Александра Николаевича Орлова (1922–2001) на протяжении всей жизни воспринимали как формалиста. В 1960–1980-е годы этот термин носил негативный оттенок, однако в период перестройки и расцвета творческого плюрализма он приобрел положительное значение. Орлова начали ценить как «авангардиста с опытом». Сам же художник всегда считал себя убежденным реалистом. Это сочетание противоположностей — реализма и формализма — стало ключом к загадке его личности и источником очарования его творчества.
Жизненный путь Орлова был спокойным, без ярких потрясений. Это история человека, преданного своему делу и вкладывавшего в него всю душу. Родившись в 1922 году на Смоленщине, в 1934 году он вместе с семьей переехал в Москву. В новой школе наибольшее впечатление на него произвел школьный художник — высокий человек в фартуке, усеянном пятнами краски. Именно тогда у мальчика зародился интерес к живописи, что привело к появлению первых детских рисунков.
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Орлов служил солдатом. Эти годы не ожесточили его, а напротив, укрепили его веру в то, что «красота спасет мир», и желание стать художником окончательно сформировалось. В 1948 году он поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), основанный А.А. Дейнекой, на факультет художественной обработки металла. Сам Дейнека, возглавлявший кафедру композиции, был для Орлова демократичным наставником, который не давил своим авторитетом, но давал прочную основу мастерства. Курс живописи вел профессор Н.Я. Белянин, чье замечание: «Вы хорошо видите полутона, но предстоит еще много работать», навсегда осталось в памяти Орлова. С профессором Ф.Я. Мишуковым, преподавателем по художественной обработке металла и ювелирному делу, Орлов сохранил дружеские отношения и после окончания учебы.