Орденские знаки Св. Георгия, производившиеся мастерской «Кейбель» с 1836 по 1905 год, отличаются ярко выраженными типологическими особенностями и фирменным стилем. Эти знаки, выполненные в классических пропорциях в зависимости от степени, являются выдающимися образцами ювелирного искусства. Они вручались боевым офицерам и генералам, участникам Восточной войны 1853—1856 годов, покорения Кавказа в 1850-1860-х годах, Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, покорения Средней Азии 1870-1885 годов, похода в Китай 1900-1901 годов и Русско-японской войны 1904-1905 годов.
В середине 1990-х — начале 2000-х годов в Риге, а затем в Киеве, были изготовлены подделки орденских знаков с клеймами мастерской «Кейбель». Эти фальшивки, изначально представленные как предметы из эмиграции, вводили в заблуждение отечественных собирателей. Однако со временем стало ясно, что они являются подделками. Они отличаются по конструкции, цвету и качеству белой эмали, деталям центральных медальонов, прижимным кольцам, ушкам для крепления орденских лент и пробирным клеймам. Определить подделки можно, даже имея лишь два-три подлинных образца, используя 10-кратную лупу. Хотя высокая кратность лупы может вводить в заблуждение, кропотливый анализ в хорошем освещении позволит выявить фальшивки. Эти подделки иногда мигрируют между коллекциями, что приводит к путанице среди неопытных собирателей и инвесторов. Реплики орденских знаков, изготовленные в Западной Европе и США, легко распознаются по внешним отличиям. Будьте внимательны к возможным новым подделкам, созданным по опубликованным фотографиям, так как их качество также легко определить.
В 1990-е годы в Европе были изготовлены подделки орденских звезд различных наименований, которые предлагались как предметы из эмиграции. Эти фальшивки временно ввели в заблуждение коллекционеров, поскольку они продавались на западноевропейских аукционах. Звезды были выполнены в золоте и серебре и имели клейма различных мастеров, включая мастерскую «Кейбель». Фотографии некоторых из этих подделок были опубликованы в отечественных изданиях как подлинные, что также вводит в заблуждение собирателей и инвесторов. Тем не менее, фальшивки можно легко распознать при наличии необходимых знаний.
Из этого следует, что при систематическом и тщательном подходе можно отличить подлинные знаки от подделок. Каждый коллекционер может стать специалистом и научиться распознавать подлинность предметов.
Для подготовки статьи использовалась следующая литература:
- Постникова-Лосева М., Платонова Н., Ульянова Б. *Золотое и серебряное дело XV – XX веков*. М., 1995
- Иванов А. *Пробирное дело в России (1700 – 1946)*. М., 2002
- Селиванов М. *Знаки ордена Св. Георгия*. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 326-29, 80, 81
- *Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статусов*. 2-е изд. СПб., 1892