больше, чем скупка или ломбард
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Назад
Очки как произведение искусства
Из древних источников следует, что с давних времен люди стремились улучшить свое зрение. Согласно Сенеке, крошечные буквы становились более четкими и крупными, если смотреть на них через стеклянный сосуд, наполненный водой, а Нерон наблюдал за гладиаторским поединком через изумруд.

Сегодня очки широко известны, однако не каждый сразу скажет, к какой категории предметов они относятся. С одной стороны, очки — это своего рода протез, исправляющий физическую нехватку у человека. С другой стороны, они также являются модным аксессуаром. Очки очень заметны на лице и обычно привлекают внимание окружающих. Поэтому вопросы удобства и соответствия зрению неотделимы от их формы и дизайна.

Эти основные характеристики — практичность и эстетика — сохранялись в той или иной степени на протяжении всей истории существования очков. К сожалению, документальных свидетельств об этом осталось очень мало. Может показаться странным, но даже имя изобретателя очков неизвестно. Мог ли это быть Бернар де Гондон, врач из Монпелье, или Сальвино д’Армати из Флоренции? Также упоминаются монах Александр Спина и знаменитый ученый Роджер Бэкон. Поскольку все они жили в конце XIII века, можно считать, что очки появились в это же время — около 1280 года.
Из древних источников следует, что с давних времен люди стремились улучшить свое зрение. Согласно Сенеке, крошечные буквы становились более четкими и крупными, если смотреть на них через стеклянный сосуд, наполненный водой, а Нерон наблюдал за гладиаторским поединком через изумруд.

Сегодня очки широко известны, однако не каждый сразу скажет, к какой категории предметов они относятся. С одной стороны, очки — это своего рода протез, исправляющий физическую нехватку у человека. С другой стороны, они также являются модным аксессуаром. Очки очень заметны на лице и обычно привлекают внимание окружающих. Поэтому вопросы удобства и соответствия зрению неотделимы от их формы и дизайна.

Эти основные характеристики — практичность и эстетика — сохранялись в той или иной степени на протяжении всей истории существования очков. К сожалению, документальных свидетельств об этом осталось очень мало. Может показаться странным, но даже имя изобретателя очков неизвестно. Мог ли это быть Бернар де Гондон, врач из Монпелье, или Сальвино д’Армати из Флоренции? Также упоминаются монах Александр Спина и знаменитый ученый Роджер Бэкон. Поскольку все они жили в конце XIII века, можно считать, что очки появились в это же время — около 1280 года.
В XI веке, до появления очков, люди использовали лупу в повседневной жизни для коррекции зрения. Чтобы исправить дефекты зрения, часто приходилось объединять две лупы. Очки, вероятно, были изобретены случайно, поскольку понимание свойств глаза как оптического инструмента пришло намного позже, в результате работ Йоханна Кеплера (1571 — 1630). Изготовление очков, в основном, осуществлялось в Венеции и Южной Германии. Первые очки были складными, но к XV веку их начали выпускать в прочных оправах, что улучшило удобство их использования. Вскоре стало обычным закрепление очков за ушами с помощью лент или веревок.

Очки были дорогими и считались одним из признаков богатства, придавая своему владельцу определенный социальный статус. Например, в инвентаре Карла VI в 1399 году упоминались “очки большие гладкие в оправе из черного рога”, а в 1401 году в описи имущества герцога Бургундского они уже упоминались в золотой оправе. В Испании XVII века ношение очков указывало на принадлежность к аристократии, и размер очков подчеркивал богатство их владельца.

Сначала очки использовали только дальнозоркие люди, но в XVI веке ими стали пользоваться и близорукие. В течение этого столетия появились новые материалы для изготовления оправ, такие как китовый ус, железная проволока и проволока из латуни, что сделало очки более изящными и привлекательными. В XVII веке у очков появились длинные заушники, поддерживающие их за чепцом или париком, чтобы они не соскальзывали.

Дужки очков были изобретены только в XVIII веке, изначально они были негнущимися и завершались тампонами, обтянутыми бархатом, которые кладлись на виски. Потом начали применять пружинящие материалы для дужек, что позволило удерживать очки за ушами.

