В эпоху итальянского Ренессанса стеклоделие, некогда скромное ремесло, стало утонченным придворным искусством. Такие знатные личности, как эрцгерцог Фердинанд Тирольский (1520—1595) и ландграф Вильгельм IV из Гессе-Касселя (правил с 1567 по 1592 г.), основали стекольные мастерские не для прибыли, а ради личного удовольствия и просвещения. Стеклоделие стало символом образованности, как и токарное дело для императора Рудольфа II. В мастерской эрцгерцога Фердинанда, основанной в 1563 году в Инсбруке, работало немного мастеров, тщательно отобранных Советом Десяти, среди которых были художники с выдающимся воображением. Один из кубков в золотой оправе с драгоценными камнями считается его личным творением. В то время как стекольное производство ландграфа Вильгельма IV в Касселе не достигло большого успеха и после привлечения мастеров, таких как Франческо Вариско, а также итальянцев из Нидерландов, было прекращено в 1584 году. Однако, несмотря на трудности, в мастерской остались несколько замечательных образцов филигранного стекла.
Рост признания искусства стеклоделия и интерес к сочетанию технологических новшеств с художественным мастерством были обусловлены высоким престижем венецианского стекла на европейских дворах. Успех венецианского стекла был полностью заслугой мастеров Мурано, в то время как работа других специалистов, таких как граверы, оставалась в тени. Например, некоторые венецианские сосуды XVI века, включая две великолепные филигранные тарелки с позолотой и гербом папы Пия IV (1559—1566), были украшены тончайшей алмазной гравировкой. Однако этот стиль декора не завоевал популярности в Италии, несмотря на его высокий спрос в Тироле и странах к северу от Альп. В Английской мастерской Джакопо Верцелини (работал с 1574 по 1606 гг.) и в Нидерландах в XVII—начале XVIII века техника алмазной гравировки достигла своего расцвета.
Экстравагантным применением молочных и цветных стеклянных стержней, как простых, так и витых, стали фантазийные ножки винных бокалов и высоких кубков — vetri a serpenti. Эти изысканные изделия, производившиеся в Мурано с конца XVI века, активно копировались в Северной Европе, например, в мастерской Колине в Нидерландах. Несмотря на то что стоимость их производства в пять раз превышала цену обычного винного бокала, такие сосуды продолжали производиться как в Венеции, так и в таких центрах, как Льеж и Брюссель, где традиции стеклоделия в стиле «венецианский манер» были сильны. Тем не менее, поздние копии редко достигали уровня качества венецианских оригиналов, которые отличались живым и спонтанным артистизмом в отличие от более однообразных северных подражаний.
Изменения затронули и другие области. В Германии и Богемии венецианское искусство золочения и эмалирования стекла вызывало наибольшее восхищение, и местные мастера постепенно овладели этой техникой, создав в конце XVI века свой собственный узнаваемый стиль. Этот стиль оставался в моде на протяжении ста лет, прежде чем в XIX веке высокое искусство стеклоделия опустилось до уровня непритязательного крестьянского ремесла.
Французские стеклянные изделия, произведенные в XVI веке местными мастерами, были довольно редки, за исключением превосходных позолоченных и эмалированных сосудов, изготовленных итальянцами, включая выходцев из Алтаре, в это время. В середине XVII века Бернар Перро, родившийся в Алтаре в 1619 году и работавший в Невере и долине Луары после 1651 года, получил королевское покровительство и патент (1668—1688 гг.) на новый способ производства стекла. Его новшества, включая плоское стекло для окон и зеркал, а также матовое, молочное и прозрачное стекло, оказали некоторое влияние, но, к сожалению, его нововведения, включая использование литейных форм для мелких фигур, достигли лишь ограниченного успеха.
В XVIII веке вошло в моду еще одно новшество: стекло с белыми стеклянными нитями, «расчесанными» для создания эффекта перьев. Несколько образцов этой техники были среди подарков, преподнесенных датскому королю Фредерику IV в 1709 году во время его визита в Венецию и ныне хранящихся в Стеклянной комнате замка Розенборг. Позже, с распространением моды на фарфор, муранские мастера создали великолепные изделия с эмалевой росписью по молочному стеклу, включая набор из двадцати пяти тарелок, каждая с копией гравюры Луки Карлевариса (две из которых находятся в Британском музее). Тем не менее, несмотря на все эти новшества, венецианское стекло быстро теряло свое первенство из-за достижений английских, а особенно богемских и немецких мастеров, которые после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году активно развивали производство и вносили значительные изменения в технологии.