больше, чем скупка или ломбард
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Главная
Блог
Картины и иконы
Главная
Блог
Картины и иконы
Образ страдающей Богоматери в поздней иконописи
Образ страдающей Богоматери в поздней иконописи
Иконы, изображающие страдающую Богоматерь в поздней иконописи, часто встречаются на антикварных рынках. Они изображают Богородицу, стоящую у распятия, оплакивающую Христа, а иногда ее грудь пронзают мечи, дополняя композицию изображением орудий страданий. Хотя вариации и названия сюжетов могут меняться, все они связаны одной темой - материнской скорби, что подталкивает к объединению их под названием "Скорбящая Богоматерь".

Их мрачный характер делает эти иконы малопопулярными на современном рынке. Их легко приобрести, но сложно продать. Не каждый решится повесить такой безрадостный образ у себя дома или рассматривать их в качестве подарка. Поэтому антиквары избегают таких сюжетов, хотя их стоимость ниже по сравнению с привычными иконами.

Эти иконы пока что недооценены, что кажется несправедливым. Образы "Скорбящей Богородицы" представляют собой глубокие и разнообразные темы, открывающие еще одну грань русского искусства нового времени, связанного со страданиями.

Интерес к теме страданий Христа стал одной из центральных тем в русском искусстве во второй половине XVII века и продолжался в течение двух следующих столетий. Эта тема нашла выражение в различных областях русской культуры, включая живопись, литературу, архитектуру и декоративно-прикладное искусство.

Для высшей духовной элиты были созданы письменные работы, разработаны новые иконографии и изображения, связанные со страданиями Христа. Примерами могут служить гравюра "Распятие с чудесами" 1682 года Василия Андреева и Сильвестра Медведева, а также икона "Распятие" 1671 года царского изографа Ивана Максимова, включающая в себя изображение орудий страданий.
Оказавшись вне придворной среды, тема Страстей, прежде всего христологическая, получила развитие именно в богородичных сюжетах. Вместе с многочисленными изображениями Голгофы, Распятий и Воскресений, самостоятельных икон Страстей Иисуса Христа не так уж много. Почти все они представляют собой либо списки с чтимых икон, либо копии известных картин XIX—XX веков.

По всей видимости, народному сознанию был ближе образ страдающей Матери, которая пожертвовала Сына ради спасения человечества. Богоматерь, воспринимаемая как невидимая покровительница и заступница, всегда пользовалась особым почитанием на Руси. Это, вероятно, объясняет, почему повышенный интерес к теме Страстей так широко отразился в богородичных сюжетах.

В основе всех страстных богородичных сюжетов лежит образ Богоматери, погруженной в молитвенную скорбь, со скрещенными или сложенными на груди руками. Этот вариант изображения Богоматери пришел в Россию из католического мира как устоявшаяся иконография.

Иконы "Скорбящая Богоматерь", основываясь на ключевых элементах сюжета, условно можно разделить на три группы:

1) Богоматерь с пронзающими грудь мечами (их обычно семь, но бывают и с одним мечом);

2) Богоматерь молящаяся у Распятия;

3) Богоматерь с телом снятого с креста Христа (или спящим младенцем Христом), известные как "Умиление".

Первую группу составляют иконы, на которых изображена Богоматерь, грудь которой пронзают мечи или меч. Сюда относятся иконы "Умягчение злых сердец" (или "Семистрельная"), "Богоматерь Васильковская", "И твое сердце пройдет оружие", "Симеоново проречение".

Эти изображения можно рассматривать как иллюстрации к так называемому Симеонову проречению, описанному в Евангелии от Луки (глава 2). Его слова "…и тебе самой, безмужняя Матери, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь ты Сына твоего пригвожденного на кресте…" символически изображаются при помощи пронзающих сердце мечей, кинжалов, стрел и т.д.

Наиболее ранней и широко распространенной иконографией стала иконография "Умягчение злых сердец". Это изображение Богоматери с молитвенно сложенными или скрещенными на груди руками. Грудь Богоматери пронзают семь мечей, располагающихся либо четыре с одной стороны, три с другой, либо по три с каждой стороны и один внизу (поздний вариант).
В европейском искусстве уже с XIII века встречаются изображения, где меч пронзает грудь Богоматери. На картине "Семь печалей Марии" (1496 г.) Альбрехта Дюрера, например, грудь Марии пронзает один меч, а семь Страстей представлены как самостоятельные сцены, окружающие фигуру Богоматери: от самого пророчества старца до снятия с креста. Эти печали могут представляться различными. На картине Адриена Изебранта (1-я половина XVI века) последние три сцены — Распятие, Снятие с креста и Положение во гроб. Позже начали изображать семь мечей, что символизирует семь скорбей Богоматери.

