Отступление от первоначального плана издания «Портретной Галереи», по которому последовательно выходили портреты литераторов, ученых и артистов, объясняется юбилеем Н.И. Пирогова. Его пятидесятилетнее служение русскому обществу и науке вдохновило меня на выпуск юбилейного портрета, который будет опубликован раньше запланированного.
Цена портрета с биографией и факсимиле в изящной обложке составляет 1 руб. 50 к., с пересылкой — 2 руб. При заказе пяти и более экземпляров пересылка бесплатна.
Санкт-Петербург, Невский пр., д. № 30. Фотограф К. Шапиро.
19 июля 1881 года в газете «Голос» (№ 198, стр. 1) было размещено объявление: «Фотограф Шапиро сообщает, что в связи с непредвиденной перестройкой дома, его фотография временно закрыта…»
Однако 3 декабря 1881 года та же газета (№ 302, стр. 4) опубликовала следующее сообщение: «Фотография Константина Шапиро, закрытая из-за перестройки дома, вновь открыта с 5 декабря. Рабочие часы — ежедневно с 10 до 17 часов, Невский пр., д. № 30.»
С 31 марта (12 апреля) 1882 года в «Голосе» (№ 83, стр. 1) К.А. Шапиро начал публикацию Каталога фотографических портретов «Русского Пантеона» и «Портретной Галереи» русских литераторов, ученых и артистов, снятых с натуры в его студии. Публикация не была завершена.
Портреты, не снятые с натуры, обозначены звездочкой:
- Боборыкин Петр Дмитриевич
- Боткин Сергей Петрович
- Бунге (министр Финансов) Николай Христианович
- Буренин Виктор Петрович
- Бутлеров Александр Михайлович
**Стр. 4. № 84, 1 (13) апреля:**
- Бычков Афанасий Федорович
- Валуев, граф Петр Андреевич
- Варламов, арт. имп. театров
- Васильева, арт. имп. театров
- Василевский (Буква) Ипполит Федорович
**Стр. 7. № 85, 2 (14) апреля:**
- Ватсон Эрнест Карлович
- Вейнберг Петр Исаевич
- Венинг К.Б., проф. имп. акад. худ.
- Гаркави Авраам Яковлевич
- Гербель Николай Васильевич
**Стр. 5. № 86, 3 (15) апреля:**
- Голенищев-Кутузов, граф
- Гончаров Иван Александрович
- Горев, арт. имп. театров
- Градовский (проф.) Александр Дмитриевич
- Градовский (Гамма) Григорий Константинович
**Стр. 4. № 88, 5 (17) апреля:**
- Грузинский Петр Николаевич, акад. им. акад. худ.
- Давидов (директор Спб. консерватории)
- Данилевский Григорий Петрович
- Достоевский Федор Михайлович
**Стр. 7. № 89, 6 (18) апреля:**
- Елисеев Григорий Захарович
- Жулева, арт. имп. театров
- Зубов, арт. имп. театров
- Кавелин Константин Дмитриевич
- Келер, проф. имп. акад. худ.
**Стр. 7. № 90, 7 (19) апреля:**
- Киселевский, арт. имп. театров
- Клевер, проф. имп. акад. худ.
- Клодт, барон, проф. им. акад. худ.
- Кони Анатолий Федорович
- Корякин, оперный певец
**Стр. 7. № 91, 8 (20) апреля:**
- Корш Валентин Федорович
- Коссович Каетан Андреевич
- Костомаров Николай Иванович
- Краевский Андрей Александрович
- Лаверецкий, проф. имп. акад. худ.
**Стр. 8. № 92, 9 (21) апреля:**
- Лагорио, проф. имп. акад. худ.
- Лейкин Николай Александрович
- Ленский, арт. имп. театров
- Леонидов, арт. имп. театров
- Лесков Николай Семенович
**Стр. 7. № 93, 10 (22) апреля:**
- Майков Аполлон Николаевич
- Менделеев Дмитрий Иванович
- Мещерский, проф. имп. акад. худ.
- Михайловский Николай Константинович
- Михневич Владимир Осипович
**Стр. 6. № 94, 11 (23) апреля:**
- Монтеверде (Амикус) Петр Августинович
- Мордовцев Данило Лукич
- Набоков, худ-арх. имп. акад. худ.
- Направник, дирижер русской оперы
- Некрасов Николай Алексеевич
**Стр. 6. № 95, 12 (24) апреля:**
- Немирович-Данченко Василий Иванович
- Николадзе Николай Яковлевич
- Орловский, проф. имп. акад. худ.
