больше, чем скупка или ломбард
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Главная
Блог
Бронза, латунь, чугун, металл, железо
Главная
Блог
Бронза, латунь, чугун, металл, железо
Идентификация чугунолитейных предприятий в Европе
Идентификация чугунолитейных предприятий в Европе
Давайте оценим ваши изделия из чугуна
Бесплатная онлайн оценка антикварной и винтажной продукции
Сегодня в коллекциях российских музеев и у частных коллекционеров хранятся артефакты, созданные на отечественных заводах по образцам из "Западной Европы", а также отливки предметов европейских производств. Однако их атрибуция часто вызывает затруднения, что приводит к тому, что у российских исследователей и коллекционеров сложилось стереотипное представление: "изделие западноевропейских заводов первой половины XIX века".

Это в частности обусловлено тем, что на изделиях, отлитых на Королевских прусских литейных заводах, редко наносились клейма, а также тем, что обмен образцами между различными производственными предприятиями был распространен, что усложняет определение происхождения изделий. Еще больше путаницы возникает при атрибуции частных литейных, особенно в отношении времени отливки. Отсутствие единого реестра монограмм и клейм европейских заводов и частных литейных усугубляет эту проблему. Даже в каталогах и работах по художественному литью из чугуна таких известных авторов, как доктор Вильмут Аренхёфель, Элизабет Бартель, Мартина Палл, Хельмут Фернер, Эль-фрид Женэ, Рихард Шаффер-Хартманн и Петер Кристиан Ройель, клейма описываются выборочно и с некоторыми оговорками. Кроме того, эти работы практически недоступны российским исследователям.
Создание клеймовника становится актуальной задачей в первую очередь для сотрудников российских музеев, коллекционеров и антикваров. Это обусловлено тем, что на российском антикварном рынке артефакты из чугуна европейского происхождения представлены в значительном количестве, сопоставимом с Западной Европой. После Второй мировой войны в нашу страну попали множество трофейных предметов, что также способствует этой ситуации. Однако, как показывает опыт, наличие высококачественных изделий из чугуна времен XIX века на рынке временно. В настоящее время в антикварных магазинах практически невозможно найти изделия из чугуна российских заводов XIX века. Подобная участь ждет и высокохудожественные изделия европейских литейных заводов того времени. К тому же, стоит отметить, что коллекционеры отдают предпочтение изделиям с клеймами.

Именно поэтому я попытался создать определитель, который включает монограммы, клейма и модельные номера европейских чугунолитейных заводов и частных литейных. В моем определителе кратко описана деятельность самих предприятий, указаны их владельцы, авторы моделей, а также установлен хронологический период использования клейм. Например, Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине был основан в 1804 году. Этот завод стал первым крупным индустриальным предприятием Берлина. Местоположение завода в столице позволило легче сотрудничать со скульпторами и медальерами, что стимулировало начало изготовления художественных изделий из чугуна. Деятельность скульптора, формовщика и литейщика Вильгельма Августа Штилярского играла значительную роль в этом процессе. Уже в 1804 году на заводе отливались накладки для мебели и античные геммы.
В том же году Иоганн Готфрид Шадов (Johann Gottfried Schadow, 1764—1850) пригласил на берлинский литейный завод и Королевскую фарфоровую мануфактуру тирольского медальера и скульптора Леонарда Поша (Leonard Posch, 1750—1831). Шадов был выдающимся представителем классицизма в Германии, скульптором, руководителем придворной мастерской скульптуры и директором берлинской Академии изобразительных искусств. В дополнение к крупным памятникам он создавал модели чугунных медалей и других мелких скульптур. Одной из его известных работ была скульптура левретки "Шадовская собака" (илл. 1), которая была многократно воспроизведена в различных вариантах различными литейными мастерскими, включая частные. На представленной иллюстрации изображен вариант пресс-папье с лежащей левреткой, слушающей, отлитый в Берлине примерно в 1830—1840 годах. Его размеры составляют 105x180x86 мм. (Изображение предоставлено антикварной фирмой "Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters", расположенной в Берлине по адресу: Keithstrasse 8, wwwantiquitaeten-ploetz-peters.de). Цена этого пресс-папье составляет 695 евро. Подобный предмет экспонировался на выставке Берлинского художественного литья из чугуна первой половины XIX века, проходившей в 1976 году в Государственном Эрмитаже (каталог выставки, № 169).

Медальер и скульптор Леонард Пош был выдающейся фигурой в различных областях искусства, включая художественное литье из чугуна. Он успешно работал в Австрии, Пруссии и Франции. В книге "Leonard Posch. Portratmodelleur und Bildhauer. 1750—1831" Анны форшлер-Тарраш, выпущенной в 2002 году в Берлине, описывается 1038 его работ из воска, гипса и чугуна. Среди них особенно выделяется более 800 портретов, начиная от членов королевских семей, императоров и других выдающихся личностей того времени и заканчивая малоизвестными людьми (илл. 2). На иллюстрации представлен медальон "Портрет короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III", выполненный Леонардом Пошем в Берлине в 1815 году из чугуна. Его диаметр составляет 81 мм, и он имеет оригинальное ушко. Стоимость данного предмета составляет 710 евро. Также представлены миниатюрные статуэтки из чугуна королей Пруссии — Фридриха II (по модели Августа Кисса, высота 67 мм) и Фридриха-Вильгельма III (по модели Иоганна Кратценберга, высота 75 мм), отлитые в Берлине в 1830 году. Стоимость каждой из них — 540 евро. (Изображения предоставлены антикварной фирмой "Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters"). Леонард Пош был непревзойденным мастером портретных медальонов малого формата, что подтверждается большим количеством его работ из чугуна, выполненных в Берлине начиная с 1806 года. Он успешно сотрудничал с такими медальерами, как Абрахам Абрамсон (1754—1811), Даниэль Фридрих Лоос (1735—1819) и Анри Франсуа Брандт (1789—1845). Многие его работ были посвящены России, включая медальон с ушком "Портрет императора Александра I" (илл. 3), созданный в Париже в 1814 году, диаметром 36 мм (этот медальон хранится в частной коллекции). С 1817 года Пош начал создавать предметы с религиозной тематикой, многие из которых были многократно воспроизведены как в Германии, так и в России. Среди них плакеты "Христос несет крест" и "Евангелист Иоанн", медальоны "Апостол Павел" и "Апостол Петр", а также многочисленные рельефы с изображением Иисуса. В 1818 году Пош был принят в члены Академии изобразительных искусств в Берлине. Из его автобиографии, написанной для академии в январе 1827 года, стало известно много интересных фактов о его жизни и творчестве.
Берлинский завод, специализирующийся на создании высокохудожественных моделей, привлекал к себе лучших художников своего времени. Среди них был выдающийся архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781—1841). В 1820-30-е годы, по заказу прусской королевской семьи, он разработал ряд моделей, рисунков, проектов и чертежей декоративных изделий из бронзы и чугуна, по которым работали литейщики в Берлине, Глейвице и Лауххаммере. Шинкель также создал множество работ мелкой пластики из чугуна, включая тарелки, вазы, подсвечники, канделябры, ножи для писем, медали, а также мебель для садов и парков — столы, скамейки, кресла и стулья. Многие из его моделей используются и в наши дни.