Постепенно очки стали носить не только для коррекции зрения, но и для защиты от пыли и, даже, от чумы, так как считалось, что страшная болезнь может передаваться взглядом. В Венеции XVIII века использовались специальные очки “гондола”, предохранявшие глаза от блеска солнечного света на водной поверхности — это можно назвать предшественниками солнцезащитных очков. В XIX веке в Англии стали носить овальные очки, которые лучше сочетались с пропорциями лица, и вскоре они распространились и в других европейских странах.
В XI веке, до появления очков, люди использовали лупу в повседневной жизни для коррекции зрения. Чтобы исправить дефекты зрения, часто приходилось объединять две лупы. Очки, вероятно, были изобретены случайно, поскольку понимание свойств глаза как оптического инструмента пришло намного позже, в результате работ Йоханна Кеплера (1571 — 1630). Изготовление очков, в основном, осуществлялось в Венеции и Южной Германии. Первые очки были складными, но к XV веку их начали выпускать в прочных оправах, что улучшило удобство их использования. Вскоре стало обычным закрепление очков за ушами с помощью лент или веревок.

Очки были дорогими и считались одним из признаков богатства, придавая своему владельцу определенный социальный статус. Например, в инвентаре Карла VI в 1399 году упоминались “очки большие гладкие в оправе из черного рога”, а в 1401 году в описи имущества герцога Бургундского они уже упоминались в золотой оправе. В Испании XVII века ношение очков указывало на принадлежность к аристократии, и размер очков подчеркивал богатство их владельца.

Сначала очки использовали только дальнозоркие люди, но в XVI веке ими стали пользоваться и близорукие. В течение этого столетия появились новые материалы для изготовления оправ, такие как китовый ус, железная проволока и проволока из латуни, что сделало очки более изящными и привлекательными. В XVII веке у очков появились длинные заушники, поддерживающие их за чепцом или париком, чтобы они не соскальзывали.

Дужки очков были изобретены только в XVIII веке, изначально они были негнущимися и завершались тампонами, обтянутыми бархатом, которые кладлись на виски. Потом начали применять пружинящие материалы для дужек, что позволило удерживать очки за ушами.

Постепенно очки стали носить не только для коррекции зрения, но и для защиты от пыли и, даже, от чумы, так как считалось, что страшная болезнь может передаваться взглядом. В Венеции XVIII века использовались специальные очки “гондола”, предохранявшие глаза от блеска солнечного света на водной поверхности — это можно назвать предшественниками солнцезащитных очков. В XIX веке в Англии стали носить овальные очки, которые лучше сочетались с пропорциями лица, и вскоре они распространились и в других европейских странах.
В XI веке, до появления очков, люди использовали лупу в повседневной жизни для коррекции зрения. Чтобы исправить дефекты зрения, часто приходилось объединять две лупы. Очки, вероятно, были изобретены случайно, поскольку понимание свойств глаза как оптического инструмента пришло намного позже, в результате работ Йоханна Кеплера (1571 — 1630). Изготовление очков, в основном, осуществлялось в Венеции и Южной Германии. Первые очки были складными, но к XV веку их начали выпускать в прочных оправах, что улучшило удобство их использования. Вскоре стало обычным закрепление очков за ушами с помощью лент или веревок.

Очки были дорогими и считались одним из признаков богатства, придавая своему владельцу определенный социальный статус. Например, в инвентаре Карла VI в 1399 году упоминались “очки большие гладкие в оправе из черного рога”, а в 1401 году в описи имущества герцога Бургундского они уже упоминались в золотой оправе. В Испании XVII века ношение очков указывало на принадлежность к аристократии, и размер очков подчеркивал богатство их владельца.

Сначала очки использовали только дальнозоркие люди, но в XVI веке ими стали пользоваться и близорукие. В течение этого столетия появились новые материалы для изготовления оправ, такие как китовый ус, железная проволока и проволока из латуни, что сделало очки более изящными и привлекательными. В XVII веке у очков появились длинные заушники, поддерживающие их за чепцом или париком, чтобы они не соскальзывали.

Дужки очков были изобретены только в XVIII веке, изначально они были негнущимися и завершались тампонами, обтянутыми бархатом, которые кладлись на виски. Потом начали применять пружинящие материалы для дужек, что позволило удерживать очки за ушами.

Постепенно очки стали носить не только для коррекции зрения, но и для защиты от пыли и, даже, от чумы, так как считалось, что страшная болезнь может передаваться взглядом. В Венеции XVIII века использовались специальные очки “гондола”, предохранявшие глаза от блеска солнечного света на водной поверхности — это можно назвать предшественниками солнцезащитных очков. В XIX веке в Англии стали носить овальные очки, которые лучше сочетались с пропорциями лица, и вскоре они распространились и в других европейских странах.
Начиная с XVIII века, были разработаны новые формы оправ для оптических стекол, чтобы облегчить их использование. В результате этого появился и стал популярным лорнет (от фр. lornette — бинокль) — это был аристократический вариант очков без дужек, с ручкой. Лорнет носили на цепочке, узкой ленте или на шнурке, позволяя слабовидящим людям использовать оптические стекла только по мере необходимости. В эпоху рококо особенно ценилось умение обращаться с лорнетом, называемое “лорнированием” — это было искусство рассматривать что-либо или кого-либо с задумчивым настроением, создавая разные эффекты взгляда, например, нарочито небрежно или внимательно. Из-за этого лорнет стал модным аксессуаром, подчеркивающим принадлежность к высшему обществу.

