Все скупки, ломбарды, комиссионные и антикварные магазины тут
больше, чем скупка или ломбард
Все скупки, ломбарды, комиссионные и антикварные магазины тут
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Назад
Влияние сюжета на ценообразование икон
Цена икон определяется несколькими факторами. В период советской эпохи ключевым аспектом ценообразования была дата создания иконы. Связь между временем изготовления и стоимостью часто была прямой. Старый возраст иногда приводил к тому, что авторская живопись практически утрачивалась, что сказывалось на цене. В настоящее время многие старые коллекционеры пытаются продать иконы через аукционы за значительно меньшую цену, чем ту, что они за них заплатили.
Современные тенденции в рынке икон
В современной динамике покупатель чаще выбирает хорошо сохранившуюся икону XIX века перед руиной XVI века, несмотря на то, что последняя может стоить значительно меньше. Потеря значимости академических характеристик икон, таких как датировка и авторство, связана с расширением круга покупателей за счет людей, не имеющих профессионального опыта в коллекционировании и видящих икону прежде всего как объект восхищения или духовное изображение. Именно предпочтения этой категории покупателей, которые сейчас составляют абсолютное большинство, определяют динамику рынка.

При анализе соотношения цены и сюжета мы вступаем в область современного общественного восприятия иконы. За последние 15 лет истории иконного рынка сложилась традиция, от которой во многом зависит прибыльность торговли иконами. В рамках этой традиции существует своя иерархия сюжетов, от "неактуальных" до самых "востребованных". Значимость этой иерархии сравнима с ролью датировки в прошлом: как малый интерес вызывали поздние иконы тогда, так малый интерес вызывают сегодня иконы с "плохим" сюжетом, несмотря на их древность или качество исполнения (в определенной степени).
Изменения в предпочтениях сюжетов икон
За последние 10-15 лет наблюдаются значительные изменения в иерархии сюжетов икон. Внимание покупателей постепенно переключается от сложных многофигурных композиций к более лаконичным. В конце 80-х - начале 90-х годов самыми востребованными считались иконы на сюжеты "Воскресение - Двенадцать праздников", "Минеи", изображения святых соборов, "лечебники", а также "Покров" и другие праздники с большим количеством изображенных лиц. Некоторые владельцы икон до сих пор используют подсчет лиц на иконе как способ определения ее цены: "Тут 40 лиц!". Эти странные способы оценки икон являются отголоском времен, когда избыточность многофигурных композиций соответствовала высокому интересу к иконе в целом. Подробности и сцены считались вершиной "иконности". Однако, когда первая волна ажиотажа утихла, поверхностное восприятие икон сменилось более глубоким, и интерес переключился с декоративных икон на те, которые обладают более глубокой психологической выразительностью.

За последние десять лет люди приобрели опыт благочестия в повседневной жизни, и, следовательно, выросли требования к иконе в качестве моленного образа, который должен нести большую эмоциональную нагрузку. Поэтому высокие цены на иконы с изображениями "Праздников" или "Минеи" в салонах уже неактуальны. В настоящее время покупатели в основном ориентируются на чувственное восприятие, предпочитая лаконичные архетипические сюжеты: Вседержитель, Богородица или известных святых.

Эта ситуация приводит к более равномерному соотношению между предложением и спросом: наибольший интерес вызывают традиционные иконографии, которые всегда могут быть удовлетворены, поскольку их можно найти в большом количестве. Однако психология современного человека не всегда соответствует некоторым особенностям православного мировоззрения, отраженным в старых иконах.
Изменения в предпочтениях сюжетов икон и их влияние на рынок
Заметно, что за последние 10-15 лет существенно изменилась иерархия сюжетов в иконописи, особенно относительно "гробовых" и "кровавых" тем. Эти сюжеты, включая "Воскресение", "Троицу", "Успение", сцены страстного цикла, а также изображения святых мучеников, играют ключевую роль в иконописи, иллюстрируя основные доктринальные темы христианства, такие как преодоление смерти через жертву на Кресте и Воскресение. Однако, атрибуты и символы смерти, которые часто присутствуют в этих композициях, отталкивают покупателей.

Продажа икон на сюжет "Воскресение" всегда достаточно сложна из-за изображения гроба. Еще большие трудности возникают с композицией "Распятие", которая переполнена сценами насилия. Иконы "Троица" с изображением заклания тельца имеют значительно меньше шансов быть проданными, чем более лаконичные варианты. К примеру, "рублевский" вариант "Троицы" без крови. Изображение чаши с головой тельца на "Троице" или жертвенного младенца на иконе "Иоанн Предтеча — Ангел пустыни" также снижает спрос. Сцены, связанные с "Усекновением главы Иоанна Предтечи", практически не могут быть реализованы на коммерческом уровне. Даже высококачественные иконы этих сюжетов могут оставаться безвостребованными, продаваясь за незначительные суммы.

