Параллельно с Петром Карловичем Ваулиным, в Строгановском училище экспериментировал и занимался разработкой глазурей также талантливый мастер Григорий Васильевич Монахов. Уже в конце 1900 года выпускники Строгановки начали производить изделия с использованием "металлизованных глазурей", которые были экспонированы на Международной керамической выставке в Петербурге 1900-1901 годов.
Алексей Васильевич Филиппов отмечал, что две ведущие керамические мастерские Москвы на рубеже XIX и XX веков — Строгановское училище и "Абрамцево", — каждая в своем жанре, первыми в России разработали особый стиль металлизованной окраски. Он отмечал, что мастерская Мамонтова, работая над крупными изделиями, стремилась к яркой декоративности и силе отблесков, таких как золотистые и красноватые оттенки, иногда с темной синеватой окраской и глубоко вдавленными в глину контурами. В то время как Строгановская мастерская, специализирующаяся на мелких изделиях, предпочитала сероватые тоновые гаммы с оттенками перламутра. Эта мастерская также достигала большого разнообразия эффектов кракле, создавая богатые узоры, напоминающие паутину или мозаику.
Алексей Васильевич Филиппов впервые сравнил керамику «Абрамцева» и Строгановского училища, выделяя как технологические особенности (каждая мастерская использовала свой способ обжига и восстановления), так и художественные подходы. Он отметил, что эти две мастерские «начинали с разного и шли каждая своей дорогой». Строгановская мастерская, благодаря влиянию «Абрамцева», пришла к пониманию декоративности майолики, в то время как «Абрамцево», известное своими тяжелыми и эффектными вазами с грубой скульптурой, иногда переходило к тонким сосудам с четким профилем и полуматовой поверхностью однотонной глазури, под влиянием строгановского стиля.
Такой детальный анализ Филипповым изделий двух ведущих керамических предприятий их времени значим и помогает понять выбранное артелью «Мурава» направление. Артель успешно переняла и синтезировала богатый художественный и технологический опыт Строгановского училища, где Филиппов был «наставником» для многих молодых художников-гончаров, а также «Абрамцева», который вдохновлял и курировал их творческие устремления, и, в конечном итоге, соперничал с ними в последние годы своего существования.
В начале 1910-х годов, когда артель «Мурава» активно развивалась и работала на подъеме, она не избежала критики со стороны П.К. Ваулина, который после ухода с предприятия С.И. Мамонтова открыл собственные художественно-керамические мастерские в Кикерине под Санкт-Петербургом. В 1912 году, рассматривая состояние художественной керамической промышленности в России, он остро отметил: «...После Абрамцевской мастерской появилась мастерская в Талашкине, где некоторое время работал Малютин и другие художники. Но это дело вскоре заглохло, как большинство начинаний г-жи Тенишевой. Позднее была организована мастерская «Мурава» в Москве, выпускавшая изделия в основном для московского рынка. В ее работах отсутствует собственный стиль, они кажутся скорее сборными, где присутствуют элементы Врубеля, Малютина, Васнецова и Билибина, объединенные некой общей массой, случайными заплатками, как у нищего...».
Сегодня такая резкая критика кажется излишней и необоснованной, особенно учитывая, что многие работы «Муравы», например, дом Перцова в Москве, стали известными памятниками московского модерна и вошли в учебные программы. Это скорее свидетельствует о живом интересе к керамике, о творческом разнообразии и соперничестве, которые были характерны для художественной обстановки в России в начале XX века.