Важным атрибутивным признаком часов могут быть не только форма и детали корпуса, но и декоративное оформление циферблатной платины. Название «циферблатная платина» оправдано для большинства консольных часов, поскольку на этом элементе, помимо самого циферблата, обычно размещаются золоченые бронзовые накладки, индикации боя, музыкальных программ и лунных фаз в арочном завершении. Арочное завершение циферблатных платин появилось только в 1720 году.
Деликатность декора деревянных корпусов английских консольных часов дополняется изысканным оформлением циферблатных платин, украшенных художественными накладками, обрамляющими циферблат. Для ранних часов характерна барочная орнаментация накладок, часто с изображением барочной раковины среди растительных завитков.
У многих часов, изготовленных до середины XVIII века, в центре циферблатной платины есть окошко с фальшмаятником, который воспроизводит ритм движения настоящего маятника, выполняя чисто декоративную роль.
До конца XVIII века циферблаты в виде накладного посеребренного кольца с римскими цифрами для часов и арабскими цифрами для минут были заменены на круглые латунные циферблаты с серебрением.
В 1780-х годах стало модным расписывать арочное завершение циферблатной платины. Подобно напольным часам, расписные циферблаты с изображением кораблей, фигур и сюжетных сцен, часто невысокого художественного качества, производили в основном провинциальные мастера. Со временем это производство стало самостоятельным. Например, в одном только Бирмингеме работало около 40 фирм, изготавливающих на заказ циферблатные платины с росписью, текстами модных афоризмов и названиями местностей. Эмалевые циферблаты в английских консольных часах встречаются довольно редко, в основном ближе к концу XVIII века.
Традиционно резные римские цифры для часов и арабские для минут определялись двумя воронеными стальными стрелками, форма и узоры которых соответствовали художественному стилю, в котором были выполнены часы. Для часов в стиле королевы Анны (1702—1714) были характерны короткие часовые стрелки без ножки, с плотной ажурной орнаментацией, а минутные стрелки были длинными, с острым копьевидным завершением и характерным барочным завитком у основания, ограниченным с двух сторон поперечинами. В эпоху короля Георга III или позднюю Георгианскую эпоху (1760—1811) стрелки часов имели более легкую орнаментацию, минутные стрелки часто были волнообразными, с маленьким острием на конце. Однако уже в 1790-х годах стрелки консольных часов стали совсем простыми, овально вытянутыми у основания и с ромбовидным завершением.
Помочь в атрибуции часов может изучение художественных гравировок на внешних платинах механизмов консольных часов в «шкафных» корпусах. Эти гравировки наносятся на прямоугольную латунную пластину, которая удобна для нанесения орнаментов и сюжетных композиций, хорошо видимых через застекленную заднюю дверцу.
Для ранних часов характерен барочный декор внешних платин, как, например, на платине часов мастерской «Роуз и сын» из коллекции ГИМ. Она полностью покрыта плотной гравировкой. Композиция выстроена симметрично по обе стороны от воображаемой центральной оси, задаваемой вазоном с плодами и цветами, называемым «канделябром» по сходству со светильником, имеющим множество ответвлений. Обязательную симметрию завитков из длинных стеблей аканта смягчают изображения голов двух птиц на длинных шеях, похожих на лебединые, что вносит в композицию элемент гротеска. Характерный для барокко прием перехода встречных линий в дугу сочетается с ромбовидной сеткой, украшенной мелкими розетками (выглядящими как точки), именуемой «трельяжем», который также является мотивом барочной орнаментации.
К концу XVIII века характер и содержание гравировок на внешних платинах механизмов консольных часов изменились, приобретя более сдержанную и классицистическую окраску. У часов первой четверти XIX века художественные гравировки на внешних платинах практически исчезли. В овальном картуше гравировались только имя и фамилия часовщика, а также место производства. Иногда периметр платины украшал сдержанный орнаментальный поясок из равномерно чередующихся полукружий, разделенных штрихами.
Систематизация английских часов по стилевым направлениям часто бывает условной и проблематичной. Английские часы нередко воспроизводили формы корпусов и декоративные атрибуты, казалось бы, уже ушедшие из моды. Это особенно характерно для часов, сделанных провинциальными мастерами из восточных и западных районов страны. Столичные мастера, напротив, больше придерживались регламентаций, касающихся форм и декораций часовых корпусов. Помимо Лондона, крупными центрами производства часов были Ливерпуль, Бирмингем и Ньюкасл, города, выросшие в результате индустриализации страны в XVIII веке. В то время Англия была единственной страной, где городское население преобладало над сельским. Некоторые мастера стремились переехать в Лондон, особенно это было заметно в 1770-е годы. С середины XVIII века Эдинбург также славился своими часовщиками.
