Исследования по русским трубкам остаются ограниченными. Тем не менее, существующие упоминания показывают, что в XIX веке в России, как и за границей, трубки изготавливались из различных материалов. Много трубок поступало из Европы. В описи предметов, приобретенных князем Николаем Борисовичем Юсуповым во время его поездки за границу в 1853-57 годах, упоминаются «четыре пенковые трубки и две трубочки для папирос».
В Европе трубки в основном изготавливали из четырех материалов: глины, дерева, фарфора и пенки. Первые мастерские по производству глиняных трубок появились в Англии в 1600 году, затем в Голландии (в Гуде в 1617 году и в Амстердаме в 1625 году), а позднее и в других странах. Глиняные трубки получили широкое распространение в Турции. В конце XVII — начале XVIII века на смену глиняным трубкам пришли изделия из твердых, смоляных пород деревьев, которые были более прочными. В первую очередь начали делать трубки из бука, ореха и ольхи, затем из черемухи, клена, дикорастущего жасмина (чубушника), самшита, березы и, позднее, древесины фруктовых деревьев: груши, сливы, вишни и черешни.
Производство деревянных трубок началось в Баварии с 1700 года в регионе Франконская Юра, с центрами в Ульме (с 1733 года) и Нюрнберге, а также в Тюрингии (с 1739 года) в Руле и Верхнем Рёне, позднее распространившись по другим европейским странам.
Если в XVIII веке в Рёне изготавливали гладкие трубки из ольхи и ореха, то с начала XIX века мастера начали украшать головки трубок рельефной резьбой, изображая дичь: косуль, кабанов, оленей и лис. Нередко головки трубок изготавливались в форме животных или человеческих голов. Образцы для резьбы поступали из города Рула. В Австрии также производили оригинальные фигурные трубки, например, в Зальцбурге вырезали трубки в виде сидящего пуделя. В Швейцарии трубки каждой горной долины имели свою уникальную форму.
Место изготовления трубок можно определить по типу древесины, характерному для данного региона. Например, в Италии предпочитали маслину, в Финляндии — корень карликовой березы, на Балканах — светлую древесину фруктовых деревьев, а в России — березовый кап (наплыв). Вид древесины также может помочь установить время изготовления трубки. Так, в период бидермайера (поздний ампир в Германии и Австрии, 1815—1848 годы) мастера часто использовали тиковое дерево, темный оттенок которого был идеален для инкрустации перламутром и проволокой, популярными в то время.
В середине XIX века был найден идеальный материал для курительных трубок — корень древовидного средиземноморского вереска, известный как «бриар». Этот прочный пористый материал, после тщательной сушки, становится огнеустойчивым и не имеет неприятного собственного вкуса, в отличие от многих других древесин. Кроме того, его текстура — полосатая и свилеватая — придает трубкам особый шарм.
Город Сен-Клод в Бургундии считается родиной бриаровых трубок. С конца XVIII века здесь изготавливали трубки из бука, боярышника, клена и самшита. Согласно легенде, в 1858 году поставщик древесины привез трубку из корня вереска, произрастающего в Провансе, и несколько образцов этого корня. Трубка, вырезанная пастухом и долго курившаяся им, не прогорала и имела грубую форму — просто отпиленный изогнутый конический кусок корня с вырезанной чашечкой. Сначала в одной из мастерских Сен-Клода были сделаны несколько простых трубок с мундштуками из рога, которые отправили на осенние ярмарки в Париж и Бельгию. К концу XIX века в Сен-Клоде уже работало 66 предприятий с более чем 2300 сотрудниками. Позже производство бриаровых трубок распространилось, в основном, во Франции и Англии, а после Второй мировой войны ему составила конкуренцию Дания.
Многие поздние деревянные трубки трудно отличить по месту производства, если не учитывать их принадлежность к известным фирмам. Исключение составляют двухчастные трубки из Ульма, на которых в конце XIX века на ореховом колечке между головкой и мундштуком была нанесена надпись «IbivoUlm» — «Я из Ульма».
В 1709 году Иоганн Бетгер в Мейсене открыл способ производства европейского твердого фарфора, что существенно повлияло на изготовление курительных трубок. После 1750 года началось производство фарфоровых головок трубок на мануфактурах в Тюрингском лесу, а позднее — в Богемии. Первые упоминания о фарфоровых трубках из Севрской мануфактуры во Франции относятся к 1782 году.