Такая резкая реакция покупателей является новым явлением. В эпоху профессионального коллекционирования такой категоричности не наблюдалось. Ранее преобладало академическое и эстетическое восприятие икон, а мистический аспект стал заметен только в период перестройки. Начально, в эйфории и суете вокруг старых икон, одним из главных критериев цены была насыщенность композиции, мистические ноты были менее яркими. Однако с ростом требований к личностной значимости иконы, она стала рассматриваться как психологически индивидуальное существо, способное на эмоциональное воздействие, что привело к усилению требований к содержанию изображений.
Мы почти каждый день сталкиваемся с таким чутким отношением. Люди забирают только что сданные на комиссию иконы, потому что без них в доме что-то кажется не так. Когда присылают фотографии икон, полностью заслоненные бликом от лобового удара фотовспышки, люди в письмах извиняются и объясняют, что "она не позволяет себя снимать". Покупатели берут икону под залог ее полной стоимости, чтобы сначала проверить ее, "провести с ней ночь". Целители приносят на продажу уже использованные иконы. Икону нельзя класть в сумку вверх ногами, иначе можно упасть: "Бог тебя самого вверх ногами поставит".

Слухи о "самообновляющихся" иконах звучат устойчиво и не иссякают. К этому добавляется сознание, что продавать и даже покупать икону считается греховным. В целом сегодня вокруг старых икон царит атмосфера настороженного почтения, с некоторым оттенком мистицизма. Неудивительно, что при таком отношении изображение отрубленной головы или гроба на иконе производит особое впечатление на зрителя. И это имеет непосредственные материальные последствия.

Недавно на одном из крупнейших аукционов была приобретена уникальная икона первой половины XVII века "Лествица с притчами". Из-за особенностей сюжета на иконе несколько раз повторяется изображение мертвого тела, что делает ее имеющей "официальный" изъян. Этот факт в конечном счете позволил нынешнему владельцу приобрести ее за очень низкую цену.
Взгляд на икону: от источника умиротворения к идейному контексту
Современный человек стремится найти в иконе источник абсолютного умиротворения, который должен быть явлен сюжетом напрямую. Мы верим, что с накоплением опыта восприятия иконы мы сможем не только реагировать на изображение напрямую, но и вникать в его идейный контекст.

Ведь в древности "гробовые" и "кровавые" сюжеты воспринимались совсем иначе, и человек того времени находил в них умиротворение не меньшее, чем в образе Богородицы. На иконе "Распятие" изображался череп Адама, символизирующий избавление человечества от греха благодаря крови Христа, что означало надежду на наследование царства Божия. "Успение" Христа со спеленатым младенцем на руках — душой Богородицы — подчеркивало христианское понимание смерти как второго рождения.

Иллюстрации притч напоминали о смерти, чтобы показать человеку ценность жизни и возможности обретения бессмертия в будущем. Отторжение, которое вызывают некоторые сюжетные детали у современного зрителя, объясняется не их темным характером, а тем, что мы не всегда улавливаем ту высокую ноту, которая заложена в каждой из них.
Взгляд на покупателя икон: особенности и изводы
Чувствительность покупателя к деталям иконографии и названиям изводов настолько высока, что иногда даже малозаметная деталь способна обратить безвинный сюжет в "неблагополучный". Например, многие избегают икон Богородицы с названиями, содержащими слово "скорбь", такие как "Всех скорбящих радость", по причине ассоциаций со словом "скорбь". Также игнорируются изображения Богородицы, связанные с "бедами" или "взысканием погибших". Сюжет "Троеручица", хоть и считается редким, но не всегда пользуется спросом из-за своей необычности, считается "на любителя".

Икону "Нечаянная радость" по какой-то причине приписывают мистическую репутацию, связанную с "бандитизмом". Покупать такие иконы можно, но продавать опасно, так как к ним часто привязываются странные события. Некоторые покупатели даже недоумевают, видя Богородицу на этой иконе "вверх ногами".

Придирчивость покупателя к непонятным деталям изображения следует воспринимать как высокие требования к святыне, которой человек хочет полностью довериться. Следует понимать, что такие предпочтения связаны с желанием глубже понять и вникнуть в сакральное значение изображенных сцен.

Наиболее востребованы патрональные и именные иконы. Именные иконы всегда привлекают внимание, и их сюжет определяет их коммерческую ценность. Продажа именных икон всегда вызывает большой интерес и довольно редка, но ведет к положительному результату. Вместе с тем, ситуация с распределением именных икон не всегда равномерна, и запросы на некоторые экзотические имена могут остаться без ответа.

