Ко второй половине XVIII века эпоха великих географических открытий сменилась периодом систематизации и классификации всего обнаруженного на континентах и островах, в морях и океанах. Несмотря на поток новых данных, европейская наука сосредоточилась на упорядочивании наблюдаемого мира, начиная с того, что было под рукой в домашних условиях. В книгах и атласах по ботанике и зоологии с 20-х годов XVIII века накапливались иллюстрации, представленные в строгом, «научном» стиле. Изображения животных и птиц размещались на страницах так, чтобы уместить максимальное количество образцов, без пейзажей и декора. Это объясняется тем, что количество объектов для описания достигало тысяч и продолжало расти. Печатные издания не могли вместить все иллюстрации, как в книгах XVII—XVIII веков, и процесс их создания затягивался на десятилетия. Тем не менее, лаконичный стиль не повлиял на качество иллюстраций, созданных мастерами-граверами, которые сохраняли высокий уровень графики и композиции. Вопрос о взаимосвязи развития науки и энциклопедической книгопечатной традиции остаётся актуальным. Один из самых известных трудов эпохи просвещения, «Histoire naturelle générale et particulière» под редакцией Ж.-Л.-Л. де Бюффона, популяризировался благодаря множеству качественных гравюр. Книжные иллюстрации XVIII—начала XIX века стали самостоятельной областью графики, используемой для украшения интерьеров. Их популярность привела к тому, что сейчас выпускаются постеры с репродукциями таких иллюстраций. Из-за высокого спроса на такие работы, книги с иллюстрациями утратили часть своего визуального ряда, сохранив лишь декоративные переплеты. Средняя стоимость гравюр делает их более доступными, чем полные книги, что приводит к высокой рентабельности продажи иллюстраций по сравнению с книгами.