии художников, заводские марки и авторские метки. На сегодняшний день это издание является почти раритетом (тираж составил 5 000 экземпляров).

В последующие годы агитационный фарфор включался в постоянные музейные экспозиции и регулярно участвовал в выставках, проводимых внутри страны. Например, на выставках "Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции" в 1967 году и "50 лет советской керамики и стекла" в 1967 году. К обеим выставкам были изданы каталоги. Появлялись также отдельные публикации, посвященные этой теме. Одной из самых значимых является монография Л. Андреевой "Советский фарфор 1920-1930 годов", изданная в 1975 году. После участия на выставках "Москва - Париж" в Париже и Москве (1979, 1981) и "Искусство в производстве" в Оксфорде и Лондоне (1984, 1985) агитационный фарфор привлек внимание на Западе. С тех пор он стал объектом интереса на аукционах Сотбис и Кристи, а также стал предметом коллекционирования для крупнейших западноевропейских и американских музеев.
В 1990 году в Лондоне была выпущена первая книга зарубежного автора, посвященная раннему советскому фарфору: "Revolutionary Ceramics Soviet Porcelain, 1917-1927". Ее автором стала Нина Лобанова-Ростовская, супруга известного коллекционера Никиты Лобанова-Ростовского. Коллекция раннего советского фарфора, принадлежавшая Николасу Линну и представленная в книге, вскоре была продана на аукционе Сотбис.

Однако вернемся к настоящему времени. За последние десять с лишним лет в России появился и законодательно урегулировался новый антикварный рынок. Он постепенно расширялся и изменялся, проходя различные этапы развития. В том числе был отмечен бурным всплеском аукционных торгов в 1993-1994 годах, а затем временным спадом из-за политических и экономических нестабильностей, наступивших в 1995 году. С 1996 года стали стабильной практикой весенние и осенние Российские антикварные Салоны, организованные фирмой Экспо-Парк. Они стали важным событием как для антикваров, так и для потенциальных покупателей и любителей "старых" искусств.
Постепенно выявился устойчивый спрос на определенные категории антиквариата, включая агитационный фарфор, который нашел свое место, в значительной степени определяемое предпочтениями новых покупателей. К сожалению, многие ценные коллекции раннего советского фарфора, ушедших из жизни их владельцев, перестали существовать, разъехавшись по разным коллекциям. Некоторые из них частично или полностью попали в музейные собрания. Коллекция Бакулина сейчас находится в Государственном музее керамики в Кусково. Собрания Рубинштейна и Гридневой были инкорпорированы в Третьяковскую галерею и Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства соответственно. Коллекции Утёсова, Мироновой и Менакера также находятся в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Коллекция П. Данилова стала основой собрания А. Гарина, одного из немногих и, пожалуй, лучших собирателей раннего советского фарфора в Москве в настоящее время.
В общем, круг российских коллекционеров агитационного фарфора чрезвычайно ограничен, и это не они определяют спрос на данный вид антиквариата. Большинство предметов в разной степени переходят на Запад или приобретаются как объекты для инвестирования, с целью последующей продажи с прибылью. Из-за этого уровень цен на агитационный фарфор на внутреннем антикварном рынке пока ниже, чем на Западе. Однако ситуация начинает постепенно меняться: формируется новое поколение "грамотных" коллекционеров, которые часто привлекают опытных антикваров и экспертов для создания собственных или корпоративных коллекций.

Давайте проиллюстрируем это несколькими примерами, особенно аукционными продажами 1990-х годов.

1. Альфа-Арт (Москва), 3 апреля 1993 года:
  • Скульптура Н. Данько "Работница, вышивающая знамя" продана за 1000 долларов при прогнозе 550-750.
  • Скульптура "Часовой" Т. Давтяна продана за 500 долларов при прогнозе 100-150.

2. Антиквар (Санкт-Петербург), 12 мая 1993 года:
  • Скульптура "Милиционер" Н. Данько продана за 800 долларов.