Произведения, созданные по моделям Шинкеля и Поша, служили примерами для художественного литья на различных заводах в России, таких как Каслинский и Кусинский. Однако следует быть осторожными и не упрощать атрибуцию европейских произведений, предполагая, что они созданы исключительно одним из этих художников. Такой подход неуместен. На сегодняшний день даже в Германии многие атрибуции работ Шинкеля пересматриваются в более точные, например, как "в духе Шинкеля".

С 1818 года Шинкель был членом Академии изобразительных искусств в Берлине, а с 1822 года — профессором Академии архитектуры. Он также занимал должность главного архитектора Пруссии и с 1834 года был почетным свободным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Значительное влияние на Королевский прусский литейный завод в Берлине оказал скульптор Кристиан Даниэль Раух (Christian Daniel Rauch, 1777—1857). Большое количество изделий мелкой пластики, произведенных на этом заводе, представляло собой повторения его крупных работ, включая портретные бюсты и памятники таким выдающимся личностям, как генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт Блюхер (1742— 1819), генерал Герхард Иоганн Шарнхорст (1755— 1813), Фридрих Вильгельм граф Бюлов фон Денневитц (1755—1816) и другие. Раух также создавал модели небольших статуэток. В 1829 году он воплотил в чугуне фигуру великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832), которая стала образцом для портретных скульптур, изготовленных его учениками. Раух также уделял внимание обучению качественных литейщиков и чеканщиков, ведя специальную школу в 1824—1827 годах, где они получали профессиональное образование. В 1833 году в Берлине по его модели была отлита статуэтка "Дева Лауренсия (Лаурентия) из Тангермюнде", которая в различных вариантах была представлена на академической выставке 1834 года. Эта работа стала известной и пользовалась популярностью, в последствии ее также изготавливали в Гляйвице.

К числу мастеров берлинской скульптурной школы классицизма относится и ученик Шадова Кристиан Фридрих Тик (Christian Friedrich Tieck, 1776—1851), чьими работами были многочисленные бюсты и фигурные композиции. Одним из наиболее известных произведений Тика является рельеф "Христос" 1830 года, который отливался как в Берлине, так и в Гляйвице.

Деятельность Шадова, Рауха и Тика на Королевском заводе в Берлине способствовала повышению качества отливок, превосходящего не только продукцию частных литейных мастерских, но и других чугунолитейных предприятий Пруссии. В Гляйвице и Зайне успешно применялись технологические новшества из Берлина. В 1819 году Шадов, Раух и Тик основали школу скульпторов, которая готовила специалистов для работы не только на берлинском заводе. Помимо них, здесь трудились и другие мастера.

Скульптор Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине Иоганн Карл Фридрих Ризе (Johann Carl Friedrich Riese, 1759—1834) также создавал модели бюстов и медальонов для чугунного литья. В период с 1810 по 1815 годы в Берлине по его модели было отлито пресс-папье с изображением лежащего льва. Подобные пресс-папье с незначительными изменениями также выпускались в Гляйвице и Зайне.
Эрдманн Теодор Калиде (Erdmann Theodor Kalide, 1801—1863) начал свой путь как ученик в литейной мастерской в Гляйвице, после чего продолжил обучение в Берлине под руководством Шадова, Рауха и Штилярского. Он предпочитал создавать фигуры животных, особенно львов. Однако настоящую славу ему принесли конные статуи прусских королей Фридриха II, Фридриха-Вильгельма III и Фридриха-Вильгельма IV, которые отливались как в Берлине, так и в Гляйвице. В 1819 году Калиде присоединился к модельному отделу Королевского литейного завода, а с 1820 года его работы выставлялись на выставках Берлинской академии изобразительных искусств. В 1831 году он был принят в члены академии.

Август Карл Эдуард Кисс (August Carl Eduard Kiss, 1802—1865) начал свое обучение в Гляйвице, затем продолжил в Берлине, где изучал портретное мастерство у Леонарда Поша, скульптуру у Тика и Рауха, а также работу формовщика у Штилярского. С 1822 года он работал в модельном отделении завода, а с 1824 года его работы демонстрировались на выставках Берлинской академии изобразительных искусств. В 1838 году Кисс стал членом академии. Многие изделия он создавал по эскизам Шинкеля. В 1820-х годах на его модели в Берлине была выполнена статуэтка императора Александра I, которую потом отливали также в Гляйвице.

На заводе также деятельно работали другие мастера, в числе которых были скульптор и ювелир Фердинанд Август Фишер (Ferdinand August Fischer, 1805—1866), скульптор Фердинанд Даниэль Отто Грюттнер (Ferdinand Daniel Otto Griittner, 1797—1858), а также скульпторы и формовщики Фридрих Вильгельм Людвиг фольгольд (Friedrich Wilhelm Ludwig Vollgold, 1804—1864) и Иоганн Карл Вильгельм Кратценберг (Johann Carl Wilhelm Kratzenberg). Они не только создавали модели, но и активно развивали технологии литья и чеканки.

