В начале XVIII века в России началась традиция чаепития благодаря ввозу китайского чая. С середины XVIII века самовар стал неотъемлемой частью российской чайной церемонии. В тот период чайная торговля была одной из самых прибыльных отраслей. В 1747 году введение в Сибири слободы Кяхты, через которую ввозился чай из Китая, привело к тому, что этот вид чая получил название "кяхтинский" и стал широко распространен в Сибири и восточной части Европейской России. Существовал и другой путь доставки чая - морской, через порт Кантон, из-за чего он получил название "кантонский" чай, однако маршрут через Кяхту оставался основным до 1860-х годов.
Среди двух столиц Москва была главным потребителем чая, в то время как Санкт-Петербург занимал второе место. Нижний Новгород с его знаменитой ярмаркой был крупным рынком, за которым следовали Ирбит, Казань, Пермь, Кунгур, где также проводились ежегодные ярмарки. Пограничная чайная торговля между русской Кяхтой и китайской Маймачен имела большое значение. Интересно, что в списке меновых товаров фигурировала даже "медь полосовая и в поделках".
Таким образом, в XVIII веке в Сибири пересекались пути отечественной меди, используемой для изготовления самоваров, и экзотического напитка - чая, который стал популярным среди россиян наравне с традиционными медом, пивом и квасом. В символической триаде нового времени самовар, созданный человеком с его стремлением к знаниям, творческой энергией и умением использовать новые технические возможности, занимает ведущее место.
Первое упоминание слова "самовар" встречается в архивных источниках 1745-1746 годов, связанных с Уралом и Северо-Западом России. Самые древние образцы, датированные 1760-ми годами, изготавливались на Урале. Описание ранних самоваров 1740-1750 годов нам неизвестно из письменных источников, поэтому в настоящее время трудно сказать, как они выглядели.
Интерес представляют два вида уральской медной утвари из 1730-х годов, связанные с производством вина: "кубы винокуренные с трубами" и "казаны с трубами". Согласно В. Далю, кубы и казаны - это сосуды, применяемые в производстве вина. В описаниях изделий демидовских заводов 1730-х годов оба сосуда упоминаются с трубой, которая, вероятно, играла ключевую роль в их конструкции (в словаре В. Даля о трубах не упоминается). По-видимому, это был новый прибор с трубой, который еще не получил собственного названия и назывался "казаном" и "кубом" из-за своей формы, заимствованной у традиционной утвари. Под "трубой", очевидно, подразумевалась труба-жаровня, заполняемая углями - ключевой элемент "самоварящего" прибора. В то время не существовало других сосудов для напитков с трубой, кроме упомянутых выше серебряных "фонтанов" для вина.
Также известно, что для переноски сбитня - традиционного русского напитка из меда и пряных трав - использовались высокие круглые сосуды, называемые баклаги. Такой напиток употреблялся горячим, поэтому для торговцев сбитня, которые продавали его на ярмарках и базарах, сосуд с устройством для поддержания высокой температуры был необходим. Уличных торговцев с чайниками сбитня часто изображали на фарфоровых фигурках и на лубочных картинках начала XIX века. Такие самовары-чайники из красной меди, датированные второй половиной XVIII века, обычно называются "сбитенниками". Отличаясь от классического самовара некоторыми конструктивными особенностями, сбитенники, вероятно, представляли собой более поздний вариант уральского самовара-чайника, предназначенного для чаепития.
Внешне такой самовар имеет характеристики чайника - круглый корпус, носик, поддон и ручку, но отличается большим размером и наличием поддувала в виде фигурных прорезей в основании. Внутри этого "чайника" находится жаровая труба, что делает его похожим на самовар. Чайники такой приземистой круглой формы обычно ассоциируются с английским стилем. Сначала чайники, появившиеся в Англии в 1670 году, имели форму дыни с широкими гранями и склонностью к вертикальному построению. Однако круглый чайник, созданный французским мастером Полем Ламери, который приехал в Англию из Франции в период религиозных войн, стал очень популярен в 1730-х годах. Большинство круглых чайников, изготовленных на Урале в 1740-х годах, были почти точными копиями английских, отличаясь только гладкой поверхностью и барочным орнаментом в декоре.