Среди московских дилеров есть специалисты, занимающиеся поиском, покупкой, реставрацией и последующей продажей именных икон. Они находят такие иконы на антресолях, где они могли храниться уже много лет, а также в семейных сокровищницах, переданных по наследству, и именно последними располагаются в самом конце. Пожилые люди, которые сохранили именные иконы, обычно не намерены их продавать; это дело потомков. Часто на обороте таких икон можно найти целые истории: даты событий, связанных с семьей, включая рождения, свадьбы, юбилеи и смерти.

Икону можно считать классической именной, если она соответствует определенным критериям. На ней должен быть изображен один святой, выполненный в высоком профессиональном стиле, с идеальным состоянием сохранности, предпочтительно в серебряном окладе и помещенный в киот. Большинство именных икон, доступных на рынке, созданы в начале XX века и связаны с образованной городской средой. Эта городская культура придала классическому виду именных икон современный облик, что делает их привлекательными для современного покупателя.

Однако количество доступных именных икон быстро уменьшается. Через несколько лет практически все существующие именные иконы, сохранившиеся до наших дней, могут найти своих новых владельцев, и рынок патрональных икон, возможно, перестанет существовать, так как люди приобретают их как талисманы на всю жизнь.

Среди именных икон особенно ценятся те, которые легко узнаваемы и имеют жанровый оттенок. Примером таких икон может служить «Чудо Георгия о змие», а также «Архангел Михаил — грозный воевода» и «Всадник страшного суда». Икон с такими сюжетами обычно редки и, как правило, дороги.

Иногда бывает сложно найти именную икону, которая соответствовала бы требуемым критериям. В таких случаях можно рекомендовать обратить внимание на изображение «Ангела-Хранителя» — это своего рода универсальный именник. Однако и сами эти иконы встречаются нечасто. Наиболее популярной среди них является икона святого Николая Чудотворца.

В каждом антикварном магазине можно найти икону Николая, причем их может быть до нескольких десятков в крупных салонах. Цены на такие иконы могут сильно варьироваться: от 30-40 долларов до нескольких тысяч.

Однако с более редкими изображениями других святых-покровителей ситуация сложнее. Многие из них утратили свое функциональное значение со временем. Например, изображения святого Антипия, покровителя зубных хворей, или икон «Всевидящее око», которые когда-то считались целебными, сейчас могут привлечь внимание только своей таинственной иконографией.

С другой стороны, некоторые святые-покровители до сих пор пользуются популярностью. Например, целитель Пантелеймон или покровители семьи и брака Гурий, Самон и Авив. Их изображения, как и именные иконы, обычно стоят гораздо дороже, чем иконы с более обычными сюжетами.

Коммерческая структура иерархии изображений святых представляет собой сложную динамику. Различие в ценах в этой сфере может быть огромным: две иконки с виду одинаковыми могут сильно отличаться в цене и востребованности.

С богородичными сюжетами ситуация гораздо более гармоничная. Хотя формально центральное место в христианском искусстве занимает образ Христа, Богородица всегда привлекала больше внимания. Изображения Христа немногочисленны и стабильны, в то время как изображения Богородицы разнообразны и постоянно развиваются. Сейчас существует более ста различных изводов богородичных икон только в православном мире. Восприятие образа Богородицы как архетипа иконы сохраняется на протяжении времени, и сегодня все больше людей приобретают икону Богородицы не только для молитвенной практики, но и как ценный религиозный предмет, возможно, стремясь восстановить традицию семейных святынь.

Изводы богородичной иконографии варьируются от общепринятых и часто встречающихся до редких и экзотичных. Например, Богородица «Казанская» считается одной из самых распространенных икон, хотя ее распространенность не умаляет ее ценности. Такие известные изображения, как «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская» и «Федоровская», также оцениваются по достоинству. Иконка «Иверская» встречается реже, но ее стоимость выше, так как она является покровительницей Москвы. Еще более редкими и ценными являются изображения, такие как «Знамение» и «Неопалимая Купина», которые, хоть и не так часто встречаются, но пользуются большим спросом. Такие известные сюжеты, как «О Всепетая мати», «Отрада и утешение» и «Неувядаемый цвет», также ценятся, хотя они не являются коллекционным материалом. Наконец, существуют иконки с уникальными изображениями, такими как «Богоматерь шести веселий» и «Богоматерь София-Премудрость киевского извода», которые редко встречаются и имеют высокую ценность.