Завод приобрел мировую известность благодаря новогодним плакеткам, которые выпускались здесь с 1805 по 1848 годы. Изначально они назывались новогодними почтовыми открытками. Эти чугунные пластинки, обычно размером 6x9 или 7x10 см, имели репрезентативный характер. На них изображались виды завода или его продукция, часто отражая важные события прошедшего года. Иногда для рельефной части использовалась полированная стальная пластина в качестве фона. Плакетки могли быть обрамлены чугунной, бронзовой или стальной рамкой и помещены в футляры синего или красного цвета, предназначавшиеся в качестве подарков прусскому королю, министерствам или деловым партнерам (см. иллюстрацию). Например, плакетка 1805 года, хранящаяся в собрании "Markisches Museum" в Берлине, изображает оригинальный подарочный футляр. Важным событием стало посещение императором Александром I и Фридрихом-Вильгельмом III Королевского литейного завода в Берлине 1 ноября 1815 года. Этому событию была посвящена плакетка 1816 года, отмечая его посещение и важный вклад в развитие чугунолитейного дела в России.
Период с 1810 по 1840 годы был наиболее успешным и продуктивным для Королевского завода в Берлине. За это время завод восстановился после тяжелых времен поражения Пруссии и конфискации французскими властями в 1808 году сотен отливок, моделей и всех чугунных украшений, которые были отправлены в Париж. Граф Реден был уволен, многие ушли, некоторые даже в Россию. Леонарда Поша вынудили работать в Париже на службе у императора Наполеона I. После подписания мира в Тильзите в период с 1812 по 1815 годы на заводе были отлиты пушки и боеприпасы. Тем не менее, в это же время было выполнено рекордное количество произведений художественного литья из чугуна.

Несмотря на небольшое количество рабочих на заводе - всего 6 человек в 1804 году, 24 в 1805 году и 159 при закрытии производства в 1874 году, - качество их ручной работы было под строгим контролем. Они получали низкую зарплату и часто подвергались штрафам, что зачастую оставляло их в нужде.
В приблизительно 1810 году начали появляться первые женские украшения из чугуна, включая колье, браслеты, броши, диадемы, серьги, заколки, крестики, кулоны и кольца. На изображении представлено колье с овальным портретным рельефом и подвеской в форме креста, отлитое в Берлине между 1820 и 1830 годами. Его длина составляет 500 мм, а вес всего 41 грамм. Это колье хранится в коллекции «Markisches Museum». Подобные украшения стали популярными в последующие годы.

Во время освободительных войн в 1813 году патриоты Пруссии провели акцию под лозунгом «Золото отдам я за чугун», собрав около 160 тысяч золотых украшений и обменяв их на чугунные изделия для нужд отечества. Это свидетельствует о том, что только в этот год было произведено как минимум столько же великолепных, восхитительных чугунных изделий. Из-за их хрупкости и нежности сохранилось не так много экземпляров, но в настоящее время они являются ценным украшением для любой коллекции художественного литья из чугуна.

На Королевском заводе в Берлине был отлит монумент — Национальный памятник войнам 1813—1815 годов на Кройцберге, под Берлином, который, вероятно, был самым крупным из всех, созданных столичными литейщиками. Этот монумент состоит из отдельных частей и имеет высоту 21 метр. 19 сентября 1818 года император Александр I присутствовал на закладке памятника. Официальное открытие состоялось 30 марта 1821 года, в седьмую годовщину победного вступления союзников в Париж. Однако последние детали монумента были отлиты только в 1826 году. Его изображение использовалось также в малой пластике на новогодних плакетках и медалях 1821 года.

В середине 1830-х годов производство на заводе достигло своего пика развития. Изделия отличались все большим изыском, применялись техники чеканки, воронения, золочения, серебрения и таушировки. Обработка поверхности чугунных изделий стала более затратной, чем производство аналогичных изделий из бронзы по тем же моделям, а изготовление художественных изделий из чугуна стало неэффективным с точки зрения рентабельности. В 1840-х годах бронза вышла на первый план в мире моды, и на берлинском заводе с 1822 по 1837 годы выпускали бронзовые изделия в ограниченных количествах.

В 1848 году произошел пожар на Королевском заводе, в результате которого погибли все модели, формы и документация. Однако предприятие было быстро восстановлено, включая восстановление запаса моделей. В этот период были созданы гипсовые отливки по образцам из Гляйвица.

Загадочная история связана с каталогом изделий литейного завода в Берлине, изданным в период с 1810 по 1840 годы. До сих пор не удалось обнаружить вышедший "Журнал изображений продукции Берлинского завода". Несмотря на пожар и убывающий интерес к чугуну, прусское художественное литье было достойно представлено на 1-й Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.

В новых экономических условиях художественное литье постепенно теряло свою прежнюю значимость. Даже производство деталей машин становилось нерентабельным. В 1874 году, по решению правительства, завод, который проработал 70 лет, был закрыт. Однако его прекрасные художественные изделия из чугуна остались в наследство потомкам навсегда. В ноябре 2004 года — апреле 2005 года в "Marldsches Museum" прошла выставка, посвященная 200-летию со дня открытия Берлинского завода. На ней были представлены лучшие образцы художественного литья из чугуна прусских заводов и частных берлинских литейных из собрания музея, насчитывающего более 800 предметов.

Немецкие специалисты описывают ситуацию с клеймением изделий берлинского завода следующим образом: подписи и клейма были редкостью, и редко можно было однозначно определить изготовителя, поэтому, как правило, применялась лишь предположительная атрибуция. К этому следует добавить отсутствие каталога, обмен моделями с другими королевскими заводами в Гляйвице и Зайне, а также восстановление после пожара модельного кабинета в Берлине по образцам из Гляйвица. В результате в каталоге упомянутой выставки была применена такая атрибуция для ряда предметов: "Королевская прусская чугунолитейная (Konigliche Preussische Eisen-Giesserei, KPEG)", что практически объединяет изделия трех прусских заводов.

