Художник А.Л. Горбунков внимательно изучил металлические украшения северных народов в период своего пребывания в Западной Сибири в 1930-х годах, когда он был сослан в район Салехарда. В результате своих исследований он создал множество зарисовок разнообразных металлических подвесок, которые были опубликованы в альбоме «Северные россыпи» в 1960-х годах. Его работа представляет особый интерес для тех, кто интересуется русскими меднолитейными промыслами XIX— XX веков. Горбунков подтвердил существование в начале прошлого века мастерской кузнеца Михайленко в городе Березове, где выполнялись заказы местного населения на медные украшения, а также латунные бляхи для конской и оленьей упряжи.
К концу XIX века выделялись четыре основных центра меднолитейного промысла — бассейны Мезени и Печоры, Северный Урал и Западная Сибирь (Тобольск и Салехард). Мастерские этих центров обеспечивали своими изделиями не только народы, проживавшие на территории самих центров, такие как ненцы, коми, ханты и манси, но и другие этнические группы Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая эвенков, юкагиров и нганасан.
Натуральный обмен упрощал торговлю, однако к середине XX века спрос на металлические украшения среди местного населения резко снизился, что привело к сокращению металлообрабатывающих промыслов. Частично это было вызвано переходом местного населения на оседлый образ жизни и изменением бытовых предпочтений. Современная одежда вытеснила национальные костюмы, и вместе с ними ушла и потребность в металлических украшениях.
Остяцкие бляхи представляют собой относительно новое явление, первые упоминания о котором появились только в середине XVIII века и были крайне ограниченными. В 1889 году исследователь народов Приуралья Д.Н. Анучин упомянул бляхи из коллекции Тобольского краеведческого музея, а в 1909 году археолог С.Н. Руденко, проводивший раскопки остяцких могильников середины XIX века на правом берегу Оби, в районе Обдорска, обнаружил значительное количество медных подвесок с изображениями, такими как прорезные коньки, орлы в круге, всадники с жезлом и кентавры. А.Л. Горбунков опубликовал около тридцати различных типов латунных подвесок, которые местное население именовало "еся-пу", высоко ценя их.
Среди разнообразия блях можно встретить круглые с ушком для крепления к головному убору, а также ромбовидные подвески. На них часто изображались священные животные народов Приобья, такие как кони, медведи, гуси и олени. Также были обнаружены бляшки с изображением креста в круге и решетки, символизирующей солнце. Особенно стоит отметить изображения кентавров, крылатых всадников с скипетрами, стрельцов или воинов в костюмах, иногда напоминающих польскую военную форму XVIII—XIX веков.