Фарфоровые трубки, в отличие от деревянных, имеют ряд недостатков: они хрупкие, «безвкусные» и не обладают пористостью, что снижает их способность впитывать табачный конденсат. Поэтому такие трубки часто имели двухраздельные головки, включающие фарфоровое колено и длинный чубук для лучшего отделения конденсата. Хотя фарфоровые трубки были дороже глиняных, они предоставляли большие возможности для отделки, что соответствовало модным тенденциям того времени. Кроме того, они не прогорали, как деревянные.
В XVIII веке фарфоровые трубки обычно имели белую глазурь с простым цветочным декором или золотым ободком. Редкими считались трубки в виде мужских и женских голов в тюрбанах или модных шляпах в стиле рококо. В XIX веке предпочтение отдавало ярким сценам: пасторалям, жанровым картинкам, историческим сценам и портретам (часто известных личностей), а также цитатам из произведений любимых авторов. Изначально декор выполнялся надглазурной росписью малоизвестными мастерами, позднее — переводными картинками. Капитан И.Ф. Соловьев, посетивший 14 июля 1815 года Мейсенскую фарфоровую мануфактуру, записал в своем дневнике: «Я вернулся, чтобы посмотреть на знаменитый мейсенский фарфоровый завод, принадлежащий королю... рисованием на фарфоре занимаются девицы и старушки с большим искусством». В этот день там была изготовлена фарфоровая головка трубки полковника Демида Ивановича Мещерякова, украшенная росписью, памятной надписью и барельефным портретом императора Александра I. Такие подписные трубки имеют значительную мемориальную ценность.
Фарфоровые головки трубок, украшенные уникальными мотивами, получили широкое признание в период бидермайера. Они ценились как памятные предметы и отличные дружеские подарки. Во второй половине XIX века, в эпоху историзма и эклектики, на трубках часто изображали сцены из Библии, героев популярных опер и комедий, а также исторические сюжеты. В 1870—1880-х годах популярностью пользовались трубки с изображением атрибутов различных профессий — сапожников, кузнецов, моряков и т.д. Изображения часто сопровождались надписями типа «Es lebeder Schmied» — «Да здравствует кузнец». В эпоху модерна конца XIX — начала XX века фарфоровые головки трубок стали украшать виды городов, памятников архитектуры и замков. Эти «видовые» трубки особенно нравились солдатам и морякам, служащим вдали от дома, так как напоминали им о родине. Такие трубки часто имели пояснительные тексты и посвящения.
Оригинальными сувенирами были немецкие фарфоровые «трубки резервистов» конца XIX — начала XX века. Каждая головка трубок одной партии, изготовленной в 1905 году, носила имена 69 резервистов, призванных в полк кайзеровской армии. Эти трубки были заказаны самими резервистами на память о совместной службе. Хотя такие трубки производились сериями, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество экземпляров, что делает их редкими и ценными.
В то время как фарфоровые трубки были популярны в Германии и Богемии, в Австрии и Венгрии предпочитали головки из другого материала — пенки.
Первую трубку из так называемой «морской пенки» (от немецкого слова «Meerschaum») вырезал венгерский сапожник Карл Ковач. По одним источникам, это произошло в 1720 году, по другим — в 1723 году. Считается, что трубка была изготовлена для заядлого курильщика графа Андрасси и сделана из кусочка пенки, который тот привез из Турции. Пенка добывалась в Малой Азии и на соседних островах. Научное название пенки — сепиолит или афродит. Этот белый или желтоватый минерал, магнезиальный силикат, легче воды. Пенка обладает отличной впитывающей способностью благодаря своей пористой структуре. При курении она эффективно поглощает конденсат, легко обрабатывается в намоченном виде и сохраняет аромат табака, не прогорая как древесина. Однако пенковые трубки имеют недостатки: они относительно хрупки и дорогие. Поэтому часто встречаются треснувшие трубки, отремонтированные и обмотанные сеткой из латунной проволоки.
Массовое производство головок трубок из турецкой пенки в Центральной Европе началось после 1750 года. Во второй половине XVIII — XIX веков основными центрами производства стали города Пешт, Вена, Рула (в Тюрингии), Лемго (в Вестфалии) и Париж. Дунай играл ключевую роль как транспортная артерия, связывающая Вену и Пешт с востоком.