Итак, архимандричьие шапки являются ярким примером хронологических изменений в их форме, изобразительном ряде и декоре. Немногие из них сохранили свой первоначальный вид, большинство подвергались значительным переделкам на протяжении нескольких столетий, иногда изменяясь до неузнаваемости. Это вызывает интерес по поводу причин таких изменений.
Самый древний документ по этому вопросу — копия акта 1859 года, сделанная по древнему оригиналу из лаврской ризницы. В акте говорится: «150 г. (1641/42) доложите Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всея Русии, в дому живоначальные Троицы и Великого Чудотворца Сергия, в ризнице ризы и стихари и патрахели поручи и улари и пелены и покровы низанные от многих лет извечали и жемчуг с них сыплется, а без Государева Указа, починить их не смеют. А те ризы и стихари и архимандритские шапки, при прежнем архимандрите Нектарии и при келаре старце Александре, переузаны на ново и те ныне целы, а ветхих риз священники в службах не обличают, потому что жемчуг с них сыплется гораздо. И об этом Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси укажет».
В период своего архимандритства в Троице-Сергиевом монастыре с 1633 по 1640 годы Нектарий был свидетелем переделки древних шапок, которые служили троицким настоятелям около восьмидесяти лет. Основной причиной таких и последующих переделок была изношенность вещей, использовавшихся "многие годы". Старые предметы хранились с особой бережностью, и по указанию царя их требовалось сохранять.
Однако через десять лет, в 1653 году, последовал указ царя Алексея Михайловича, который был издан по ходатайству патриарха Никона, якобы обеспокоенного богатством Троице-Сергиева монастыря. Этот указ потребовал передачи более пятидесяти жемчужных предметов из ризницы монастыря в Грановитую палату в Москве. В уцелевшем реестре эти предметы были подробно описаны, и позднее большинство из них было возвращено обратно в монастырь.
В 1806 году митрополит Платон Левшин сделал приписку в конце реестра, отмечая: "Неизвестно, почему они были взяты и распределены по разным местам, по указу царя Алексея Михайловича". Среди предметов, предназначенных для передачи, были несколько архимандричьих шапок, включая шапку вклада царя Бориса Федоровича Годунова и бояр Мстиславских. Митрополит Платон отметил под записями о шапках: "Эта шапка признается находящейся в лавре, так как большая часть описания соответствует и предполагается, что она была переделана и названа Годуновской". Однако шапка вклада Мстиславских к тому времени столько раз переделывалась, что, перечитывая описание, митрополит Платон констатировал: "Этой шапки нет, и возможно, что она была переделана без указания на это в описании".
Крупные изменения в древних и создание новых богослужебных одежд пришлись на период конца XVII — XVIII веков, когда правил царь Пётр I. Хотя царские указы на этот счет не сохранились (хозяйственный архив монастыря сгорел в 1746 году), многочисленные посещения монастыря патриархами, царями, царицей, двором, а также строительство нового государева дворца стимулировали модернизацию парадных богослужебных одежд. Многие шапки перешивались, например: "Была изготовлена шапка из старых вкладных шапок... и снова было добавлено камней и жемчуга из церковных предметов при архимандрите Георгии" (Дашкова, 1711 — 1718). Менялись основы, добавлялся жемчуг, запоны (броши), камни — почти на всех головных уборах.
Следующая масштабная переделка парадных одежд произошла при императрице Анне Иоанновне. В Описи монастырского имущества 1735 года указано: "Эта шапка была изготовлена в 1711 году при архимандрите Георгии из церковной казны на основе старой вкладной шапки князя Федора Ивановича Мстиславского и с тех пор была переделана" (илл. 9). Именно тогда она приобрела величественный вид, близкий к современному состоянию. На нее были пришиты дополнительные запоны и камни, такие как "из ризной казны царя Ивана Васильевича всех Русей", "из царского покрова Годунова", "из монастырской казны добавлен крупный жемчуг на нитях, пять сот четыре зерна". В описях лаврской ризницы XIX века митра Мстиславских, благодаря своему новому роскошному виду, даже ассоциировалась с вкладом императрицы Анны Иоанновны.
Серьезные ремонты архимандричьих головных уборов часто производились при смене настоятелей монастыря. Если конкретная шапка не подходила по размеру новому настоятелю, её уменьшали или увеличивали. Например, шапка, подаренная императрицей Елизаветой Петровной (сейчас хранится в Государственной Оружейной палате), «была переделана вновь в соответствии с описью из-за своей тесноты для использования Преосвященным Иннокентием (Вениаминовым, 1868 — 1879)». В процессе переделки к золотому венцу была добавлена чеканная золотая пластинка сверху.
В некоторых случаях реконструкция зависела от назначения предмета: «Митра из фиолетового бархата, украшенная жемчугом и камнями... Однако, так как в ризнице находятся еще три траурные митры, помимо упомянутой, было решено не заменять фиолетовый бархат на красный бархат в процессе её переделки».
Важная причина для проведения ремонтов была отражена в докладе ризничего соборного иеромонаха Феофила в 1824 году. Он представил реестр церковных предметов, которые не соответствовали требованиям церковной красоты, и предложил переправить некоторые из них, а некоторые — вновь изготовить. Понятие красоты, или благолепия, зависело от стилевых предпочтений и моды времени. Средневековая эстетика вдохновляла на изобилие декора на церковных одеждах и головных уборах, где нарядность и богатство убранства считались важными атрибутами красоты.
Как уже отмечалось, шапка вклада царя Бориса Федоровича Годунова, которая претерпела значительные изменения, была дополнена драгоценностями в 1842 году, что привело к изменению первоначального расположения деталей. Тем не менее, смысловая ценность изобразительного ряда осталась неизменной — на шапке сохранялись композиционные элементы, такие как Деисусный чин и пластины с изображениями чудотворцев.