В начале XIX века в России был введен регламент, согласно которому днем следовало носить простые, скромные украшения с полудрагоценными камнями, а вечером, при дворе, были разрешены бриллианты. Украшения для аристократии, предназначенные для высшего общества, отличались бриллиантовым блеском, тогда как массовая купеческая культура предпочитала полудрагоценные и поделочные камни, а также серебряные «копии» золотых оригиналов.
В 1840-е годы в Санкт-Петербурге начали появляться мастерские и магазины, открытые молодыми ювелирами. Среди них был Густав Фаберже, отец Карла, который основал свою мастерскую на Большой Морской улице, Жан Валлиан, открывший магазин на Итальянской улице, и московский мастер Иван Сазиков, открывший в 1846 году свой отдел в Русском магазине на Невском проспекте. В этот период в Петербурге стал популярным полихромный русский стиль в столовом серебре, который часто заказывали для подарков важным иностранным гостям. Развитию ювелирного дела способствовали специализированные выставки в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Киеве. Первая Всероссийская выставка состоялась в Санкт-Петербурге и затем проводилась каждые 2-3 года.
Так же, как и в России, ювелирное искусство Англии в начале XX века отличалось яркостью и разнообразием, с широким использованием аметистов, гранатов, перидотов, хризопразов, топазов и бирюзы, которые значительно расширили палитру дизайнеров. Камни закреплялись в богатых золотых оправах, создавая либо ряды крупных камней одного цвета, либо яркие композиции из разноцветных камней, расположенных в произвольном порядке. Золотые оправы часто штамповались из листового золота и гладко полировались, либо выполнялись в виде сложных конструкций из спиралей и зерен на филигранной основе.
Природные мотивы, такие как фрукты, виноград, цветы и листья, вновь стали популярными в начале XIX века под влиянием романтизма, повторяя образы XVIII века. В 1820—1830-е годы эти мотивы были представлены в виде небольших веточек, но позже они стали более экстравагантными и сложными композициями. Природный стиль получил популярность благодаря своей естественной привлекательности и возросшему интересу к ботанике. В середине XIX века модными садовыми растениями стали розы, фуксии, хризантемы и георгины, и их часто использовали как мотивы в ювелирных украшениях. Каждому растению приписывали определенное значение, которое передавалось через украшения, символизируя благородные черты или чувства. Например, незабудка символизировала истинную любовь, лилия — возвращение счастья, а плющ — дружбу и верность.
Для воспроизведения природных цветов использовались разнообразные материалы: белые ягоды вырезали из халцедона, красные — из сердолика или коралла, а ветви и листья часто создавали из цветного или покрытого эмалью золота. Для самых состоятельных клиентов букеты украшали драгоценными камнями. Множество таких сверкающих цветочных украшений было представлено на выставке 1851 года в Лондоне, где даже известный парижский ювелир Франсуа-Дезире Фроман-Мерис, мастер неостилей, выставил большой букет из бриллиантов и рубинов, изображавший розы, бутоны, вьюнки и фуксии.
Первая Всемирная художественно-промышленная выставка, прошедшая в лондонском Гайд-Парке в 1851 году, стала знаковым событием. Она открыла широкой публике имена ведущих производителей, которые продемонстрировали не только свои изделия, но и используемые средства производства — станки и сырье. Участниками выставки стали мастера изящных искусств не только из Англии и стран её империи, но и из 34 других государств. Выставку посетили шесть с половиной миллионов человек, что составляло 30% населения Соединенного Королевства. Экспозиция включала ювелирные украшения, выполненные в самых разных стилях и из различных материалов — от сложных произведений высокого искусства известных домов до простых ожерелий из раковин, созданных аборигенами Тасмании.
Многие европейские ювелиры представили экстравагантные и дорогие украшения с природными мотивами. Фирма «Хант и Роскел» продемонстрировала один из самых роскошных букетов, в котором было использовано около 6 000 бриллиантов. Мастера из Санкт-Петербурга также представили работы в этом стиле, заслужив особые похвалы за их изящество. Среди британских украшений выделялись копии ирландских кольцевых брошей VII и VIII веков, выставленные двумя дублинскими фирмами, которые позже стали популярны как застежки для шалей. Фирма «Ретти и сын» из Абердина представила украшения в стиле «шотландская галька».
На основе этой Всемирной выставки в Лондоне был создан Кенсингтонский музей прикладного искусства, который ныне известен как музей Виктории и Альберта. Подобные музеи появились в Вене, Берлине, Гамбурге (Музей искусства и ремесел), Париже (Музей декоративных искусств), а также в Санкт-Петербурге и Москве. Многочисленные музеи, салоны и выставки привлекали широкую публику, давая художникам и ремесленникам возможность знакомиться с искусством не только своей страны, но и других.