Наиболее выдающиеся мастера того времени входили в лондонскую гильдию часовщиков (Clockmakers Company, сокр. — CC), сотрудничавшую с астрономами, физиками и инженерами. Это объединение было одной из самых престижных лондонских гильдий, его члены пользовались королевскими привилегиями.
Розничные торговцы часто скупали часовые механизмы в этих городах и ставили на них свои фамилии, что стало особенно удобно с появлением эмалевых циферблатов. Дорогие консольные часы английского производства могли позволить себе только богатые люди — представители аристократии, фабриканты и банкиры, число которых выросло в результате промышленного переворота.
Консольные часы были весьма популярны за границей и часто изготавливались на заказ. Известно, что некоторые мастера, например, Вильям Киплинг, специализировались на изготовлении часов для турецкого рынка. Вильям Киплинг был выдающимся лондонским мастером, создававшим напольные консольные музыкальные часы в период с 1705 по 1737 год. Часы для восточного рынка отличались характерным куполообразным верхом, шаровидными стойками, украшенными полумесяцами, клиновидными цифрами и механизмами с музыкальными программами. Корпуса самых дорогих часов инкрустировались.
В интерьерах российских усадеб XVIII века, таких как Кусково, Останкино и Архангельское, можно увидеть консольные часы английской работы, приобретенные семьями Шереметевых, Голицыных и Юсуповых.
Большинство английских консольных часов оснащены многофункциональными механизмами с заводом на восемь дней и шпиндельным ходом (механизм, передающий движение от спускового колеса к маятнику через стержень с палетами). Только в начале XIX века в английских консольных часах начали использовать анкерный ход (механизм, передающий движение от спускового колеса к маятнику или балансу через вилку или якорь), изобретенный в 1670 году лондонским часовщиком В.Клементом (1640—1696).
Механизм консольных часов размещается на специальной деревянной скамейке, установленной на внутренней стороне нижней части корпуса. Детали механизма, такие как ходовые колеса, заводные барабаны и спусковой регулятор, располагаются между двумя латунными пластинами, поддерживаемыми характерными колонками. У маятников большинства консольных часов XVIII века отсутствует привычная линза; вместо нее на конце стержня имеется утолщение, называемое "бобом", а сам маятник часто именуют "коровьим хвостом". Для механизмов со шпиндельным ходом тяжелая линза не обязательна, поэтому маятник должен быть легким. В консольных часах с анкерным спуском маятники оснащены тяжелой линзой.
Отличительной деталью механизмов английских консольных часов является улитка, или фузея, которая уравновешивает крутящий момент заводной пружины. Улитка выглядит как усеченный латунный конус с винтообразной насечкой для кетгутового шнура, сплетенного из бараньих кишок, а позже металлической цепочки. Эти элементы использовались в качестве соединительного звена между улиткой и барабаном заводной пружины. Когда пружина в барабане была заведена, вся цепь навивалась на улитку и работала на ее меньшем радиусе. По мере ослабления пружины цепь тянула фузею, что обеспечивало равномерный ход часов, так как крутящий момент оставался неизменным. Улитки использовались в механизмах английских часов вплоть до начала XIX века.
Английские консольные часы обычно снабжены астрономическими показателями, размещенными на циферблатной платине. Это могли быть окошки календаря (число, месяц, день недели) или стрелочная индикация числа месяца. Многие часы оснащены лунным календарем с индикацией лунных фаз, представленными движением рисованного лика луны по звездному небу. Некоторые часы также имели четвертной бой, издаваемый перезвоном нескольких колокольчиков (8 или 12). Нередко фиксация четвертей часа сопровождалась проигрыванием музыкального фрагмента, например, марша, мазурки или вальса, а также перезвоном большого и малого колоколов. Удары малого колокола отсчитывали каждые полчаса.
Чтобы колокольный перезвон каждую четверть часа не надоел, предусматривалось специальное устройство для блокировки боя. Оно обычно располагалось в арочном завершении циферблатной платины в виде посеребренного латунного кружка со стрелкой и надписями: "STRIKE" (бить) и "SILENT" (безмолвствовать). У некоторых часов времен Георга I (1714—1727) надписи заменялись буквами "S.N.". Также применялось штырьковое устройство блокировки боя, располагавшееся как в верхней, так и в боковой части циферблатной платины.