Оказавшись вне придворной среды, тема Страстей, прежде всего христологическая, получила развитие именно в богородичных сюжетах. Вместе с многочисленными изображениями Голгофы, Распятий и Воскресений, самостоятельных икон Страстей Иисуса Христа не так уж много. Почти все они представляют собой либо списки с чтимых икон, либо копии известных картин XIX—XX веков.
По всей видимости, народному сознанию был ближе образ страдающей Матери, которая пожертвовала Сына ради спасения человечества. Богоматерь, воспринимаемая как невидимая покровительница и заступница, всегда пользовалась особым почитанием на Руси. Это, вероятно, объясняет, почему повышенный интерес к теме Страстей так широко отразился в богородичных сюжетах.
В основе всех страстных богородичных сюжетов лежит образ Богоматери, погруженной в молитвенную скорбь, со скрещенными или сложенными на груди руками. Этот вариант изображения Богоматери пришел в Россию из католического мира как устоявшаяся иконография.
Иконы "Скорбящая Богоматерь", основываясь на ключевых элементах сюжета, условно можно разделить на три группы:
1) Богоматерь с пронзающими грудь мечами (их обычно семь, но бывают и с одним мечом);
2) Богоматерь молящаяся у Распятия;
3) Богоматерь с телом снятого с креста Христа (или спящим младенцем Христом), известные как "Умиление".
Первую группу составляют иконы, на которых изображена Богоматерь, грудь которой пронзают мечи или меч. Сюда относятся иконы "Умягчение злых сердец" (или "Семистрельная"), "Богоматерь Васильковская", "И твое сердце пройдет оружие", "Симеоново проречение".
Эти изображения можно рассматривать как иллюстрации к так называемому Симеонову проречению, описанному в Евангелии от Луки (глава 2). Его слова "…и тебе самой, безмужняя Матери, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь ты Сына твоего пригвожденного на кресте…" символически изображаются при помощи пронзающих сердце мечей, кинжалов, стрел и т.д.
Наиболее ранней и широко распространенной иконографией стала иконография "Умягчение злых сердец". Это изображение Богоматери с молитвенно сложенными или скрещенными на груди руками. Грудь Богоматери пронзают семь мечей, располагающихся либо четыре с одной стороны, три с другой, либо по три с каждой стороны и один внизу (поздний вариант).