В России период творческой стагнации проявился аналогично другим странам, что неудивительно. Русская светская художественная культура, подпитывавшаяся западными образцами еще со времен Петра I, следовала европейским модным тенденциям, хотя и с некоторым временным запозданием и национальными интерпретациями.
К концу правления Николая I качество изделий Императорского фарфорового завода (ИФЗ) начало заметно снижаться. Новых образцов для заимствования не было, а уникальный стиль, над созданием которого упорно трудились мастера первой половины века, такие как Воронихин, Пименов и Солнцев, хотя и достиг определенных успехов в области пластики и декора, все равно оставался в пределах общеевропейских канонов, зависимым от модных веяний, приходящих извне.
Стоит учитывать, что изначально Август Шпис был приглашен в Россию как скульптор-декоратор для восстановления интерьеров Зимнего дворца, разрушенных пожаром 1837 года. Именно его профессиональная квалификация как скульптора объясняет пристрастие Шписа к созданию крупных интерьерных объектов: декоративных ваз, скульптур, осветительных приборов и других элементов. Об этом свидетельствуют, например, фарфоровые часы, хранящиеся в Эрмитаже, корпус которых, почти трехметровый, был изготовлен Шписом. Вероятно, этим же объясняется и выбор материала для его работ. В крупных формах Шпис предпочитал использовать бисквит — неглазурованный фарфор, матовая текстура которого напоминает гипсовую лепнину или резьбу по мрамору. Бисквит — материал сложный, эстетичный и мало подходящий для массового потребителя. Любые объекты, выполненные из него, требуют мастерства в скульптуре и особого чувства объема и пространства. Недостатки и ошибки в моделировке становятся сразу заметны. В расписной или глазурованной фарфоровой пластике дефекты можно замаскировать красками, позолотой или блеском глазури, но успех бисквитных изделий напрямую зависит от безупречного исполнения.
Шпис, имея отличное классическое образование, с легкостью справлялся с непростыми задачами в условиях стилистического вакуума. Несмотря на разнообразие заимствованных мотивов из разных стилей и эпох, его работы лишены той мелкой дробности, которая была характерна для многих художников того времени. В его композициях орнаментальные элементы — аканты, гирлянды, жемчужники, розетки и прочие — воспроизведены с такой точностью в пропорциях и объемах, что напоминают классические образцы и удивительным образом сочетаются друг с другом, создавая ощущение гармонии и завершенности. Фигурные композиции Шписа свидетельствуют о глубоком знании анатомии и строгом следовании законам композиции скульптурных форм.
Ваза, представленная здесь, — яркий пример зрелого периода творчества мастера, когда его работы приобретали ярко выраженный интерьерный характер. Отдельно взятые форма, пропорции, декоративные элементы и барельефы этой вазы представляют собой безупречные реплики характерных стилистических приемов прошлых эпох. Рельефная орнаментика горловины выполнена в лучших традициях классицизма. В том же стиле решены гирлянды, украшающие переход от горловины к тулову. Массивные ручки с мотивами цветочно-плодового изобилия, детально проработанные в нижней части, перекликаются с образцами позднего барокко, известного своей пышностью и монументальностью. Барельеф на тулове вазы представляет собой элегантную стилизацию популярного сюжета Ренессанса «Купидоны с лебедем (Леда)». Нижняя часть тулова и основание снова возвращаются к традициям классицизма, демонстрируя характерные черты этого стиля, тщательно проработанные автором.