Несомненно, в различных областях, где проживали старообрядцы, существовали ведущие иконописные мастерские, часто при монастырях, являющихся духовными центрами данного согласия. В эти мастерские приглашались и работали лучшие мастера иконописи. Они были неотъемлемой частью духовной культуры старообрядцев, где формировались стили и каноны иконописания, которыми руководствовались другие старообрядцы того же согласия. К примеру, Выговская киновия для староверов-беспоповцев, монастыри ветковские, стародубские, иргизские и Гуслица для поповского согласия, Преображения для федосеевцев, а также Невьянск для часовенных и другие. На окраине этих центров, в отдаленных деревнях, скитах и пустынях, трудились местные иконописцы-староверы, часто не являющиеся профессионалами, но копирующие стилистику старообрядческих мастерских. На этом этапе важно ответить на вопрос о характеристиках возникновения и распространения народной иконы в принципе. Предполагается, что ответ на него довольно прост: это бедность населения и удаленность от основных иконописных центров. Кроме того, для старообрядческой народной иконы есть еще третий признак — конфессиональный, который будет рассмотрен далее.
В качестве примера можно обратиться к художественному наследию Выга и Поморья, представленному на выставке "Искусство Поморья XVIII—XIX веков", проходившей в ЦМиАР в апреле — августе текущего года (см. журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" в июньском номере (89) для подробной информации). Вместе с иконами из выговской мастерской, характеризующимися своими художественными и стилистическими особенностями (см. илл. 1), на выставке представлены иконописные произведения "рафинированного поморского стиля", вероятно, созданные в других местах (возможно, в Санкт-Петербурге) (см. илл. 2, 3), а также иконы с сильным народным характером: "Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре" и "Огненное вознесение пророка Илии" (см. илл. 4, 5). Предполагается, что можно говорить о влиянии Выга как духовного и художественного центра поморского согласия на народное иконописание старообрядческого населения Русского Севера, где местные иконописцы в своем творчестве интерпретируют характерный выговский стиль. Народные черты носят и поморские иконы по стилю, например, "Рождество Христово" (см. илл. 6), созданная уже в конце XIX века после закрытия монастыря и утраты традиций выговского иконописания. Исследователи неоднократно отмечали, что на Севере России значительный стимул для развития народной иконописи мог дать разгон в середине XIX века Выговского монастыря. Местные художники и мастера из Выга, разъехавшиеся по северным деревням, оказали значительное влияние на развитие северорусского народного искусства.