В Германии удалось обнаружить клеймо Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине всего на двух предметах: на чугунном колоколе 1812 года с изображением орла и надписью "BERLIN", а также на кабинетной скульптуре в виде оттиска орла.
В Берлине применялась практика, когда скульптуру и постамент, на котором она размещалась, создавали разные мастера. Например, Шинкель разрабатывал проекты постаментов, на которых время от времени можно было увидеть следующую надпись: "Королевская чугунолитейная в Берлине, 1867" ("Konigliche Eisengiesserei Berlin 1867").

На круглых пластиках, выполненных Раухом, часто встречаются надписи, подтверждающие участие как самого Рауха, так и других лиц в создании такого изделия. Например: "Сан-Суси 12 июля 1821, Кристиан Раух выполнил. Отлил Фишер" ("SANS SOUCI 12 JULI 1821 СН. RAUCH A.V. EEC. Gegos: und Gisel: V. Fischer"). Вероятно, это связано с использованием моделей круглой пластики для отливки, в том числе и из бронзы. На бронзовых изделиях такие надписи были обычным делом. На двух новогодних плакетках указаны фамилии медальеров. На плакетке 1821 года — "BEIERHAUS". На плакетке 1831 года, созданной по модели медальера Карла Пфойффера (Carl Pfeuffer, 1801—1861), справа можно увидеть монограмму "CPFEUFFER". Однако это скорее исключения из правил, так как Бейерхаус и Пфойффер поместили свои фамилии лишь на одной из множества плакеток, созданных ими.

В настоящее время большинство изделий, выпущенных берлинским заводом, атрибутированы с уверенностью благодаря качеству литья, стилистике исполнения, весу и окраске. Сведения из документальных источников, фотографии и другие изображения также помогают в этом. Это позволяет правильно определить происхождение изделий в вышедших каталогах и исследованиях по художественному литью от Королевских литейных заводов.

Королевский прусский чугунолитейный завод в Гляйвице, построенный по инициативе графа Редена и барона Хайнитца, начал свою работу в 1796 году. Здесь существовали все необходимые условия для успешного производства: наличие воды, леса, канала, каменного угля, рабочей силы и выделенных средств от прусского короля. Применение передовых технологий литья из чугуна, в частности английских методов, с самого начала способствовало выпуску высококачественных изделий. Уже в первые годы работы завод добился заметного успеха. В 1798 году по английским образцам были произведены 24 распятия и 1254 предмета медальерного искусства, включая медали, геммы и медальоны. В 1804 году на выставке берлинской Академии изобразительных искусств гляйвицкий завод впервые представил 20 изделий художественного литья. В том же году было изготовлено 10 каминов, 25 распятий, 9474 медали и медальона, а также ряд других изделий. Историю создания и деятельности завода подробно описал Эрвин Хинтце в своем труде "Gleiwitzer Eisenkunstguss", изданном в 1928 году.
Первые модели мелкой пластики были созданы Кристофом Менделем в 1802—1803 годах. К 1804 году в Гляйвице уже работало восемь скульпторов и медальеров, часть из которых перешла из первой прусской чугунолитейной "Малапане". Среди первых мастеров, начавших свою карьеру в Гляйвице, были Вильгельм Штилярский, Иоганн Генрих Курек и Йозеф Кутцера.

Помимо архитектурных элементов, на заводе изготавливались разнообразные мелкие предметы: медали, медальоны, плакеты, геммы, распятия, розетки, подсвечники, табакерки, бра, вазы и подставки под зеркало. На иллюстрации представлена подставка под зеркало в неоготическом стиле, изготовленная в Гляйвице в 1830 году. Ее высота составляет 234 мм, а стоимость - 1280 евро. Эти изделия, а также новогодние плакетки и украшения, стали своеобразной визитной карточкой Гляйвица.

На другой иллюстрации показан браслет, изготовленный в Гляйвице в 1820 году. Его цена составляет 1480 евро.
В 1815 году на заводе в Гляйвице были отлиты первые бюсты, а на следующий год уже было выполнено 281 бюст, в основном изображающих полководцев и героев Освободительных войн 1813—1815 годов. Первый прейскурант художественного литья был выпущен в 1822 году, а самым полным и известным считается прейскурант 1847 года, к которому прилагались 44 таблицы с изображениями изделий. Прейскуранты продолжали издаваться до 1862 года. В 2005 году был обнаружен и опубликован прайс-лист Королевской чугунолитейной в Гляйвице за 1911 год, однако он представляет собой лишь несколько рукописных листов без изображений художественных изделий.

В Гляйвице, а также в других городах Германии, а также в Вене и Кракове были открыты специализированные магазины, где продавались художественные изделия из чугуна. Сначала покупатели проявляли больше интереса к памятным медалям, геммам и односторонним рельефам по античным образцам. Затем возник интерес к портретным медалям, и эти изделия стали популярными объектами торговли на заводе.

Однако в период с 1836 по 1838 годы производство в Берлине и Гляйвице столкнулось с уменьшением спроса, что привело к его сокращению. Кроме того, возросла конкуренция со стороны частных литейных предприятий. В 1872 году в Гляйвице производство было ограничено выпуском печей, могильных крестов и строительных конструкций. Однако в начале XX века на заводе возобновились традиции художественного литья. В период с 1914 по 1918 годы здесь вновь начали изготавливать чугунные украшения, которые обменивали на золотые изделия для поддержки страны. Ювелирные изделия из чугуна отливали как по старым, так и по новым моделям.

В 1924 году завод был реорганизован в акционерное общество «Prussag» с главным офисом в Берлине. Руководство предприятия поставило задачу обновить модельный кабинет, и для этого из Берлина был приглашен скульптор Петер Липп (Peter Lipp, 1902 — ?). Он разработал модели для различных предметов, включая новогодние плакетки 1928 года и рельеф «Святой Георгий», на котором присутствует монограмма мастера (R). Производство художественного литья на предприятии продолжалось до Второй мировой войны.

