Навес дома управляющего Холуницким горнозаводским округом является выдающимся памятником конца XIX века для вятского региона. Его величественная архитектурная композиция выполнена в классическом стиле, с литым декором в барочном стиле. Этот двускатный навес, поддерживаемый четырьмя колоннами, установлен на высоком кирпичном крыльце с чугунными ступенями. Фризы навеса украшены растительными мотивами, формируя спиральные композиции в центре фронтона. Венчает фронтон родовой герб Поклевских-Козелл: три вертикальные перья на поле "польского" щита, украшенного изысканной пальметтой и крупными завитками.
К сожалению, имена мастеров-литейщиков, работавших на заводах в Белой Холунице, Климковке и Черной Холунице, неизвестны. Тем не менее, в книге "Воспоминания металлурга", опубликованной академиком М.А. Павловым в 1943 году в СССР, упоминаются два имени: столяр-модельщик Алпатов и формощик-литейщик М.А. Юсупов. М.А. Павлов высоко ценил рабочих вятских заводов, на которых ему довелось работать, таких как Кирсинский, Белохолуницкий и Климковский. Он описывал их как особенных людей с дружелюбным отношением, скромными и трудолюбивыми.
Параллельно с развитием художественного архитектурного чугунного литья расцветала и камерная интерьерная пластика. В конце XIX века пепельницы стали популярным предметом быта. Желание иметь элегантные, но доступные изделия привело к постоянному спросу на эту категорию художественной продукции как в поселке, так и за его пределами.
Модельный ассортимент продукции Холуницких заводов схож с товарами, производимыми ведущими предприятиями Урала. Особую искусность в декоре изделий проявляют точность литья и качество литейной формы. Детали изящно и четко проработаны. На сегодняшний день мне известны пять образцов художественного литья с рельефной поверхностью, изготовленных на Холуницких заводах и маркированных заводским клеймом. Эти клейма условно можно разделить на два типа: первый тип наносился вручную во время формовки изделия в опоке, второй находился на самой модели и отливался вместе с ней. Возможно, это указывает на то, что в первом случае в качестве модели использовались изделия других заводов, а во втором - модели изготавливались на Холуницких заводах. Одним из самых выдающихся образцов является пепельница «Лапоть Вятский, праздничный».
Рельеф на этой пепельнице покрывает всю поверхность изделия, создавая изображение клеток, напоминающих плетение из лыка. Особенно привлекает внимание точность литья и высокое качество проработки модели и формы рисунка плетеных ремней лаптя. Этот образец продукции Холуницких заводов может претендовать на первенство в качестве литья среди ведущих предприятий Урала. На данный момент остается открытым вопрос о месте первоначального изготовления модели и о том, кто первым выпустил данное изделие. В прейскуранте кабинетного художественного литья Кусинского казенного завода предлагается аналогичное изделие под названием «Лапоть с оборками, малый». Л.П. Байнов в своей книге «Художественный чугун Кусы» утверждает, что такое изделие выпускал только или первоначально Кусинский завод, а первая отливка была сделана в 1890 году. Однако судя по качеству готового продукта Холуницких заводов, типу клейма, времени производства и более точному соответствию модели своему названию, можно уверенно утверждать обратное: Холуницкие заводы были первыми, но не единственными, кто выпускал это изделие. Заводское клеймо также присутствует на пепельницах «Мальчик с собакой», «Полумесяц», «Карась», а также на низком подсвечнике «Звездочка с узорами».
К сожалению, техники художественного литья, которые использовались на Холуницких заводах, были утрачены. Последние следы этого искусства проявились в отливках, произведенных - после закрытия заводов в 1909 году - в частных мини-вагранках, известных как "домницы". Они строились из дикого колотого камня, сложенного на растворе глины с песком. Высота таких "домниц" достигала роста человека, а их толщина составляла три обхвата. Местные жители заводского поселка называли их "закрытыми горнами". Для улучшения процесса плавления чугуна его разбивали на куски размером с яйцо и мельче. На дне домниц разжигали трут, от которого разгорался древесный уголь, а на нем расплавлялся чугун. Для создания форм использовалась глина, известная как "пантылка". Когда плавка была готова (или "сварена"), каменьлетка выбивалась, и жидкий чугун сливался через отверстие в формы.