Чайники для заварки чая стали модным предметом серебряной посуды в 1730-х годах. В отличие от сдержанных форм английских чайников, русские самовары-чайники имели богатый чеканный декор. Эти новые предметы бытовали в высших кругах общества, где чаепитие было распространено.
Что касается происхождения слова "самовар", то общепринятая этимология связывает его с сочетанием слов "сам" и "варить". Однако есть и другая версия, ссылающаяся на татарское слово "санабар" (чайник). Известно, что одним из ранних видов самоваров был самовар в форме чайника, который появился в 1760-х годах. Восточные народы придавали чайнику важную роль в чайной церемонии, и самовар, приняв форму чайника, стал выполнять аналогичную функцию. В разговорной речи, особенно в народной среде, возможно, оба термина использовались как синонимы.
Тем не менее, уже в первых письменных свидетельствах 1740-х годов, касающихся русской водогрейной техники, встречается термин "самовар". Мы считаем, что казаны с трубой и кубы с трубой из 1730-х годов представляют собой разновидности такого же устройства, что и самовар. Термин "жаровня с колпаком и трубой", упоминаемый в архивных документах 1750-х годов, вероятно, также относится к самовару. Еще один ранний вид самовара, произведенного на Урале, был круглым с высокой "узкогорлой" крышкой, напоминающей английские "чайные сосуды" 1740 — 1770-х годов. Следовательно, помимо самовара-чайника, во второй трети XVIII века существовали самонагревающиеся сосуды другой формы, но с аналогичной функцией "сам варит", что, вероятно, и породило слово "самовар".
Производство самоваров стартовало примерно одновременно на Урале, где добывалось основное сырье — медь, а также в Москве и Туле — старинных центрах металлообработки. На Урале, новом центре русской металлургии, самовар появился чуть раньше. Первые упоминания о производстве здесь приборов, называемых самоваром или идентифицируемых как таковые, относятся к 1730—1740-м годам. Самые древние образцы самоваров-чайников датируются 1760-ми годами. Первые упоминания об изготовлении самоваров в Москве также приходятся на это время. Производство самоваров началось и в Туле в 1770-х годах. Это почти одновременное появление нового предмета в этих центрах в значительной степени было обусловлено традиционными связями между старыми центрами и быстроразвивающимся Уралом, который благоприятствовал прогрессу рыночных отношений и улучшению коммуникаций. В 1740-х годах Москва была соединена с Уралом Сибирским трактом. В Санкт-Петербурге интерес к новой водогрейной технике пробудился позже, на рубеже XVIII—XIX веков, а первые упоминания о самоварных фабриках в городе относятся к 1810-м годам.
В конце XVIII века самовар получил свой окончательный и характерный облик, с которым ассоциируется понятие "самовар" в сознании русских. Вертикально ориентированный корпус различной формы, наличие крана с ключом, поддувала, поддона, ручек с держателями, крышки, конфорки и колпачка-заглушки на жаровую трубу — все эти элементы позволяют неприменно определить российский самовар. Этот вид водонагревающего прибора, как символ культуры, находит свое происхождение прежде всего в Туле, которая стала известна как "столица самоваров". Здесь, в старинном центре металлообработки, сложились наилучшие условия для развития этого промысла, который в основном осуществляли высококвалифицированные мастера-ремесленники.
Каждый центр производства самоваров имел свои региональные особенности, что является отдельной темой для обсуждения. Вопросы, связанные с технологией и историей создания самоваров, их формы, разнообразия и деталей, а также маркировки производителей и социального использования, выходят за рамки данной статьи.
Самовар справедливо считается произведением эпохи барокко, возникшим на пике развития этого стиля. Ранние образцы самоваров-чайников являются лучшим примером этого. Реформы Петра I в области горного дела подготовили почву для расцвета искусства художественной меди в период правления его дочери, Елизаветы Петровны. Неудивительно, что история русского самовара начинается именно в это время, а спустя столетие он становится символом не только водонагревательного прибора, но и уюта семейного очага.
Множество образцов самоваров, созданных по специальным заказам и выполненных профессиональными художниками в соответствии с господствующими стилями, сохранены в музейных коллекциях и частных собраниях. Несмотря на стандартизацию производства и массовое производство, самовар сохраняет свое очарование и популярность благодаря своей многообразной вариативности и уникальным деталям.
Самовар, воплощение российского мастерства, стал символом национальной культуры и традиций.