Интересный момент связан с клеймением изделий завода в Гляйвице. В отчете от 30 мая 1801 года высшее литейное руководство, представленное г-ном Абтом (Abt), отметило слабый учет имеющихся моделей для медалей и готовых медалей, а также потребность в приобретении или изготовлении шкафов для их хранения. Они также потребовали маркировать все медали клеймом, состоящим из изображения орла, названия литейного завода и года изготовления изделия.
Неясно, касалось ли указание о клейме только медалей или всех изделий в целом, так как это неясно из текста акта. До сих пор не было обнаружено ни одного предмета с таким клеймом, а также ни одного другого гляйвицкого клейма того времени.

Представленные нами два варианта клейма относятся к XX веку. В овале видны начальные буквы "HAG (Htittenamt Gleiwitz) — Литейный завод в Гляйвице". Королевский прусский чугунолитейный завод в Зайне располагался недалеко от Нойвида (Neuwied), в Рейнской области. Основан в 1769 году трирским курфюрстом Клеменсом Венцеслаусом (Clemens Wenzeslaus). По решению Венского конгресса в 1815 году завод перешел под контроль Пруссии. С 1818 года в Зайне начали выпускать художественное литье из чугуна по образцам, подобным тем, что использовались в Берлине и Гляйвице. Первые модели на заводе были созданы учеником Леонарда Поша Генрихом Зумпфтом (Heinrich Zumpft). Он работал здесь до 1835—1840 годов вместе с художником Карлом Остервальдом (Karl Osterwald), с которым они создали модельный кабинет. Наиболее известной работой Зумпфта является уменьшенная копия римского надгробного памятника в городе Игеле, недалеко от Трира. Он был поставлен в 250 году н. э. и имел высоту 23 метра. Игельская колонна Зумпфта была выполнена в 1828 году, ее размеры — 160x140x550 мм. Отливались на заводе изделия высокого качества по образцам из Берлина. В 1822 году художественное литье завода в Зайне впервые было представлено на выставке Берлинской Академии изобразительных искусств.

В 1827 году был выпущен первый прейскурант художественных вещей, который издавался до 1846 года.

С 1819 по 1865 год в Зайне отливали великолепные новогодние плакетки. После Зумпфта над ними работали Карл Кристиан Крамер (Carl Christian Kramer) и Вильгельм Вайгельт (Wilhelm Weigelt).
В 1865 году завод был приобретен компанией Крупп, после чего производство было перенастроено, и художественное литье больше не осуществлялось. В 1922 году завод прекратил свою деятельность.

Некоторые художественные изделия завода в Зайне были клеймованы. Клеймо представляло собой овал с буквами "SH" внутри (Sayner Hütte — зайнская литейная).

Чугунолитейный завод в Лауххаммере начал свою деятельность в 1725 году в 50 километрах к северу от Дрездена, недалеко от Коттбуса, в Бранденбурге, по инициативе саксонской баронессы Бенедикты Маргареты фон Лёвендаль.

В 1725 году она получила привилегию и концессию на строительство завода по производству железа на месте принадлежавшей ей мельницы. Так на широких болотистых лесных угодьях вдоль реки Шварце-Эльстер был построен комплексный сталеплавильный и чугунолитейный завод с первой доменной печью, введенной в эксплуатацию в 1725 году. Для плавки и производства высококачественного чугуна использовался местный древесный уголь. Используемая железная руда содержала высокий уровень фосфора, что делало чугун хрупким, но очень жидкотекучим, что способствовало отличной заливке форм и высокому качеству продукции. В начале производство ориентировалось на обеспечение своих заводов прокатом для молотов и наковален, но позже была запущена отливка чугунных котлов и труб.
После смерти баронессы фон Лёвендаль в 1776 году завод перешел под владение Детлефа Карла графа фон Айнзиделя (Detlev Carl Graf von Einsiedel, 1737—1810), который осуществил модернизацию производства, опираясь на передовой опыт черной металлургии Англии. Вскоре чугунные изделия из Лауххаммера приобрели широкую популярность, конкурируя с лучшими образцами из Франции, Англии и Италии. Вдохновленный высоким качеством жидкотекучего чугуна на заводе в Лауххаммере, Айнзидель начал отливать статуи и бюсты, что привлекло внимание художников и скульпторов. С 1780 года он активно собирал коллекцию лучших античных статуй и голов, которые стали образцами для моделей художественного литья из чугуна.

В 1781 году Айнзидель пригласил на завод скульптора Тадеуша Игнатиуша Вискочила (Thaddeus Ignatius Wiskotschill, 1753—1795), а позже его коллегу Йозефа Маттерсбергера (Joseph Mattersberger, 1754—1825), и поручил им разработку метода литья крупных монолитных скульптур. После нескольких неудачных попыток был изобретен способ литья с использованием восковой модели, благодаря чему в 1782 году в Германии впервые удалось отлить в чугуне фигуру больших размеров — скульптуру античной вакханки. В 1784 году была отлита большая ваза, которая позднее была установлена на фронтоне административного здания завода и вызывает восхищение и по сей день. Эти успехи, которых не удалось достичь ни одному другому чугунолитейному предприятию, положили начало немецкому художественному литью из чугуна. Первые достижения в этой области были закреплены изготовлением скульптур Бахуса и Геркулеса, также отлитых по восковым моделям. После этого Вискочилл стал художественным руководителем чугунолитейного производства в Лауххаммере. Он создавал городские скульптуры для Милана и Дрездена, а затем поступил на службу к русскому послу, благодаря чему в 1794 году стал придворным скульптором Екатерины II. В России Вискочилл создал более семидесяти мраморных статуй для царских резиденций и дворцов.

Современники отзывались о Лауххаммере как о центре художественного и технического развития. Расцвет чугунного художественного литья в Германии пришелся на период классицизма. В последней четверти XVIII века чугун стал доминирующим материалом в немецкой скульптуре и архитектуре благодаря своим великолепным художественно-пластическим качествам, которые идеально сочетались с простыми и четкими формами классического стиля.

Многочисленные сохранившиеся предметы из чугуна того периода свидетельствуют о высоком уровне художественного мастерства на заводе в Лауххаммере. Один из ярких примеров — памятник великому И.В.Гёте, выполненный из чугуна и установленный в 1794 году у фонтана за Красным дворцом в Веймаре.