В России иконография "Умягчение злых сердец" (или "Семистрельная") появилась в конце XVII века. Одной из самых ранних считается икона, написанная в 1682 году Василием Познанским для иконостаса Распятской церкви Московского Кремля. Это изображение Богородицы с семью мечами, четыре слева и три справа.

На иконе 1713 года Василия Уланова полуфигурное изображение Богородицы, держащей в руках платок, заключено в круг. Мечи расположены так же, как и на иконе Познанского, но все мечи пронумерованы и имеют надписи, каждой стреле соответствует свой эпизод Страстного пути.

В XVIII—XIX веках эта иконография стала очень популярной, создавалось множество домашних икон. Однако первоначальный смысл икон приобретал новые значения в народной среде: мечи стали восприниматься как оружие самой Богоматери против опасностей, угрожающих молящемуся. Такой образ икон, защищающих их обладателей, укрепился. Сегодня на антикварных рынках иногда можно встретить икону "Умягчение злых сердец", которая оказывается не новой, а лишь частью композиции "Благовещение", а стрелы, надписи и опушь — новыми.

Другие упомянутые иконографии, появившиеся позже, не получили такого распространения. Они, вероятно, являются интерпретациями "Богоматери Семистрельной" (как "Симеоново проречение", "И твое сердце пройдет оружие") или копиями католических картин, имея значимость местных икон ("Богоматерь Васильковская").
Для "Скорбящей Богоматери" мотив Симеонова проречения может рассматриваться как универсальный. Символическое изображение мечей могло быть как присутствующим, так и отсутствующим, например, как на "Богоматери Скорбящей", или использоваться и в других изображениях, таких как "Богоматерь Семистрельная", "Богоматерь О девице пречистая от всех родов избранная" и так далее.

На иконах "Богоматерь Семистрельная" также может присутствовать изображение младенца Христа.

В XIX веке иконы "Умягчение злых сердец" стали очень распространены. Они очень похожи на "Богоматерь Ченстоховскую". Название "Умягчение злых сердец" они получили после того, как в 1687 году в местечке Рудня (Могилевская епархия) была обнаружена чудотворная икона, которая по иконографии напоминала Ченстоховскую. Благодаря этому, за иконой закрепилось название "Умягчение злых сердец".

Интересно, что на некоторых иконах "Умягчение злых сердец" (Ченстоховских) в короне Богоматери изображается сцена оплакивания.

Во вторую "группу" распространенных образов "Скорбящей Богоматери" можно включить иконы, на которых Богородица изображается стоящей у креста. К таким иконам относятся "Богоматерь Ахтырская", "Плач при кресте", "О Девице пречистая...", "Богоматерь Самарская", "Богоматерь Липецкая". Изображения могут содержать группу скорбящих, Орудия Страстей, пейзаж Голгофы, меч у груди Богоматери и так далее.

В основе этих иконографий лежат духовные стихи, воспевающие страдания Богоматери: "Сон Богородицы" и "Плач Богородицы".

Изложенные сюжеты имеют общую композиционную основу - Богоматерь стоит у креста, однако каждый из них выделяется своими особенностями. Похожие композиции, а также использование атрибутов одного сюжета для другого могут свидетельствовать о несуществовании четкого иконографического образца.

Например, икона, названная "Ахтырская Пресвятая Богородица", строго говоря, имеет неточное название. "Богоматерь Ахтырская" имеет свою устоявшуюся иконографию. На иконе, явившейся в 1739 году в селе Ахтырка (Харьковская губерния), Богоматерь изображается на фоне распятого Христа. С открытой головой, в молитвенной позе, она обращена к кресту. После признания этой иконы чудотворной в 1751 году, этот сюжет стал популярным в народе, что подтверждается большим количеством икон XIX века, изображающих "Ахтырскую Богоматерь".

Образ юной Марии, стоящей у распятого Христа, ассоциируется с преданием, согласно которому Мария до рождения Сына видела видение о распятии.

Считается, что иконография "Ахтырской Богоматери" может произойти от изображения молящейся у креста Марии Магдалины.

Также распространен сюжет "Плач при кресте". Эти иконы можно встретить и сегодня на антикварном рынке, хотя их количество значительно меньше, чем икон "Ахтырской Богоматери".