3. Альфа-Арт (Москва), 26 февраля 1994 года:
  • Уникальное блюдо с советской тематикой, выполненное на Волховской фарфорофаянсовой фабрике "Коминтерн" в конце 1920-х годов, не было продано с аукциона при прогнозе 3500-4500 долларов, но позже нашло своего покупателя через галерею.

4. Альфа-Арт (Москва), 11 июня 1994 года:
  • Блюдо по рисунку Р. Вильде с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" не было продано за 5000-7000 долларов, несмотря на прогноз.

5. Альфа-Арт (Москва), 22 октября 1994 года:
  • Тарелка по рисунку А. Щекотихиной-Потоцкой с агитационной надписью на немецком языке продана за 1200 долларов при прогнозе 1200-1500.

6. Антиквар (Санкт-Петербург), 6 марта 1994 года:
  • Скульптура Н. Данько "Работница, вышивающая знамя" продана за 1000 долларов.

7. Гелос (Москва), 22 декабря 1995 года:
  • Две тарелки с агитационными надписями по рисункам С. Чехонина были предварительно оценены в 700-800 долларов.
После 1996 года антикварная торговля возвратилась к привычной схеме, и аукционные торги, главным образом дилерские, в настоящее время регулярно проводит только фирма "Гелос". Подлинные и качественные произведения агитационного фарфора редко появляются на открытом рынке, преимущественно это касается мелкой пластики. Наиболее востребованы фигурки, созданные Н. Данько и В. Кузнецовым. Например, на последнем антикварном Салоне не было представлено ни одной агитационной тарелки. Поэтому официальная статистика продаж, включая цены реализованных предметов, отсутствует.
Из моего собственного опыта могу подтвердить, что средняя дилерская цена агитационной тарелки обычно колеблется от 1000 до 3000 в зависимости от автора, сюжета, времени создания, наличия клейма, подписей и состояния сохранности. Более крупные и уникальные предметы могут оцениваться значительно выше. Окончательная стоимость товара может только предполагаться, но она, естественно, выше. Еще одним фактором, влияющим на стоимость предмета, помимо его художественной ценности и указанных параметров, является редкость его появления на антикварном рынке.

Для сравнения, вот некоторые результаты продаж агитационного фарфора на аукционах Сотбис:

17 июля 1996 года:
  • Редкая тарелка с росписью по рисунку В. Тимарёва, изображающая красноармейца с факелом и красным знаменем, была продана за 1600 английских фунтов, хотя её прогнозируемая цена составляла 800-1200 фунтов.
  • Блюдо М. Адамовича с фигурой красноармейца на фоне цветочной надписи "РСФСР" и датой "1918-1923" было продано за 5800 фунтов, в то время как его прогнозируемая цена составляла 8000-12 000 фунтов.

19 февраля 1998 года:
  • Тарелка по рисунку М. Адамовича "V лет Красной Армии" была выставлена с прогнозом 6000-8000 фунтов.
  • Тарелка по рисунку Н. Альтмана "Земля трудящихся" имела прогнозируемую цену 5000-7000 фунтов.
  • Тарелка по рисунку Р. Вильде с надписью "Голодающему населению Поволжья" была оценена в 1000-1500 фунтов.
  • Тарелка М. Адамовича "Красная звезда" была оценена в 4000-6000 фунтов.

8 октября 1998 года:
  • Тарелка по рисунку С. Чехонина "Синий герб" была продана всего за 700 фунтов при прогнозе 400-600.
  • Тарелка с рисунком Н. Зандера, малоизвестного широкому кругу, была продана за 1150 фунтов при прогнозе 300-400.
  • Тарелка с агитационной надписью на немецком языке была продана за 700 фунтов, соответствуя прогнозируемой цене.