Великую популярность лорнет получил и при русском дворе времен Екатерины II, о чем свидетельствуют выдержки из дневника Семена Парошина, воспитателя наследника престола. Эти записи описывают моменты, когда члены высшего общества использовали лорнеты на общественных мероприятиях. Такие атрибуты статуса и роскоши, как лорнет, были частью образа и этикета российской аристократии того времени.

Лорнеты оставались популярными в начале XIX века. Один из характерных эпизодов описывает их использование в статье о женской моде времен Александра I, написанной В.А. Верещагиным. В этой статье рассказывается о моде и этикете, требовавших носить лорнеты на общественных мероприятиях, даже если зрение было хорошим. Велись речи о том, что уместно было смотреть на гуляниях и в собраниях через лорнет, а не “простыми глазами”, чтобы подчеркнуть учтивость и стиль.

В то время в Европе стало модным использовать в женской моде элементы античного стиля, известного как «а l’antique». Женщины предпочитали платья без рукавов с легкими пелеринами в римском стиле, стремясь имитировать античные статуи и выглядеть обнаженными. Такие платья не имели карманов, поэтому все необходимое приходилось носить в миниатюрных сумочках-мешочках, называемых ридикюлями.

Лорнеты были частью модных аксессуаров в XIX веке и меняли свою форму и отделку в соответствии с модными тенденциями. В период “Belle Epoque” (красивая эпоха) в начале XX века лорнеты с длинными ручками становились еще более популярными среди светских дам, они были украшены элементами стиля модерн, такими как рельефные изображения цветов. Оправы лорнетов могли быть из металла или панциря черепахи, украшенные стилизованными цветами. Они придавали своим владельцам утонченный и элегантный вид.

С началом 1920-х годов стало модным использовать толстые оправы из панциря черепахи или их имитаций из бакелита и целлулоида для очков. Лорнеты, однако, вскоре вышли из моды и стали атрибутом прошлого.

В XIX — начале XX века, помимо лорнета, популярным был монокль — круглое оптическое стекло для одного глаза, которое крепилось в глазной впадине и удерживалось надбровной дугой. Этот предмет в сущности представлял собой ту же лупу, которой пользовались в XVII—XVIII веках для рассмотрения миниатюр. Монокль также называли “моноклем”, и в те времена начала мода вставлять стеклянный кусочек в глаз. Его можно было носить на шнурке, в золотой оправе или даже без нее. Французский аристократ граф де Бофмон даже носил монокль на полях своей шляпы. Существовали также и четырехугольные монокли. Использование монокля считалось искусством, важным для светской элегантности, и всегда ассоциировалось с роскошью. В XIX — начале XX века монокль был популярен среди дипломатов и офицеров, особенно популярен среди прусских и германских аристократов. После Первой мировой войны монокль вышел из моды и полностью исчез из употребления.

Еще одним видом очков, который стал модным в середине XIX века и был популярен до конца столетия, были пенсне — очки без заушных дужек, которые удерживались на носу с помощью пружины, зажимающей переносицу. Их оправа была тонкой и легкой. Пенсне были популярны из-за своей незаметности по сравнению с обычными очками.

В 1825 году парижские газеты отметили появление театральных биноклей. Они имели изящную форму и разнообразную отделку. Чаще всего антикварные бинокли, которые можно встретить на рынке, облицованы перламутром и украшены орнаментальной гравировкой. Некоторые из них дополнительно украшены расписными эмалями и драгоценными металлическими накладками с драгоценными или полудрагоценными камнями. Бинокли иногда соединялись с веерами, без которых светская дама не могла явиться на представление. В Музее Гальера в Париже представлен веер, соединенный с театральным биноклем, работа известной фирмы Дювельруа. Однако соединение этих предметов могло быть не очень надежным из-за хрупкости материалов, используемых для изготовления вееров, таких как перламутр, кости и черепаха, а также тонкие материалы для экрана. Впрочем, вееры с театральными биноклями на антикварном рынке или в коллекциях встречаются редко, что может указывать на их недолговечность и непрактичность.

