Благодаря усилиям земских художников и мастеров, весьма скоро появилось множество вариантов матрешек. В их росписи преобладал "русский стиль", где куклы принимали облик крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей, а также иногда использовались для иллюстрации сказок. В списке Учебной игрушечной мастерской за 1911 год значилось 21 вида матрешек только по росписи. Они были разных размеров, от 2- до 24-местных, но наиболее популярными были 3-, 8- и 12-местные куклы. Высокий профессионализм росписчиков гарантировал тонкость исполнения работы. Использовались различные виды красок, в том числе собственного приготовления, такие как сухие и растертые на гуммиарабике, гуашь, а также в меньшей степени акварель. После росписи куклы покрывали спиртовым или масляным лаком.
В период с 1900 по 1910 годы единый орнаментально-декоративный стиль для матрешек еще не сформировался. Применялись разнообразные методы росписи: живописный подход с детальной проработкой лиц и костюмов, раскраска контуров платиновой иглой или черной краской, а также частое использование позолоты. Постоянно проводились эксперименты с формой и конструкцией игрушек. Известны матрешки различных форм - яйцевидные, шлемовидные, конусообразные, а также полуовальные и условные фигуры с ярко выраженными цилиндрическими шапками; также существовали неразъемные матрешки-«неваляшки» с грузом внизу и матрешки-хранилища для мелочей.
Одним из ведущих разработчиков образцов был Николай Дмитриевич Бартрам. Его матрешки изображали персонажей сказок, этнографические типажи, и литературных героев. В его работах часто использовались приемы станкового искусства в декоративной росписи, что подчеркивало его творческий подход. Однако, иногда эта художественная выразительность могла отвлекать от основного конструктивного замысла игрушки.