18 ноября 1999 года:
  • Тарелка по рисунку З. Кобылецкой с надписью "Государственное книгоиздательство" была продана за 2200 фунтов при прогнозе 800-1000 фунтов.
  • Тарелка по рисунку Р. Вильде с надписями "Победа трудящихся" и "Октябрь 1917" также была продана за 2200 фунтов при прогнозе 1300-1500 фунтов.
  • Тарелка по рисунку С. Чехонина с "цветочной" надписью "РСФСР" была продана за 850 фунтов, хотя её прогнозируемая цена составляла 10 000-15 000 фунтов.

20 ноября 2001 года.
Привожу только прогнозируемые суммы продаж.
  • Фигурки работы Н. Данько "Матрос" и В. Кузнецова "Красноармеец" оцениваются в 2000-2500 фунтов за обе.
  • Фигурка Н. Данько "Вышивающая знамя", вместе с другой фигуркой не агитационного содержания, прогнозируется стоимостью 2000-2500 фунтов за обе.

В заключение, хочется предложить несколько советов начинающему коллекционеру агитационного фарфора. Считаю, что опытному антиквару они могут показаться излишними, однако для новичка они могут быть полезными.

Прежде всего, следует удостовериться в подлинности приобретаемого объекта, что в случае с агитационным фарфором не всегда просто. Количество подделок постоянно растет, и качество фальсификаций постоянно улучшается.

Интересно отметить, что подделки агитационного фарфора появились практически сразу. В 1923 году завод обратился к Уполномоченному представителю СССР в Германии с письмом, сообщая о копировании изделий завода и их продаже как подлинных, что причиняло серьезный ущерб. Считается, что наиболее надежными агитационными тарелками являются те, которые выполнены на дореволюционном белье. Под "агитацией" в первые послереволюционные годы использовались не расписанные, но маркированные изделия Императорского фарфорового завода, такие как марки "Н-II" или "А-III", реже "А-II", или марки Временного правительства.

Одновременно с использованием старого белья в эти же годы выпускались изделия, отформованные в послереволюционное время, с новой маркой, нанесенной зеленой краской под глазурь. Характер написания марок, их даты, цвета и способы нанесения менялись в разные годы. Заводские марки часто сопровождаются специальными знаками и монограммами художников. Понимание этого сложного материала - залог правильной атрибуции агитационного фарфора.

При формировании коллекции рекомендуется в первую очередь ориентироваться на работы ведущих художников ГФЗ: С. Чехонина, А. Щекотихиной-Потоцкой, М. Адамовича, З. Кобылецкой, Р. Вильде. Они представляют классические произведения, которые ценятся высоко. Однако не стоит отказываться от работ менее известных авторов, особенно если они представляются по доступной цене. Для опытных коллекционеров особый интерес представляют редкие или уникальные предметы, которые могут не иметь аналогов в известных коллекциях.

Также следует отметить, что понятие "агитационный фарфор" включает не только изделия ГФЗ-ЛФЗ первого послереволюционного десятилетия, но и работы других заводов, таких как Дулёвский, Дмитровский, Волховский и Конаковский фаянс. Эти изделия, хотя и уступают по качеству искусства произведениям ГФЗ, имеют свой "провинциальный" шарм и являются редкими.
Если у вас есть желание пополнить свою коллекцию фарфоровых изделий, то вы можете обратиться к нашим проверенным магазинам-партнёрам.
Список наших магазинов-партнёров
Если у вас есть антикварные или винтажные предметы, которые вы хотите продать или оценить – воспользуйтесь Ястрикс. Приложение соберёт оценочную стоимость выкупа со всех специализированных организаций вашего города: скупок, ломбардов, комиссионных и антикварных магазинов.

Это бесплатно и совершенно безопасно. Ястрикс не собирает и не передаёт ваши контактные данные.
Хочу оценить свой фарфор
|
Подпишись на Telegram-канал
Получай уведомления о выходе новых статей
Подписаться
Назад
На главную
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!