В XIX веке, благодаря улучшению дорожной инфраструктуры и развитию новых видов транспорта, туризм стал широко распространенной страстью среди обеспеченных слоев общества. В это время появились подзорные трубы для дам, которые позволяли им наслаждаться морскими и горными пейзажами. Эти оптические приборы были компактными по размеру и оформлялись с использованием благородных материалов, таких как перламутр, аналогично театральным биноклям.

В XIX веке, параллельно с индустриальным развитием, появились специальные защитные очки, необходимые для работы в условиях повышенного запыления на фабриках, заводах, в лабораториях и шахтах. Фабрикант оптических и физических приборов Иван Яковлевич Урлауб рекламировал “новейшие защитные очки” для работников, предоставляя иллюстрированные каталоги бесплатно. Эти защитные очки, хотя и не являлись предметом художественного декора, сегодня представляют интерес для коллекционеров и вызвали бурное внимание на английском антикварном рынке.

С расширением популярности спорта в XX веке солнцезащитные очки стали неотъемлемым аксессуаром летней одежды для элегантных женщин и стильных мужчин.

До конца XVIII века очки продавались торговцами галантерейными товарами, которые путешествовали от деревни к деревне, как коробейники. В 1770 году они создали корпорацию под названием “Компания продавцов зеркал и оптики”, после чего появились специализированные магазины. В XIX веке в России действовало множество отечественных и зарубежных магазинов, специализирующихся на продаже очков. Одной из крупнейших фирм была фирма И.Э.Мильку, обладателя почетного титула “Оптик двора Его Величества”, основанная в 1840 году. В 1911 году у фирмы уже было три магазина в центре Петербурга.

Формы очков постоянно эволюционировали, так как для изготовления оправ использовались все новые материалы. Очки превратились в настоящее украшение, которое дополняло и подчеркивало индивидуальность своих владельцев.

Производители оптических изделий стали истинными художниками.

Во второй половине 1940-х годов парижский оптик Пьер Марли стал первым “кутюрье” очков. Он создавал очки по заказам известных модельеров для знаменитостей той эпохи: Брижитт Бардо, Одри Хепберн, Софи Лорен, Джонни Холидей. Король Бельгии Бодуэн и президент Франции Валери Жискар д’Эстен также были его клиентами. Пьер Марли не только был автором очков, но и крупнейшим коллекционером. В центре Парижа, неподалеку от Дворца Тюильри, на улице Риволи, открыт уникальный Музей очков, где представлена его коллекция, насчитывающая более трех тысяч предметов. Экспозиция в музее не только отражает развитие оптической науки, но и демонстрирует художественное оформление очков, лорнетов, моноклей и других оптических изделий.

При коллекционировании очков и их различных вариаций важно обращать внимание на футляры, которые редко встречаются и иногда представляют художественную ценность. Стиль отделки футляров изменялся в соответствии с эстетическими вкусами времени. Например, в первой четверти XIX века, когда в России процветало производство изделий из мельчайшего бисера, футляры часто покрывались полихромной бисерной работой с изображением цветов и классических орнаментов. В эпоху модерна предпочтение отдавалось футлярам из серебра, которые украшались рельефами, чеканкой, чернением, гравировкой, цветными эмалями и драгоценными камнями. В разные периоды для облицовки футляров также использовались перламутр, панцирь черепахи, кожа акулы и крокодила.

История очков также отражена в изобразительном искусстве, особенно в портретном жанре. До эпохи романтизма изображение человека в очках было редким явлением, даже если он постоянно носил очки. Существует лишь несколько портретов от старых мастеров, на которых изображены люди в очках.

В XIX веке в европейском изобразительном искусстве углублялось развитие реализма с нотками натурализма и бытописательства. Портретисты и художники-жанристы старались передавать все более точные детали. Это время также характеризовалось тем, что очки, монокли и лорнеты начали появляться на полотнах живописцев и в скульптуре. В конце XIX — начале XX века очки стали иметь самостоятельное выразительное значение в изобразительном искусстве. Например, на акварельном портрете художественного критика К.А.Сюннерберга, созданном М.Добужинским, художник подчеркнул отчужденность своего героя, изобразив его стоящим спиной к окну, а очки создают загадочный и недоступный вид.

В наше время очки остаются популярным аксессуаром, не утратившим своих позиций среди других модных предметов. Современные дизайнеры каждый сезон предлагают новые модели очков, привлекая все больше внимания коллекционеров к этому виду аксессуаров.
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!