Под руководством ряда авторитетных специалистов в области металлургии дело, начатое Айнзиделем, продолжил его сын Детлеф фон Айнзидель (Detlev von Einsiedel, 1773—1861) с 1804 года. На рубеже XVIII и XIX веков была построена вагранка, которая позволила выпускать более качественный чугун благодаря традиционному использованию соснового древесного угля. Переход от плавки с использованием древесного угля к каменноугольной плавке произошел в Лауххаммере лишь в 1841 году.

Ассортимент продукции завода в Лауххаммере включал широкий спектр изделий: от инструментов, посуды, и элементов строительства, таких как наковальни, сковороды, поручни для мостов, печи, гири, кастрюли, шестерни, водопроводные трубы, фонарные столбы, памятники и статуи, до мелких предметов, таких как вазы, тарелки, подсвечники, плакетки и медали. Этот разнообразный ассортимент был отражен в каталоге товаров в технике литья завода под названием «Грефлих Айнзиделынес Айзенверк» в 1810 году.

Заработок от производства пуль и гранат в больших объемах принес большие прибыли во время войны с Наполеоном I, заменив мирную продукцию. Благодаря этому 1813 год стал одним из наиболее успешных в коммерческом отношении для Лауххаммера за всю историю завода до его столетнего юбилея в 1825 году.

Начиная с 1840 года, бронзовое литье начало постепенно вытеснять художественное чугунное литье в Лауххаммере. Этот переход от классического чугуна к "романтической" бронзе осуществлялся благодаря быстрой реорганизации производства и сотрудничеству с известным берлинским скульптором Кристианом Даниэлем Раухом. Раух стал инициатором выпуска бронзовых изделий в Лауххаммере, которые успешно конкурировали с продукцией бронзолитейных фабрик Южной Германии и Франции, и завоевали признание в монументальном литье из бронзы. Кроме того, завод выпустил множество мелких бронзовых скульптур. Наилучшие образцы бронзового литья Лауххаммера на сегодняшний день хранятся в музеях и частных коллекциях. Например, в "Markisches Museum" можно найти три скульптуры с надписями на подставках "Lauchhammer" и "Lauchhammer Bildguss" ("Лауххаммерское художественное литье").

В период с 1863 по 1868 годы завод стал местом реализации уникального проекта в области художественного литья — создания грандиозного павильона в мавританском стиле. Это архитектурное творение, весом 400 тонн, протяженностью 300 метров и высотой 15 метров, предназначалось для острова на реке Нил рядом с Каиром, в Египте.

В 1920-е годы на заводе в Лауххаммере началось возрождение художественного чугунного литья, хотя в меньшей степени оно касалось монументальной скульптуры и в значительно большей — памятных и новогодних плакеток и медалей. После 1945 года наступила новая эра в возрождении традиций монументальной скульптуры как в бронзе, так и в чугуне.

Начиная с 1993 года, завод в Лауххаммере вступил в новый этап развития художественного литья. В ноябре 1994 года было восстановлено производство колоколов, и к марту 2001 года был изготовлен двухсотый колокол. С 1995 года завод выполняет художественную реставрацию изделий из металла по заказам клиентов, а также производит дверную и оконную фурнитуру в стиле антиквариата методом тонкого литья. Сотрудничество с партнерами из различных стран дало новый импульс развитию художественного литья, продолжающемуся уже более 280 лет.
Благодаря современным технологиям, процессам и оборудованию, работники завода в Лауххаммере способны создавать из чугуна и бронзы предметы, которые станут своего рода историческими "документами" для будущих поколений. Они также заботятся о сохранении исторических памятников, тщательно их реставрируя. По индивидуальным заказам мастера могут изготавливать копии существующих произведений искусства. Завод обладает огромным архивом из примерно 2500 моделей, что позволяет воспроизводить античные бюсты, рельефы, декоративные тарелки, элементы для каминов, а также дверную и оконную фурнитуру из различных металлов, включая бронзу, чугун, медь и другие. В каталоге завода имеется 24 изделия, созданные по моделям и эскизам Карла Фридриха Шинкеля. Еще одним интересным проектом является воспроизводство новогодних плакеток, которые изготавливаются в Лауххаммере с 1921 года. С 1993 года на копиях этих изделий устанавливается специальное клеймо (см. иллюстрацию 10), однако, к сожалению, оно присутствует лишь на изделиях крупного размера. Качество литья остается на высоком уровне, как и в прошлом, и такие предметы уже начинают появляться на художественном рынке России. Их цена, конечно, значительно ниже, чем у изделий, отлитых в XIX веке.

В настоящее время в Лауххаммере не производят украшения из чугуна, такие как ожерелья, браслеты, броши, серьги и другие. В начале XIX века немецкие ювелирные изделия из чугуна славились своей выдающейся технической сложностью и красотой исполнения, способствуя международному признанию "берлинского железа" — прусского художественного чугунного литья. В настоящее время на заводе в Лауххаммере производятся украшения из серебра, которые окрашиваются в черный цвет, чтобы имитировать чугун. Официальное объяснение заключается в том, что немецкие врачи не рекомендуют носить украшения из чугуна на постоянной основе из-за возможных негативных последствий для здоровья.
В настоящее время трудно найти крупный деловой центр или город в Германии, где не встречалось бы изделий лауххаммерского чугунного литья. Это произведения искусства также можно обнаружить во многих странах мира на различных континентах. Это подтверждается реестром изделий, ведущимся в Лауххаммере с 1784 года и до сих пор, где указано, кому и куда они были отправлены. В отличие от Королевских прусских литейных заводов, изделия из Лауххаммера были отмечены клеймом, начиная с 1872 года. Эти клейма многократно изменялись, что отчетливо видно на иллюстрациях.

Кроме четырех крупных чугунолитейных заводов, в Европе также существовали мелкие заводы и частные литейные мастерские, выпускавшие превосходные художественные изделия.

