Пионером в изучении истории набивных тканей стал ученый Роберт Форрер, доктор филологии, хранитель Доисторического музея в Страсбурге, коллекционер и автор множества искусствоведческих исследований. Он родился 9 января 1866 года в швейцарском городе Майлен и умер 4 апреля 1947 года в Страсбурге, где провел всю жизнь. Форрер был историком древностей, археологом, нумизматом и историком искусств.
В 1894 году он выпустил монографию «Печать на ткани византийская, романская, готическая и последующих эпох», где описал композиции и 129 фрагментов набивных тканей, начиная с VI века н.э. В 1998 году была опубликована вторая монография Форрера «Искусство печати на тканях», в которой представлена история набивки на ткани в европейских странах, включая Россию, от Средневековья до времен Империи. Большая часть описанных им тканей происходила из его собственной коллекции.
Особый интерес представляет любое собрание набивок, особенно если оно включает уникальные ткани с клеймом немецкого коллекционера и ученого Роберта Форрера.
В 1920-е годы Роберт Форрер продал большую часть своей коллекции древних набивных тканей ручной печати и тканей с композициями ксилографической печати в Немецкий национальный музей в Нюрнберге. Треть своей коллекции он передал в Немецкий музей книги и шрифта в Лейпциге. Эти материалы сформировали два раздела музея: «Набивные ткани мелкоформатного рисунка», содержащий образцы различных тканей XIII—XIX веков, и «Искусство печати на тканях», где были собраны ткани с крупноформатными ксилографиями, композиционные гравюры и картины, выполненные в технике ксилографии на шелке, атласе и бархате XV—XIX веков.
Эта экспозиция представляла значительный интерес для изучения истории печати на ткани, охватывая период с XIII по XIX век и включала образцы тканей из разных стран. Она свидетельствовала о широком распространении набивных тканей в Западной Европе, начиная со Средних веков.
Экспозиция музея начиналась с самых древних образцов коллекции — тканей XIII—XIV веков, редчайших примеров романского и готического стилей (до XVIII века все набивные ткани коллекции, кроме одного итальянского образца, были немецкими). В этой части были представлены четыре экспоната XIII века и четыре экспоната XIII—XIV веков. Все они демонстрировали печать по льну как темной краской по светлому фону, так и наоборот. Для этих романских тканей был характерен строго симметричный орнамент, включающий изображения птиц, оленей, растений, геральдических элементов, розеток и фрагментов восточного орнамента. Эти предметы выполняли не только декоративную функцию, но и несли символическую нагрузку. Например, олень был символом Христа, птицы олицетворяли грех сладострастия, акант символизировал Воскресение, а гранат — церковь, объединяющую свою паству.
Именно для тканей ранних периодов очень важно иконографическое описание с расшифровкой сюжетов, что подчеркивало глубокую символику, пронизывавшую все аспекты средневековой жизни, включая бытовую.
К XIII веку относятся семь образцов тканей из коллекции, к XIV веку — три. Эти образцы представляют собой готическую печать, которая, помимо уже известных орнаментальных элементов романского стиля, включает целые фигурные изображения, такие как сцены Распятия и охоты, которые стали традиционными для печати на ткани. Роберт Форрер считал, что фигурные композиции начали появляться в печати по ткани в середине XIV века. Самой древней сохранившейся деревянной моделью для набойки с фрагментом Распятия является доска, датируемая 1379 годом, известная как "доска Прота", по имени её владельца.
В XIV веке, помимо льна, печать также применяли на шелке и бархате. Нанесенная на бархат, она создавала эффект «рытого» бархата, который использовался для изготовления одежды, мебели, ширм, надкроватных пологов, балдахинов и драпировок. Особое внимание привлекал крупный рисунок печати на бархате, известный как «гранатовый узор».
Коллекция Роберта Форрера включает три фрагмента тканей готического стиля XV века, среди которых присутствуют образцы печати как на льне, так и на бархате. Орнамент этих тканей отличается от ранее известных романских образцов и выделяется строгой симметрией.
В XVI веке в печати на тканях уже использовали двухцветные рисунки, в отличие от одноцветных, характерных для предыдущих времен. В XVII веке, помимо традиционного льна, применяли золотую печать на шелке, а также бордюрную печать. Среди образцов тканей Форрера есть фрагменты, предназначенные для облачений священников и покровцы на чашу с причастием.
В его коллекции также представлены образцы восковой печати на ткани, где выпуклый рисунок с гравюрной деревянной доски покрывался горячим воском и оставался непрокрашенным при окраске ткани. Один из примеров — фигурная композиция «Иерусалим», выполненная в городе Хеесен около 1700 года.
В XVIII веке Форрер представил образцы немецких тканей, выполненных в стиле Людовика XVI, что отражает влияние французского классицизма на немецкое искусство. В работах использовались лен, бархат и парча, и была применена сложная печать в три и пять цветов. Особенно интересными являются пробники, которые представляют собой технические образцы, выполненные сначала на бумаге, где сохранены все цвета и оттенки. Этот метод использовался перед нанесением печати на ткани. Хотя чисто технические образцы не сохранились, образцы у Форрера являются редким исключением.
Интересно также то, что вплоть до середины XX века, а также в XIX веке, некоторые рисунки набивных ситцев, известных как "берёзовые", выпускаемые в России, были выполнены в стиле Людовика XVI. Это, вероятно, связано с образцами, привезенными немецкими основателями ситценабивных фабрик в России.
В набивных тканях XVIII века из коллекции Форрера заметны интересные отражения времени, такие как мода на китайское искусство, известное как "китайщина". Влияние Востока проявляется в пейзажах крупноформатной печати. В этих работах мы также видим примеры переходных периодов в искусстве: элементы барокко проявляются в интерпретации деревьев, а черты раннего классицизма — в архитектуре храмов на композициях тканей. Такие примеры переходных моментов в искусстве, когда формы несут в себе следы слияния или борьбы двух стилей, иногда оказываются более увлекательными, чем образцы, где стиль представлен в чистом виде.