На иконе "Плач при кресте" Богоматерь изображена у креста без распятого Иисуса. Ее руки скрещены на груди, меч пронзает ее грудь (как символ Симеонова проречения). Перед ней на столе разложены Орудия Страстей, а за ее спиной слева стоит колонна с петухом, справа — пустая гробница.
Появление этой иконографии относится к первой половине XVIII века и, подобно апокрифу "Плач Богородицы", опирается на текст из Евангелия от Иоанна, где упоминается стояние Богородицы у креста (XIX, 25—27).

С распространением этого иконического сюжета начинают появляться его упрощенные варианты. Например, икона конца XIX века (илл. 20), на которой живописец, избавляясь от излишних деталей, оставляет лишь образ Богоматери и креста. Мария изображается с непокрытой головой, как на иконах "Ахтырской Богоматери".

По всей видимости, апокрифический "Плач" послужил основой еще одной иконографии: "О девице пречистая..." (илл. 13). Она напоминает иконы "Плач при кресте", но здесь изображение помещено в овальную рамку, окруженную ромбом. В углах ромба расположены символы евангелистов. Внутри овала изображена Богородица, ее голова покрыта мафорием, из-под которого видны спускающиеся на плечи волосы. Наверху овала — небеса: облака с темным солнцем и красной луной. Интересно, что крест за спиной Богоматери повторяет направление меча, символически пронзающего ее душу. Таким образом, меч и крест сливаются в единое целое, делая другие страстные атрибуты инструментами мучений для души Богородицы. На большом столе внизу выложены Орудия Страстей. Колонна с петухом и пустая гробница находятся на заднем плане, по обе стороны от Богородицы. Все атрибуты снабжены надписями.

Привычное размещение креста справа на композиции здесь не всегда соблюдалось. Например, на иконе XVIII века из Петрозаводского музея композиция представлена в зеркальном отражении: Богородица изображена склоненной к кресту влево.
Интересно отметить и почитаемые образы "Богоматери у креста". Известными примерами таких икон являются "Богоматерь Страстная (Липецкая)" (находится в приделе Христо-рождественского собора города Липецка) (илл. 21) и "Богоматерь Самарская (Новокайдакская)" (бывшая в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре недалеко от города Новомосковска) (илл. 22), хотя таких икон может быть и больше. Оба эти образа иконографически близки к уже упомянутым, но имеют свои особенности. На иконе из Липецка Богоматерь изображена у наклонного креста, соединенного с мечом (как на иконе "О Девице пречистая..."). Она благословляет одной рукой, а другой прижимает к груди платок. В самарском образе Богоматери стоит у креста с распятим Спасителем, с перекрещенными на груди руками, которую пронзает меч. Перед ней находится стол с Орудиями Страстей Христа, а за ее спиной — столб бичевания с петухом.

Оба эти образа стали популярными в XIX веке и, вероятно, являются производными от уже известных иконографических образцов.

Один из самых трогательных образов — это изображение Богоматери, оплакивающей тело лежащего на ее коленях Иисуса Христа (третья выделенная группа). Подобные изображения были близки к искусству западноевропейского мира и проявились в многочисленных образах "Пьяты" (илл. 23).

В древнерусском искусстве также встречалась тема оплакивания. Достаточно вспомнить сюжет "Не рыдай Мене, Мати" (илл. 24), который к Новому времени уже имел устоявшуюся иконографию. Однако начиная с XVIII века это древнее название стало применяться и к композициям западноевропейского стиля, вероятно, из-за отсутствия более подходящего русского термина.

К началу XVIII века появляется иконография, на которой обычно указывают надписи "Положение во гроб" или "Не рыдай Мене, Мати" (илл. 25). На этих иконах Богородица изображена с перекрещенными на груди руками над лежащим в гробу на плащанице Христом. У его ног помогают удерживать плащаницу Никодим и Иосиф. По сторонам Марии находятся по два ангела и два клейма с Орудиями Страстей. Эта композиция отличается от средневекового варианта тем, что центром стала не фигура Иисуса, а Марии. Она становится главным персонажем сцены, а остальные фигуры, включая Христа, становятся второстепенными, лишь дополняющими образ скорбящей Богоматери. Один из ранних примеров такой композиции — это антиминс 1713 года.

Как сокращенный вариант этой иконографии можно рассмотреть икону "Положение во гроб" ("Не рыдай Мене, Мати"), на которой отсутствуют второстепенные фигуры. Богоматерь остается одна со своим Сыном и своим горем. Примером такого варианта может служить икона "Не рыдай Мене, Мати" конца XIX века (илл. 26).

Иногда в качестве символа предстоящего Воскресения возникает образ сидящего на камне ангела, указывающего в сторону Христа. Примером может служить икона "Положение во гроб" начала XIX века (илл. 27).