Чугунолитейный завод «Карлсхютте» был основан Маркусом Хартвигом Холлером в 1827 году около города Рендсбург в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн и назван в честь покровителя Холлера, ландграфа гессенского Карла, который также был наместником датского короля. В то время герцогство было мало развито промышленно. Первоначально на заводе выпускали бытовые изделия из чугуна, такие как кастрюли, сковородки, котлы, ступки и другие предметы домашнего обихода. Однако после обучения Холлера на Королевских прусских литейных заводах произошли изменения. Было выделено отдельное место для художественного литья, где начали отливать подстаканники, пресс-папье, держатели для зеркал, подсвечники и многое другое. Модели для литья поступали как с заводов Берлина, Гляйвица, Зайна, Лауххаммера, так и из частных литейных мастерских Гайсса и Деваранна. Очень часто модели разбирались и комбинировались в различных вариантах для создания новых изделий. Это позволило Холлеру наладить выпуск широкого ассортимента товаров. Также стоит отметить, что на заводе работал собственный скульптор Юлиус Хельме. Одной из характерных черт «Карлсхютте» было производство большого количества фигурок различных животных, которые были востребованы во второй половине XIX века. Здесь также массово производили работы парижского скульптора-анималиста Пьера-Жюля Мепе. Востребованы были и другие предметы, такие как декоративные чугунные печи. «Карлсхютте» выпускала также предметы медальерного искусства, включая известный медальон, посвященный Фридриху Иоганну Шиллеру, созданный по модели Леонарда Поша в 1809 году.

В 1871 году литейный завод преобразился в крупный чугунолитейный завод. К 1907 году на заводе уже работало около 1100 сотрудников. В XX веке предприятие стало известно как "Альманн-Карлсхютте в Бюдельсдорфе" (Ahnann-Carlshiitte KG) (Büdelsdorf).

До 1834 года завод не имел своего собственного клейма. С 1834 года на оборотной стороне изделий начали ставить клеймо: буквы "СН" или "ОН", сопровождаемые изображением пересекающихся горных молоточков.
Чугунолитейный завод "Мэгдешпрунг (Magdesprung)" в герцогстве Ангальт был основан еще в 1646 году герцогом Фридрихом фон Ангальт-Бернбург-Харцгероде в Зелькетале, расположенном в горах Гарц (Харц). Вначале завод функционировал как предприятие по обработке железа, а чугунолитейное производство стартовало в 1757 году. Однако в 1781 году не удалось создать модельный кабинет для художественного литья. В XVIII и начале XIX веков завод специализировался на производстве предметов бытового назначения, оружия и деталей для машин. В 1843 году с завода в Зайне был приглашен скульптор Иоганн Курек, который организовал производство художественного литья. Здесь изготавливались как оригинальные работы по моделям Курека, так и изделия по образцам из Берлина, Зайна и Гляйвица. Например, по берлинским образцам отливали великолепные портретные медальоны, а в 1830—1840-е годы по моделям из Зайна были созданы восемь новогодних плакеток с видами Гарца и изображением завода. Из гляйвицких и берлинских моделей производили бюсты, распятия, украшения, бытовые предметы и игральные кости с античными мотивами. Многие изделия были сделаны по моделям двух известных парижских скульпторов — Пьера-Жюля Мена и Анри Мари Альфреда Жакмара.

Среди художественных достижений завода особенно выделяются работы таких мастеров, как фигура богини цветов и весеннего расцветания Флоры по модели Франца Вольтрека, созданная в 1820—1830 годах, а также изображение побежденного оленя и могильный крест, разработанный Куреком. На прилагаемой иллюстрации представлена ваза для фруктов, созданная по модели, разработанной на заводе "Мэгдешпрунг". Эта ваза состоит из трех частей и имеет общую высоту 180 мм (Изображение вазы предоставлено московской антикварной фирмой "Акция").

С начала 1862 года акцент был смещен с художественного литья на производство ремесленных инструментов, измерительных приборов и деталей для машин.

В период между Первой и Второй мировыми войнами была предпринята попытка возобновить производство художественного литья. На заводе был изготовлен прекрасный тяжелый пресс для бумаги с анималистическими скульптурами. Однако после 1945 года производство художественного литья было прекращено.
До второй половины XIX века изделия на заводе не маркировались клеймами. Однако затем в качестве клейма начали использовать изображение обелиска, отлитого в 1812 году в "Magdesprung", с различными монограммами. С 1872 по 1879 год клеймо представляло собой вертикальный овал с изображением обелиска в центре и буквами "MN". Затем буквы "MN" были заменены на "ME". Рядом с вертикальным овалом находился горизонтальный овал с надписью "Musterschutz" (защита образцов) и четырехзначным номером модели. На вазе для фруктов с таким клеймом указан номер "5166". Эти два овала размещались внизу верхней части вазы. На основании вазы, также внизу, указывались три четырехзначных номера без овалов: "4885", "4887" и "4888". Вероятно, эти номера использовались и в других изделиях. Этот тип клейма просуществовал примерно до 1925 года. Затем в качестве клейма стали использовать изображение единорога, щита и монограммы "Н" с обелиском. Иногда рядом с этим клеймом также указывался год основания завода — 1646. На изделиях художественного литья также ставилось клеймо в виде треугольника в двойной рамке (вместо овала) с изображением обелиска, монограммы и номера модели.
Чугунолитейная Мевеса была основана Альбертом Антоном Мевесом (Альберт Антон Мевес или Мевес) в 1844 году в Берлине после того, как он с 1837 года был соучредителем литейной GA.Schwan. В течение периода с 1840 по 1860 годы Мевес выпустил значительное количество высокохудожественных изделий из чугуна. Его наследники также достигли выдающихся результатов. Особенно популярными среди населения были чугунные спичечницы. На иллюстрации №12 представлена настенная модель со скульптурным изображением собаки, длина которой составляет 185 мм (предоставлено антикварной фирмой "Акция"). Существовали и другие варианты, такие как спичечницы в форме шкатулок (иллюстрация №13, размеры 60x95x35 мм, находится в частной коллекции). Клейма Мевеса часто содержали надписи "A.Meves. Berlin" и "Verlag von (bei) A: Meves Berlin", иногда сопровождаемые четырехзначным номером модели. Клеймо наследников Мевеса представляло собой монограмму "А М Nachf" в рамке, рядом с которой стоял четырехзначный номер модели в овале. На изображенных спичечницах эти номера были "7014" и "6848". На спичечнице-шкатулке клейма были расположены внутри на нижней части, а на настенной спичечнице — на оборотной стороне изделия.
Хочу подписаться
получай уведомления о выходе новых статей
Подпишись на Telegram канал
Подпишись на Telegram канал

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СТОИМОСТЬ
ВАШЕГО АНТИКВАРИАТА!

