XX век стал эпохой значительных перемен в реставрации станковой масляной живописи, как в теории, так и на практике. Развитие материалов и методов шло в ногу с прогрессом материальной культуры. Одним из ключевых нововведений начала века стало введение предреставрационных исследований, которые навсегда изменили характер реставрационной работы, сделав её прикладной наукой вместо ремесленного искусства.
Особенно заметное развитие реставрация получила во второй половине XX века. Новые методы, такие как рентгеновские исследования, инфракрасное и ультрафиолетовое сканирование, микрофотографирование и физико-химические анализы, стали неотъемлемой частью процесса. С их помощью можно тщательно изучать все компоненты картины: от основы (холст, дерево, металл) до красочных слоев и лакового покрытия. Это позволяет планировать реставрацию с высокой точностью, выбирая материалы и методы, наиболее подходящие для конкретного произведения.
Реставрация стала настолько важной областью, что были разработаны международные стандарты и документы, регламентирующие эту деятельность. Среди них — «Международная Хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», «Кодекс этики и стандарты практики», «Руководство по консервационной практике» и «Консерватор-реставратор: определение профессии».
Реставрация станковой масляной живописи также не осталась в стороне от технического прогресса и внедрения современных технологий. В реставрационную практику были введены новые материалы и инструменты, а также усовершенствованные подрамники из современных материалов, сочетаемые в сложных конструкциях. Были разработаны новые виды дублирующих и укрепляющих материалов, как природных, так и синтетических.
Одним из значимых новшеств стало появление в Англии в 1950-х годах метода воско-смоляного дублирования. Хотя воско-смоляные составы применялись с середины XIX века, новая методика заключалась в использовании "вакуумного стола", или стола низкого давления, что позволило устранить многие недостатки традиционного подхода. Прежние методы дублирования с использованием горячих утюгов не обеспечивали равномерного нагрева картины, вызывая неравномерные изменения структуры поверхности. Новый метод восприняли с энтузиазмом, так как он улучшал качество дублирования, создавая равномерное давление и минимизируя риски повреждения произведений.
Кроме того, давление утюга и перегрев часто изменяли фактуру красочного слоя. Применение стола низкого давления помогло устранить эти проблемы, обеспечив равномерное воздействие на картину. Сегодня такие столы широко используются в крупнейших музеях и реставрационных мастерских по всему миру.
Начиная с 1960-х годов, в реставрационную практику начали внедряться синтетические полимерные материалы, что открыло новые горизонты для сохранения произведений искусства, выполненных в различных техниках, включая масляную живопись. Благодаря высокой адгезии, прочности и эластичности синтетических полимеров стало возможным выполнять ранее невозможные операции, такие как заделка разрывов и утрат холста "встык". В прошлом подобные дефекты устранялись с помощью заплат или полной дублировки картины на новое основание. Однако синтетические материалы, такие как поливинилбутираль, позволяют аккуратно соединить нити краев разрыва или восстановленного фрагмента, что создает органичное соединение с оригинальным холстом. Эти материалы стали незаменимыми для укрепления красочного слоя, а также для создания грунтов и реставрационных красок.
Новые материалы и технические средства XX века, соответствующие уровню материальной культуры того времени, значительно повысили уровень технологической реставрационной культуры и привнесли новые решения для ее этических и эстетических проблем. Это оказало глубокое влияние на развитие методологии реставрации.
С течением XX века в реставрации станковой масляной живописи все больше утверждается принцип консервации в отличие от активной реставрации. Современные реставраторы и исследователи накопили обширные знания о технологии и материалах станковой масляной живописи, что позволило осознать уникальность каждого произведения не только в художественном плане, но и в использовании материалов и техник. Современная реставрация ставит перед собой задачу сохранить эту уникальность для будущих поколений.
Доказательством нового подхода к реставрации служит создание множества специализированных реставрационных центров и научных институтов, таких как Международный институт консервации в Лондоне при Национальной галерее, Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей в Риме и Королевский институт художественного наследия в Брюсселе. В России аналогичные учреждения включают Государственный Научно-исследовательский институт реставрации и Реставрационную мастерскую имени академика И.Э. Грабаря.