Мейсенский фарфор, как бы выразился сегодняшний термин, представлял собой "самый ударный коммерческий проект в области фарфорового производства".
На самом деле, "отец" европейского фарфора Йохан Фридрих Беттгер, вероятно, не смог бы обнаружить секретный состав каолиновой массы в то время, если бы не финансовая поддержка, которую ему щедро предоставлял Август Сильный Саксонский.
Они не искали "белое золото" вместе с Августом, а скорее обычное золото, Aurum vulgaris, презренный металл, властвующий над миром. Как это часто бывает у алхимиков, стремящихся решить задачу (чисто утопическую и авантюрную), Й.Ф.Беттгер придумал несколько полезных открытий, включая состав фарфоровой массы, технологию обжига изделий из нее, а также первые эксперименты с позолотой и росписью.
Август, хоть и был романтиком, сумел быстро и точно оценить практические преимущества открытий своего придворного алхимика. В постоянной нужде в деньгах он, как разумный предприниматель, оценил открывшиеся возможности, не упустив ни одной, и найдя средства для создания первой в Европе фарфоровой мануфактуры. Конечно же, руководителем стал сам Беттгер. О философском камне забыли мудро, решив, что удача, которая выпала на их долю, как раз та самая "синица в руках"...
Зачем все это рассказывать? Для подтверждения того, что развитие мейсенского производства определялось в первую очередь экономической выгодой — быстрое возвращение вложенных средств и последующее получение значительной прибыли. Это не было меценатством, поддержкой искусства, так модным среди аристократии в то время. Деньги, деньги и еще раз деньги! Из-за этого жесткого подхода был несколько сложным и извилистым путь развития завода в первые годы его существования. А в результате этого — иногда возникающие затруднения с атрибуцией и искусствоведческим анализом хрупкого саксонского наследия первой половины XVIII века.
Как известно, коллекционирование может быть как любительским, так и профессиональным занятием. Большинство коллекционеров представляют собой именно любителей, людей, вдохновленных прекрасным, но избегающих тщательного изучения своих страстей из-за лени, занятости или недостаточного интереса к науке. У таких коллекционеров большой спрос на различные каталоги и справочники, которые публикуются в достаточном количестве с конца прошлого века.