Загадкой остается и имя мастера, первым начавшего украшать донца инкрустацией из мореного дуба. Этот ценный материал добывался в реке Узола. Под влиянием воды дуб приобретал красивый серовато-черный цвет и становился чрезвычайно твердым, что значительно усложняло работу.
Первые инкрустированные донца, вероятнее всего, были украшены довольно просто. В музейных коллекциях встречаются экземпляры с узором "дикуша" – трапецией, заполненной резной сеткой и дополненной контурной и скобчатой резьбой, а также "мушками" из дубовых гвоздиков.
Инкрустация на таких донцах обычно украшала головку, где изображались конь и птица. На "копыле" с одной стороны располагалась традиционная птица с пышным хвостом, а с другой – ромб из дуба, вписанный в резной овал и украшенный дубовыми гвоздиками.
Предположительно, это один из вариантов древнего орнамента, восходящего к культуре древних славян. Б.А. Рыбаков интерпретировал его как символ засеянного поля, связывая с магией плодородия. В широком смысле это символ плодородия земли, женщины, семьи. Учитывая, что донце часто было свадебным подарком или частью приданого, использование такого орнаментального мотива было вполне логичным.
Таким образом, инкрустация донец не только обогатила их декор, но и привнесла глубокий сакральный смысл, сделав их не просто предметом быта, но и символом плодородия и благополучия.
На некоторых донцах ромб и птица встречаются не только на головке, но и на плоскости доски. До наших дней сохранилось очень мало таких работ, как и донец с трапецией. Будучи наиболее простыми, они в свое время не привлекали внимания коллекционеров. Лишь в редких исследованиях они упоминаются и датируются концом XVIII века.
Согласно сведениям, собранным нижегородским краеведом Д.В. Прокопьевым в 1930-е годы, такие донца производились до середины XIX века. Система их декорирования могла оставаться неизменной, поэтому отнести их к более раннему периоду можно только по характеру декоративного убранства. Датировать каждое конкретное донце можно лишь в широком диапазоне: конец XVIII – первая половина XIX века.
Постепенно инкрустация из небольших вставок мореного дуба распространилась по всей поверхности, и мастера перешли к созданию сюжетных композиций. Из-за сложности техники инкрустации и промыслового характера работы, таких сюжетов было немного.
Наибольшей популярностью пользовались три темы: изображение кареты, всадника и сцена с двумя всадниками по обе стороны дерева, с вершины которого взлетает птица.
Последний сюжет, встречающийся чаще других, имеет древнюю языческую основу. Он представляет собой сцену поклонения Великой Богине. М.П. Званцев, анализируя свадебный фольклор, убедительно доказал, что эта древняя композиция постепенно трансформировалась и стала восприниматься как изображение символической охоты жениха и его дружки на невесту-лебедь.
На головке одного из донец с таким сюжетом вырезана дата – 1854 год.
Таким образом, инкрустация не только обогатила декор донец, но и привнесла в него глубокий сакральный смысл, превратив их из простого предмета быта в символ плодородия, благополучия и связи с древними традициями.
Хотя донец с датировками сохранилось очень мало (донце 1854 года – один из самых ранних примеров), они представляют особую ценность для определения времени создания других изделий.
Данный экземпляр позволяет сделать несколько интересных наблюдений. К примеру, один из всадников изображен в каске с султаном из черного конского волоса. Такие головные уборы были введены в некоторых полках русской армии только в 1844 году, что говорит о том, что реальные события и образы находили отражение даже в традиционных сюжетах на донцах.
С точки зрения конструкции, на данном донце видна линия соединения доски и головки, в то время как донца с простыми орнаментальными композициями вырезались из цельного куска дерева.
В 1950-е годы, изучая историю городецкого промысла, В.И. Аверина писала, что донца с "приставными копылками" начали делать в 1880-е годы. Однако донце 1854 года доказывает, что новый способ изготовления, при котором доска и "копыл" вырезались отдельно, получил распространение значительно раньше, еще в 1850-е годы. Эта особенность может служить весомым аргументом при датировке других донец.
Таким образом, изучение датированных экземпляров, таких как донце 1854 года, позволяет нам не только узнать больше о хронологии развития городецкой росписи, но и сделать выводы о влиянии реальных событий и модных тенденций на традиционные сюжеты.
Помимо датировки, донце 1854 года представляет интерес с точки зрения атрибуции. Анализ деталей изображения, таких как каска всадника, а также конструктивные особенности, такие как "приставной копылок", помогают определить принадлежность донца к определенному периоду и мастеру.
Изучение таких деталей и сравнительный анализ с другими донцами позволяет атрибутировать их, то есть определить время и место создания, а также возможного автора. Это важный аспект искусствоведческой работы, который помогает нам лучше понять историю и развитие городецкой росписи.