Влияние западноевропейского искусства привело к появлению сцены оплакивания Христа («Плач о Христе») в русской деревянной скульптуре. Центральная фигура Богоматери с телом Христа в точности повторяет иконографию католического образа. Такие композиции были распространены на Севере России, например, "Плач о Христе" из Михайло-Архангельского монастыря (илл. 28).

Русский вариант "Пьяты" в резной иконе представлен образом "Плакущей Богоматери" («Плач Божией Матери»), созданным между 1792 и 1794 годами и хранимым в Успенской церкви села Шубине Домодедовского района. С 1848 года этот образ стал объектом поклонения и связывают его с избавлением от засухи и эпидемии холеры. В 1953 году скульптура была уничтожена молнией, оставив лишь небольшой фрагмент с головой Богоматери размером 75x70 см (илл. 29). Однако живописные изображения помогли восстановить первоначальную иконографию шубинского образа, показывая его различные облачения и атрибуты на протяжении нескольких десятилетий. В основе скульптуры лежал гроб, а Богоматерь держала Христа на коленях с вытянутыми ногами и поддерживала его голову правой рукой. Голова Богоматери была слегка повернута вправо.
Несмотря на положение горизонтально лежащей фигуры Христа на руках Богородицы, облачения «Плакущей Богоматери» напоминают форму конусовидного далматика, что вызывает ассоциации с Лоретской Мадонной (илл. 31).

В церкви сохранилась небольшая (18x14 см) икона «Плакущей Богоматери», созданная в последней трети XIX века. Это простое повторение запрестольного образа, возможно, предназначенное для продажи паломникам.

Иная икона «Плакущей Богоматери» находится в церкви Казанской Божией Матери в Коломенском. Ее стиль позволяет отнести ее к концу XVII — началу XVIII века. Композиционно она отличается от шубинской иконы. Фигура Богоматери с телом Христа на коленях напоминает скорее вышеупомянутые иконы «Положения во гроб». Уменьшенная фигура Христа придает образу сходство с изображением «Умилением», где Мария склонена над спящим Младенцем.

Также сходна с изображением «Богоматери Плакущей» из Казанской церкви и икона «Оплакивание Христа» первой половины XVIII века из коллекции Пчельниковых (илл. 32).

Упомянутый образ «Умиление» не связан с иконографическим типом Умиления — Елеуса. Страстное «Умиление» представляет изображение Богородицы, склоненной к спящему на ее коленях Сыну. Руки Марии либо сложены в молитвенной позе на груди, либо воздеты перед собой (илл. 33).
Источник данной иконографии прослеживается к ренессансным образам Мадонн со спящим Младенцем (илл. 35). Сон маленького Христа символизирует будущие страдания и указывает на его предстоящий смертный сон — чудесное предвестие Воскресения.

Иногда спящий Младенец изображается не на коленях у Богоматери, а рядом с ней, как на иконе «Умиление Спасская» (илл. 36), где Христос лежит перед Богоматерью на ложе. Эта иконография сильно напоминает композицию картины Гвидо Рени, выполненной в 1627 году (Галерея Дория Памфили в Риме), которая имеет множество повторений и копий. Например, работа Сассоферато «Мадонна с Младенцем» (илл. 34), хранящаяся в ГМИИ. Сходство иконы «Умиление Спасская» с европейской картиной весьма заметно.

Многообразие вариаций темы «Скорбящей Богоматери» делает этот жанр интересным для коллекционеров. Возможно, современный интерес к поздней иконописи и народным иконам способствует распространению этой темы и находит своих почитателей.

Хочу подписаться
получай уведомления о выходе новых статей
Подпишись на Telegram канал
Подпишись на Telegram канал

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СТОИМОСТЬ
ВАШЕГО АНТИКВАРИАТА!

