Традиции искусства мастеров из Дымково уходят в глубину веков, несмотря на то, что письменная история этого ремесла охватывает менее двух столетий. С самого своего зарождения и до сегодняшних дней дымковская игрушка, принося радость взгляду и душе, все же вызывает множество вопросов...
История дымковской игрушки неразрывно связана с местным праздником — Свистопляской, или Свистуньей. Свистопляска представляла собой традиционную народную ярмарку, которая ежегодно в мае проходила в Вятке. Отличительной особенностью этого праздника было пронзительное свистение в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц. В одном из ранних описаний Свистопляски, относящемся к 1811 году, упоминается, что утром в этот праздник люди поминали предков в часовне у городских валов, а затем весь день проводили в увеселениях, сопровождаемых неизменным свистом. Происхождение Свистопляски имеет несколько версий. Одна из них уходит в языческие времена, связывая праздник с обрядами весны и богом Солнца — Ярилой. По другой версии, это был древний местный обычай — игровые бои и катание глиняных шаров. Третья версия утверждает, что начало празднику положили поминки погибших во время Хлыновского побоища, описанного в летописях, когда "своя своих не познаша и побиша". Со временем Свистунья превратилась в своеобразный праздник, который также стал постоянным рынком для продажи глиняных игрушек. Их изготавливали осенью и зимой, а также в начале весны, подготавливаясь к большой весенней ярмарке. Дымковские игрушки пользовались большим спросом не только на местных базарах и ярмарках, но и среди скупщиков, которые распространяли их даже за пределами региона — в города вниз по реке Вятке, в Оренбургскую губернию и даже в Москву.
В XIX веке в Дымкове многие были заняты изготовлением игрушек. В первом "Адрес-календаре Вятской губернии" из 1856 года отмечается, что этим ремеслом занимались пятьдесят девять семей, причем в основном женщины и дети. Не существует ни одного упоминания о том, чтобы мужчины занимались изготовлением игрушек в Дымкове.
Стоит отметить, что в то время у вятской глины был серьезный конкурент — гипс. Начиная с середины XIX века, алебастровые статуэтки, произведенные в Дымкове, также продавались на Свистопляске, однако доходы от продажи глиняных игрушек значительно превосходили заработок мастеров по гипсу. Несмотря на это, к 1882 году двадцать домов в Дымкове занимались изготовлением глиняных игрушек не только для ярмарки, но и в течение всего года. Общее количество проданных глиняных игрушек в год достигало ста тысяч.
Старейшие образцы, которые можно отнести к начальному периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, крайне редки. Они не имеют ничего общего с яркими, многоцветными игрушками, с которыми мы ассоциируем Дымково сегодня. Старинные игрушки разнообразны по составу и происхождению. Из архаичных образцов сохранились глиняные шары, которые веками катали на Свистопляске. Их количество крайне ограничено. С маленькими размерами (6—10 см) и пустотами внутри, с шариками, издававшими звук гремящей игрушки, они украшены прекрасными цветовыми сочетаниями. На черном фоне, придававшем им оттенок серьезности, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (или белых, голубых и коричневых) пятен, имитирующих горошинки. С течением времени, после того как шутливые бои и игры с шарами исчезли из праздничных обрядов, производство этих шаров прекратилось.