С точки зрения коммерции, идеальный сценарий ожидает богородичные иконы с редким и значимым сюжетом. Эти иконы, также известные как "к случаю", приобретают редко, но по высокой цене. Примерами таких икон могут служить "Поможение в родах", "Неупиваемая чаша" (покровительствует от алкоголизма) и "Млекопитательница". В прошлом подобные иконы не массово изготавливались, а писались на заказ, что часто гарантировало их высокое качество.

К богородичным иконам покупатели всегда относятся более внимательно, чем к другим, и часто обращают внимание на мелкие детали. Например, наличие крови на "Иверской" или изображение кораблика на "Скорбящей" могут играть решающую роль при принятии решения о покупке.

Богородичные мотивы в настоящее время являются наиболее доступными покупателям во всех их тонких нюансах. В рамках этой темы требования к иконам иногда совпадают у обычных покупателей и опытных коллекционеров. Однако редкие или сложные сюжеты в рамках богородичной иконографии часто остаются вне внимания покупателей. Вместе с тем, с ростом интереса к иконе можно ожидать расширения кругозора покупателей и появления спроса на более сложные сюжеты.

Следует отметить, что многие иконы, хотя и являются интересными с точки зрения сюжета, не могут привлечь покупателя из-за низкого качества исполнения (плохое состояние красок), а также из-за особенностей сюжета (кровавые сцены, мрачные черты и т. д.). Профессионалы, способные оценить ценность таких икон, часто не имеют возможности приобрести их через магазин.

Сюжетно богатая икона может быть как редкой тематикой, так и необычной интерпретацией обычного сюжета. В последнем случае ценность иконы может зависеть от тонких деталей иконографии, что делает ее еще более привлекательной. Например, недавно в "Гелосе" была представлена икона XVII века, объединяющая несколько сюжетов из разных времен. Эта необычная сюжетная концепция не оказала существенного влияния на спрос, так как икона была классифицирована как "некоммерческая" (провинциальный XVII век с поздней реставрацией). Еще одним примером может служить редчайшее "Распятие" с изображением сцен из жизни Иосифа Аримафейского и пророка Илии, что делает икону уникальной и весьма ценной с точки зрения иконографии. Однако некоторые особенности сюжета, такие как кровавые сцены, могут оттолкнуть покупателя.
Примером небывалой иконографии можно привести памятник "Христос Эммануил", который представляет собой модификацию сюжета "Отечество". На этой иконе изображена Новозаветная Троица - Отец, Сын и Святой Дух, при этом вторая ипостась выделена крупным планом и представлена в виде Предвечного младенца. Икона была создана на Севере во второй половине XVIII века, вероятно, в старообрядческой среде. Хотя у иконы есть коллекционная ценность, ее продажа затруднена из-за того, что стиль живописи выполнен в типичном для Севера жестком "эфиопском" стиле, что делает ее эстетически непривлекательной даже для очень осведомленного коллекционера.

Конечно, есть несколько обеспеченных коллекционеров, которые могут оценить и оплатить произведение с редким сюжетом. Однако их количество ограничено, и они не в состоянии приобрести все "неблагополучные", но интересные иконы.

На сегодняшний день существует значительный разрыв между профессиональными и любительскими требованиями к иконам, что приводит к невостребованности множества материалов. Эксперты описывают и фотографируют иконы, которые возвращаются к владельцам, не найдя своего покупателя. Иногда фотосъемка редкой иконы занимает всего несколько минут: владелец, осознавая низкую коммерческую ценность, отказывается продавать икону и уносит ее обратно.

Трудно предсказать будущее, но некоторые факторы, такие как проведение выставок икон из частных собраний, дают надежду на возрождение интереса к старой иконе. В ближайшее время планируется несколько таких выставок, включая выставку коллекции В.А.Бондаренко. Последняя крупная выставка икон из частных собраний проходила в 1974 году, а предыдущая - в царской России. Ожидается, что эти выставки смогут привлечь внимание к коллекционированию старых икон и сократить разрыв между профессиональными и любительскими требованиями к ним.

Если у вас есть желание пополнить свою коллекцию икон или картин, то вы можете обратиться к нашим проверенным магазинам-партнёрам.
Список наших магазинов-партнёров
Если у вас есть антикварные предметы, которые вы хотите продать или оценить – воспользуйтесь Ястрикс. Приложение соберёт оценочную стоимость выкупа со всех специализированных организаций вашего города: скупок, ломбардов, комиссионных и антикварных магазинов.

Это бесплатно и совершенно безопасно. Ястрикс не собирает и не передаёт ваши контактные данные.
Хочу оценить свои иконы или картины
|
Подпишись на Telegram-канал
Получай уведомления о выходе новых статей
Подписаться
Назад
На главную
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!