Часто производители завышали цены на самовары, не существенно увеличивая при этом затраты на их производство. Например, на тулово самовара наносили различные медали с выставок, как отечественных, так и зарубежных. Эта практика клеймения самоваров оттисками наградных медалей, особенно медалей всемирных выставок, была характерна для всех крупных фабрик. Например, на самоварах известных фабрик, таких как "Наследники В.С. Баташева" и Б.Г. Тейле, можно было встретить до десятка медалей. Самовары фабрики Н.Баташева были украшены четырьмя медалями с мировых и всероссийских выставок: Париж 1889 года, Чикаго 1893 года, Лондон 1909 года, Нижний Новгород 1896 года, что делало их особенно привлекательными. Интересно, что по дате последней оттиснутой медали можно было приблизительно определить время производства самовара. Эти "медалисты" стоили дороже своих неотмеченных аналогов, достигая 15—20 рублей против обычных 8—10 рублей, что заставляло некоторых производителей незаконно наносить клейма, которые не принадлежали им по праву. Так, братья Тейле попали в такое нарушение, в результате чего в их отношении было возбуждено уголовное дело.
В конце XIX века на самоварах часто указывали фамилию владельца фабрики, подчеркивая заслуженную репутацию производителя (см. илл. 20). Самовары, клейменные фамилией Баташевых, пользовались большим спросом и активно покупались на ярмарках и рынках. Примером такого самовара с надписью "Самовар, изготовление В.И. Полосатова, бывшего мастера фабрики Вас. Пав. Баташева в Туле" стал мастер Полосатов, видимо, ожидая легкой и успешной продажи своей продукции. Среди многочисленных фабрик Баташевых самой известной была фабрика Ивана Григорьевича Баташева, основанная в 1825 году и затем переданная его сыну Николаю Ивановичу, который впоследствии продал ее Б.Г. Тейле. Также популярной была продукция фабрики, основанной в 1840 году Василием Степановичем Баташевым, которая продолжала существовать под названием "Наследники В.С. Баташева".
Форма и размеры самоваров играли значительную роль в ценообразовании. В 1850—1870 годах, вследствие увеличения спроса, их формы и украшения стали стандартизироваться. Среди наиболее распространенных форм были вазы (см. илл. 14—16, 41), дули (илл. 19), желуди (илл. 17), банки и рюмки (илл. 18, 22, 23), часто встречались шары (илл. 24, 25, 27—28) и яйца (илл. 21). Русские шаровидные самовары ценились в Персии и Средней Азии, куда их активно экспортировали отечественные и иностранные торговцы. Бытовые самовары с орнаментами, уникальной формой ножек, тулова и крана (см. илл. 29) также пользовались большим спросом. Розничные цены сильно зависели от размеров самоваров, которые в те годы варьировались от маленьких, предназначенных на одну чашку (илл. 24, 27), до гигантских, способных вместить несколько ведер воды. Большие самовары чаще всего встречались в гостиницах и трактирах, где они могли вмещать до десяти ведер воды. Напротив, маленькие и удобные для путешествий портативные самовары привлекали покупателей своим компактным размером, съемными ножками и оригинальной формой корпуса (см. илл. 30—35). Один из самых известных тульских мастеров, изготавливавших портативные самовары, был Назар Лисицин, клеймя его продукцию своим клеймом. Подобные самовары также выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников И. Капырзина.