Замечу, что все мне известные иконы с изображением царей были созданы в рамках официальной православной церкви. По-моему, поиск подобных икон в старообрядческих источниках бесполезен. Строгие старообрядцы, хотя и не были противниками царской власти, не относились к ней так свободно как официальные православные.
Эпоха Нового времени в России наступила при Петре Великом. Оценки его правления могут быть разными, но факт в том, что он радикально изменил страну. Однако мне неизвестны иконы Спасителя или ангелов с лицом Петра. По-моему, таких икон и быть не могло. Петровские реформы, с их своеобразной интерпретацией церкви, скорее вызывали ассоциации с антихристом, чем с Христом.
Период хаоса во времена Петра Великого и морального распада в эпоху Анны Иоанновны сменился некоторым упорядочиванием при Елизавете и торжеством дворянских привилегий при Екатерине. Иностранка на троне, Екатерина нашла в верности своих фаворитов удивительную опору для своего правления. Эта талантливая женщина смогла стимулировать своих избранных подданных конкурировать в проявлении любви к ней, заставляя их совершать деяния ради нее и России, что, возможно, они не сделали бы только ради России. Под Екатериной любовь и преданность монарху приобрели не только политический, но и глубокий человеческий смысл.
Изображение Екатерины, по-моему, не имело каких-то ярко выраженных особенностей. Ее правильное, хоть и полное лицо, казалось скорее скрывающим, чем раскрывающим ее характер и ум, и, вероятно, представляло трудность для даже талантливых портретистов. Каждый художник видел Екатерину по-своему.
Тем не менее, когда великоустюгский мастер Козьма Волков создал икону Богородицы, для его современников было очевидно, что она сходна с императрицей (см. ил. 1 —2). Остается вопрос, насколько это сходство соответствует намерению художника. Однако одно ясно: общее восприятие Екатерины не противоречило идеи изображения ее как сверхъестественного существа.