Хочу оценить!
Что можно продать через Ястрикс?
Скупка техники оптом
  • Продать смартфоны оптом
  • МФУ оптом
  • Системные блоки оптом
  • Планшеты оптом
  • Ноутбуки оптом
Скупка оружия
·Винтовки ,автоматы, пулеметы (СХП) · Пистолеты (СПХ) · Сигнальное · Охолощенное · Байкал (Ижевск) · Ижмаш · Концерн Калашников · Курс-С · Молот · РОК (Русская Оружейная Компания) · ТОЗ (Тульский оружейный завод) · Фортуна · Chiappa Firearms · Ekol · Ellipso · Molot Arms· Smersh · Retay Arms · Zoraki
Скупка телевизоров
ЖК телевизоры · LCD телевизоры · LED телевизоры · HD, Full HD, 4K · Panasonic · Philips · POLARLINE · Prestigio · Samsung · Sharp · АOC · BBK · BQ · Digma · Erisson · Haier · Hisense · Hyundai · IRBIS · JVC · KIVI · LG · Oled · Qled · Sony · Supra · TLC · Thomson · Vekta · Xiaomi
Скупка электронных книг
  • Электронная книга Onyx Boox
  • Электронная книга Amazon Kindle
  • Электронная книга Pocket Book
Скупка техники
  • Системные блоки
  • Моноблоки
  • Скупка мониторов
  • МФУ
  • Офисная техника
  • Оргтехника
  • Скупка лазерных принтеров
  • Apple Imac
  • Скупка стилуса Apple Pencil
  • Клавиатура Apple Smart
  • Magic Keyboard
  • Apple Magic Trackpad
  • Apple Magic Mouse
  • Apple TV
  • Apple Mac mini
Скупка часов 
  • Механические
  • Кварцевые
  • Смарт-часы
  • Швейцарские
  • Apple Watch Series 3
  • Apple Watch Series 4
  • Apple Watch Series 5
  • Apple Watch Series 6
  • Apple Watch Series SE
  • Apple Watch Series 7
  • Samsung Watch
  • Breitling
  • Montblanc
  • Omega
  • Cartier
  • Ulisse Nardin
  • Hublot
Фотоаппараты и видеокамеры
  • Зеркальные
  • Canon
  • Nikon
  • Sony
  • Fujifilm
  • Olympus
  • Lumix
  • Pentax
  • Leica
  • Цифровые
  • Матричные
  • Скупка видеокамер
  • Скупка объективов
Скупка музыкального оборудования
  • Продать комбики
  • Продать синтезатор
  • Акустика
  • Гитарное оборудование
  • Скупка музыкальных инструментов
  • Продать сабвуферы
  • Продать усилитель звука
  • Продать Автомагнитолу
  • Продать DJ оборудование
  • Продать домашний кинотеатр
  • Продать портативную акустику
  • Продать систему multiroom
  • Продать магнитолу
  • Продать магнитофон кассетный и катушечный
  • Продать радиоприемник
  • Продать запечатанные аудио и видео кассеты
  • Продать музыкальный центр
  • Продать саундбар
  • Продать виниловый проигрыватель
  • Продать старую аудиотехнику
  • Продать граммофоны и патефоны
  • Продать систему караоке
  • Продать компьютерную акустику
  • Продать cd-проигрыватель
Скупка инструментов
  • Скупка электроинструмента
  • Скупка силовой техники
  • Скупка садовой спецтехники
  • Скупка сварочного оборудования
  • Скупка пневмоинструмента
  • Скупка cтроительного оборудования
  • Скупка измерительного оборудования
  • Скупка станков
  • Скупка строительных лестниц
Скупка антиквариата
  • Скупка фарфора
  • Скупка монет
  • Скупка икон
  • Скупка картин
  • Скупка статуэток из бронзы
  • Скупка статуэток из чугуна
  • Скупка столовых приборов из серебра
  • Скупка старинных самоваров
Скупка Спортивного инвентаря
  • Велосипеды
  • Электросамокаты
  • Электровелосипеды
  • Хобби
  • Арбалеты
  • Луки
  • Оптика
  • Оружие для подводной охоты
  • Гироскутеры
  • Моноколеса
  • Сигвеи
Как продать антиквариат?
1
1
Заполните коротку фому оценки
2
Получите предложения с ценами через 60 минут
3
Выберите самое выгодное предложение
4
Свяжитесь с покупателем
5
Посетите магазин, который вы выбрали, для заключения сделки.
Хочу оценить!
Мы единственный сервис предоставляющий оценку от всех специализированных организаций. Скупка товара до 90% от стоимости.

Доступность

Вам даже не надо скачивать приложение. Оценка проводится в Telegram боте.

Экономия времени

Вам больше не надо самостоятельно связываться с покупателями. Наш сервис предложит ваш товар всем скупкам, ломбардам, комиссионным и антикварным магазинам в вашем городе.

Удобство

Всё что вам надо сделать – заполнить заявку и выбрать налилучшее предложение.

Безопасность

Наш сервис не собирает и не передаёт ваши персональные данные. Риск их потерять отсутствует.

Эффективность

Вы получаете предложения с оценкой вашего имущества от всех скупок, ломбардов, комиссионных и антикварных магазинов в вашем городе.

Инновации

Постоянное развитие и внедрение новых технологий
Мы постоянно развиваем наш сервис для вашего удобства.
Сегодня, и всегда, система быстрых продаж Ястрикс будет абсолютно бесплатна для вас!
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!