Хочу оценить!
Что можно продать через Ястрикс?
Скупка техники оптом
  • Продать смартфоны оптом
  • МФУ оптом
  • Системные блоки оптом
  • Планшеты оптом
  • Ноутбуки оптом
Скупка оружия
·Винтовки ,автоматы, пулеметы (СХП) · Пистолеты (СПХ) · Сигнальное · Охолощенное · Байкал (Ижевск) · Ижмаш · Концерн Калашников · Курс-С · Молот · РОК (Русская Оружейная Компания) · ТОЗ (Тульский оружейный завод) · Фортуна · Chiappa Firearms · Ekol · Ellipso · Molot Arms· Smersh · Retay Arms · Zoraki
Скупка телевизоров
ЖК телевизоры · LCD телевизоры · LED телевизоры · HD, Full HD, 4K · Panasonic · Philips · POLARLINE · Prestigio · Samsung · Sharp · АOC · BBK · BQ · Digma · Erisson · Haier · Hisense · Hyundai · IRBIS · JVC · KIVI · LG · Oled · Qled · Sony · Supra · TLC · Thomson · Vekta · Xiaomi
Скупка электронных книг
  • Электронная книга Onyx Boox
  • Электронная книга Amazon Kindle
  • Электронная книга Pocket Book
Скупка техники
  • Системные блоки
  • Моноблоки
  • Скупка мониторов
  • МФУ
  • Офисная техника
  • Оргтехника
  • Скупка лазерных принтеров
  • Apple Imac
  • Скупка стилуса Apple Pencil
  • Клавиатура Apple Smart
  • Magic Keyboard
  • Apple Magic Trackpad
  • Apple Magic Mouse
  • Apple TV
  • Apple Mac mini
Скупка часов 
  • Механические
  • Кварцевые
  • Смарт-часы
  • Швейцарские
  • Apple Watch Series 3
  • Apple Watch Series 4
  • Apple Watch Series 5
  • Apple Watch Series 6
  • Apple Watch Series SE
  • Apple Watch Series 7
  • Samsung Watch
  • Breitling
  • Montblanc
  • Omega
  • Cartier
  • Ulisse Nardin
  • Hublot
Фотоаппараты и видеокамеры
  • Зеркальные
  • Canon
  • Nikon
  • Sony
  • Fujifilm
  • Olympus
  • Lumix
  • Pentax
  • Leica
  • Цифровые
  • Матричные
  • Скупка видеокамер
  • Скупка объективов
Скупка музыкального оборудования
  • Продать комбики
  • Продать синтезатор
  • Акустика
  • Гитарное оборудование
  • Скупка музыкальных инструментов
  • Продать сабвуферы
  • Продать усилитель звука
  • Продать Автомагнитолу
  • Продать DJ оборудование
  • Продать домашний кинотеатр
  • Продать портативную акустику
  • Продать систему multiroom
  • Продать магнитолу
  • Продать магнитофон кассетный и катушечный
  • Продать радиоприемник
  • Продать запечатанные аудио и видео кассеты
  • Продать музыкальный центр
  • Продать саундбар
  • Продать виниловый проигрыватель
  • Продать старую аудиотехнику
  • Продать граммофоны и патефоны
  • Продать систему караоке
  • Продать компьютерную акустику
  • Продать cd-проигрыватель
Скупка инструментов
  • Скупка электроинструмента
  • Скупка силовой техники
  • Скупка садовой спецтехники
  • Скупка сварочного оборудования
  • Скупка пневмоинструмента
  • Скупка cтроительного оборудования
  • Скупка измерительного оборудования
  • Скупка станков
  • Скупка строительных лестниц
Скупка антиквариата
  • Скупка фарфора
  • Скупка монет
  • Скупка икон
  • Скупка картин
  • Скупка статуэток из бронзы
  • Скупка статуэток из чугуна
  • Скупка столовых приборов из серебра
  • Скупка старинных самоваров
Скупка Спортивного инвентаря
  • Велосипеды
  • Электросамокаты
  • Электровелосипеды
  • Хобби
  • Арбалеты
  • Луки
  • Оптика
  • Оружие для подводной охоты
  • Гироскутеры
  • Моноколеса
  • Сигвеи
Как продать антиквариат?
1
1
Заполните коротку фому оценки
2
Получите предложения с ценами через 60 минут
3
Выберите самое выгодное предложение
4
Свяжитесь с покупателем
5
Посетите магазин, который вы выбрали, для заключения сделки.
Хочу оценить!
Мы единственный сервис предоставляющий оценку от всех специализированных организаций. Скупка товара до 90% от стоимости.

Доступность

Вам даже не надо скачивать приложение. Оценка проводится в Telegram боте.

Экономия времени

Вам больше не надо самостоятельно связываться с покупателями. Наш сервис предложит ваш товар всем скупкам, ломбардам, комиссионным и антикварным магазинам в вашем городе.

Удобство

Всё что вам надо сделать – заполнить заявку и выбрать налилучшее предложение.

Безопасность

Наш сервис не собирает и не передаёт ваши персональные данные. Риск их потерять отсутствует.

Эффективность

Вы получаете предложения с оценкой вашего имущества от всех скупок, ломбардов, комиссионных и антикварных магазинов в вашем городе.

Инновации

Постоянное развитие и внедрение новых технологий
Мы постоянно развиваем наш сервис для вашего удобства.
Сегодня, и всегда, система быстрых продаж Ястрикс будет абсолютно бесплатна для вас!
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!