Изделия восточных мастеров всегда были объектом восхищения и интереса как среди профессионалов, так и среди любителей-коллекционеров. Среди таких изделий особое место занимают восточные веера, которые привлекают внимание разнообразием форм, богатством украшений и высочайшим мастерством исполнения.
С древних времён восточные веера оказывали значительное влияние на аналогичные предметы, создаваемые в европейских странах. Одним из самых старых видов этих изделий являются опахала, представляющие собой экраны различных форм и материалов, прикреплённые к рукояткам. Интересно, что складные веера, столь популярные в Европе, были изобретены в Японии в VII—VIII веках, а на европейский континент они попали через Китай в конце XV — начале XVI века.
В последнее время коллекционеры проявляют всё больший интерес к восточным веерам. Примером может служить петербургский реставратор Е.П. Янковская, собравшая более тысячи восточных, преимущественно японских, вееров. Основные коллекции таких вееров, как правило, хранятся в музеях, в том числе специализированных. Московский музей-усадьба Останкино, например, обладает небольшим, но очень ценным и интересным собранием восточных вееров. Самое старое изделие в коллекции — индийское опахало конца XVII — начала XVIII века, напоминающее лист экзотического сказочного дерева. Форма, декоративное оформление и изогнутая рукоять этого опахала демонстрируют характерные черты индийского декоративного искусства. Изогнутая деревянная рукоять, оплетённая кожаной лентой с позолоченной поверхностью, завершается у основания экрана килеобразной фигурой, типичной для индийского искусства. Эта фигура украшена рельефными позолоченными узорами, а в её центре — миниатюрная танцовщица. От этой фигуры по прозрачной слюдяной поверхности экрана расходятся позолоченные выпуклые полоски, напоминающие прожилки листа, создавая шесть декоративных сегментов. В двух центральных сегментах изображены пышные женские фигуры, вдыхающие аромат цветов, поднесённых к лицу. Остальные сегменты, а также обрамляющая край полоса украшены стилизованными растительными узорами. Многочисленные позолоченные цветочные розетки, рассеянные по поверхности, в некоторых местах образуют украшения на груди женских фигур. Завершает оформление опахала разноцветная бахрома из шёлковых нитей, напоминающая перья экзотических птиц.
В отличие от этого изящного и сказочного листа, другое индийское опахало выполнено из настоящего пальмового листа, покрытого светящимся лаком. Его рукоять также завершается традиционной килеобразной формой. Основание экрана украшено ажурным черным узором в виде силуэтов, в который вписаны две птицы, глядящие друг на друга. Интересно, что орнамент, выполненный в чисто восточном стиле, удивительно напоминает мотивы славянского народного искусства. Это опахало, созданное в конце XIX — начале XX века, отличается простотой и скромностью оформления и было предназначено для представителей более низких слоев общества.
Самое роскошное из представленных опахал — третье индийское опахало, необычная форма которого всегда привлекала внимание и поражала воображение европейцев. Оно относится к типу восточных опахал, выполненных в форме флажков, которые свободно вращаются вокруг оси рукояти, подобно флюгерам.
Такие опахала-флажки были заимствованы с Востока и пользовались популярностью среди европейских модниц с XVI до второй половины XVII века, что подтверждают модные листки и журналы того времени. В восточных странах, особенно в арабском мире, эта форма сохранялась вплоть до XX века и продолжала привлекать внимание европейских художников всех рангов.
Это опахало, созданное во второй половине XX века, определенно использовалось в богатых индийских семьях, на что указывает его элегантная форма и по-восточному обильные украшения. Оно оформлено в виде изящной секиры, богато декорированной разноцветными полосами тканей с разнообразными узорами, вышитыми золотыми нитями и украшенными блестками.