Николай Мудрогель, служивший в доме Павла Михайловича Третьякова, вспоминает: «Павел Третьяков, купивший «Утро в сосновом лесу» для своего собрания, замазал подпись Савицкого». Эта версия широко известна по книге воспоминаний Н.А. Мудрогеля.
«Третьяков иногда не ладил с Савицким. Ему что-то в этом художнике не нравилось. В 1898 году он приобрел у Шишкина картину «Медвежье семейство в лесу». Медведей на картине написал Савицкий, и Шишкин предложил ему подписаться. Савицкий поставил свою подпись уже после продажи картины Третьякову. Когда полотно доставили в галерею, Третьяков удивился, увидев подпись Савицкого.
— Я покупал картину у Шишкина. Почему здесь Савицкий? Дайте-ка скипидар.
Я принес французский скипидар, и Третьяков смыл подпись Савицкого. Через несколько дней Савицкий заехал в галерею и не нашел своей подписи. Он подошел ко мне: «Где моя подпись?» Я смутился и объяснил ему всю историю».
Подготовка текста, предисловие и примечания к книге воспоминаний Мудрогеля принадлежат Е.В. Сильверсван, много лет работавшей главным хранителем в Третьяковской галерее. Она пишет: «От автора этих записок нельзя требовать глубоких выводов и точных оценок, так как он почти не получил образования и не обладал широким кругозором. К тому же, работая над воспоминаниями в преклонном возрасте, Мудрогель не всегда был точен и объективен».
Ирина Николаевна Шувалова, кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник Государственного Русского музея, также не раз обращалась к творчеству И.И. Шишкина. Она пишет: «Среди произведений Шишкина наибольшую известность получила картина «Утро в сосновом лесу». Замысел ее подсказал Шишкину К.А. Савицкий, но возможно, что толчком послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный после поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», успешно экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве, вероятно, вдохновил Шишкина и Савицкого на создание сходного пейзажа с жанровой сценкой с медведями. Лейтмотивом картины 1889 года является туман в сосновом лесу. Судя по описанию пейзажа, оказавшегося в Чехословакии, его задний план напоминает эскиз картины «Утро в сосновом лесу» из Государственной Третьяковской галереи, что подтверждает взаимосвязь обеих картин. Видимо, Савицкий написал медведей по эскизу Шишкина. Медведи, с некоторыми изменениями в позах и количестве (изначально их было два), присутствуют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Медведи у Савицкого получились так удачно, что он даже подписал картину вместе с Шишкиным. Однако Третьяков снял подпись Савицкого, решив утвердить авторство Шишкина, ведь в картине, начиная от замысла и заканчивая исполнением, все говорит о манере и творческом методе Шишкина».
Введение в картину занимательного жанрового мотива существенно способствовало её популярности, но истинной ценностью произведения стало прекрасно переданное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а утро в лесу с ещё не рассеявшимся туманом, с розовеющими вершинами сосен и холодными тенями в чащах. Ощущается глубина оврага и глушь леса. Медвежье семейство, расположившееся на краю оврага, создаёт у зрителя впечатление отдалённости и глухости дикого леса.
Существует мнение, что картина «Утро в сосновом лесу» создавалась по мотивам шмецкого леса в окрестностях Нарвы, где Шишкин работал летом 1888 года. Однако характер леса в этой картине, глухой и дикий, больше напоминает «Бурелом», чем «Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)». Этот мотив, типичный для русской природы, вызывает у зрителя ощущение чего-то знакомого. Поэтому картина «Утро в сосновом лесу» ассоциируется у разных людей с природой, знакомой им лично: краеведы Нарвы видят в ней свои леса, а жители Калининской области связывают её с местной природой.
Искусствовед Эвелина Александровна Полищук, много лет проработавшая в Третьяковской галерее, уточняет обстоятельства появления письма к Е.Н. Дюмулен в архиве ГТГ. Мама Эвелины Александровны была супругой художника Георгия Савицкого, сына Константина Аполлоновича. Елена Николаевна Дюмулен была матерью жены К. Савицкого, которую он очень любил и уважал. Обеспокоенная слухами и спорами вокруг картины, она написала ему, и Савицкий рассказал ей историю, но просил держать её в тайне, не желая выносить «сор из избы».
Валерия Ипполитовна, жена К. Савицкого, никому не показывала это письмо. «После смерти Георгия Константиновича и Валерии Ипполитовны, — говорит Э.А. Полищук, — мама решила, что для истории важно всё, и отдала письмо в архив Третьяковской галереи».
Савицкий пишет: «Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней И.И. Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа». Теперь давайте вдумаемся: «затеял я как-то...». Когда один художник задумал, а другой «приохотился», он должен видеть, к чему «приохотиться». Шишкин увидел у Савицкого эскиз, возможно, предложил работать вместе, и Савицкий согласился. У них были совместные работы, например, «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), где Савицкий написал медведей, и «Дождь в дубовом лесу» (1891), где он изобразил женские фигуры. В семье говорили, что Савицкий, будучи бессребреником, никогда не претендовал на авторство и гонорары. Шишкин был женат на родственнице Савицкого. В семье считали, что гонорар поделен несправедливо, так как картина была целостным произведением. Савицкий писал: «Я дал согласие, и мы стали писать картину вместе, всё было бы ничего, да не поделили шкуру неубитого медведя».
На выставке к столетию со дня рождения И. Шишкина в ГТГ Валерия Ипполитовна увидела эскиз мужа: «Это же Костин этюд, а почему на этикетке написано "И. Шишкин"?» Георгий Константинович подтвердил: «Папин. Меня разбуди ночью — узнаю почерк отца». Родственники сообщили в галерею об авторстве К. Савицкого. На обороте рукой дочери Шишкина Ксении было написано, что это эскиз её отца. Георгий Константинович рассмеялся: Ксении было шесть лет, когда отец умер, и утверждать это она вряд ли могла. Вероятно, эскиз был в мастерской Шишкина, но они работали вместе, и Савицкий мог оставить или подарить эскиз другу. Художники часто раздают свои работы. Рентгенографии в то время не делали.
Этот рассказ Эвелины Александровны Полищук записан с её слов. Она подготовила доклад и собирается выступить на конференции по атрибуции художественных произведений.