- Орлов, оперный певец
- Островский Александр Николаевич
**Стр. 5. № 96, 13 (25) апреля:**
- Палечек, оперный певец
- Пальм Александр Иванович
- Пахман Семен Викентьевич
- Петипа, арт. имп. театров
- Пирогов Николай Иванович
**Стр. 5. № 97, 14 (26) апреля:**
- Писемский Алексей Феофилактович
- Плещеев Алексей Николаевич
- Подозеров, акад. имп. акад. худ.
- Полонский Яков Петрович
- Потехин Алексей Антипович
**Стр. 5. № 98, 15 (27) апреля:**
- Потехин Николай Антипович
- Прянишников, оперный певец
- Пыпин Александр Николаевич
- Рааб, оперная певица
- Рубинштейн Антон Григорьевич
**Стр. 6. № 99, 16 (28) апреля:**
- Рубинштейн Николай Григорьевич
- Савина, арт. имп. театров
- Салтыков (Щедрин) Михаил Евграфович
- Самарин, арт. имп. театров
- Самойлов, арт. имп. театров
**Стр. 5. № 100, 17 (29) апреля:**
- Сверчков, проф. имп. акад. худ.
- Склифосовский, проф. акад. хирургии
- Славина, оперная певица
- Соловьев Сергей Михайлович
- Соловьев (автор «Женитьбы Белугина»)
**Стр. 7. № 101, 18 (30) апреля:**
- Спасович Владимир Данилович
- Станюкович Константин Михайлович
- Стасюлевич Михаил Матвеевич
- Страхов Николай Николаевич
- Стрельская, артистка имп. театров
**Стр. 6. № 102, 19 апреля (1 мая):**
- Серов Александр Николаевич
- Сеченов Иван Михайлович
- Таганцев Николай Степанович
- Толстой, граф Лев Николаевич
- Трофимов, артист имп. театров
**Стр. 5. № 103, 20 апреля (2 мая):**
- Тургенев Иван Сергеевич
- Урусов, князь Александр Иванович
- Фаминцын Андрей Сергеевич
- Хвольсон Даниил Абрамович
- Чижов, акад. имп. акад. худ.
**Стр. 5. № 104, 21 апреля (3 мая):**
- Шарлемань, проф. имп. акад. худ.
- Шелгунов Николай Васильевич
- Эйхенвальд Эдуард Эдуардович
- Юнге Эдуард Андреевич
- Федотова, артистка московских имп. театров
Цена кабинетного портрета — 50 коп., лакированного — 75 коп. За пересылку прилагаются три семикопеечные марки.
Невский пр., д. № 30. Константин Шапиро.
На протяжении многих лет фотоателье Шапиро располагалось на Невском проспекте, д. 30. В конце 1882 года оно переехало в здание № 32 по тому же проспекту, в дом римско-католической церкви. О смене адреса и получении звания «фотограф Императорской Академии художеств» Шапиро объявил в газете «Голос» 5 февраля 1883 года (№ 36, стр. 5):
«Фотограф Императорской Академии художеств
К.А. Шапиро
сообщает,
что его фотография теперь находится по новому адресу: Невский пр., д. 32, в доме католической церкви. Вход под левой аркой».
В это же время на обороте бланка появилась надпись «Фотограф Императорской Академии художеств».
9 февраля 1883 года в той же газете (№ 38, стр. 4) Шапиро рассказал о новом павильоне:
«Фотография Константина Шапиро
(Фотограф Императорской Академии художеств)
В новом павильоне на Невском пр., д. 32 (при католической церкви) установлен роскошный павильон с последними усовершенствованиями, соответствующими требованиям современного фотографического искусства. Он предназначен для съемки портретов различных размеров и групп до 100 человек при любой погоде.
Детей снимают новым моментальным способом».
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве Шапиро представил развернутую экспозицию «Портретной галереи». В рецензии обозревателя Льва Владимирова в газете «Московские ведомости» от 1 июля 1882 года отмечается:
«Петербургский фотограф К.А. Шапиро, издавший «Портретную галерею» русских литераторов, ученых и артистов, на выставке представил образцы портретов из этой коллекции. Идея г. Шапиро великолепна, и я желаю ему дальнейшего успеха. Каждый выпуск галереи содержит пять портретов. В настоящее время он готовит более дешевое Народное издание под названием «Русский Пантеон», в которое войдут фотографии как современных, так и уже покойных известных деятелей русской литературы и искусства. Уже собрано 138 портретов для Пантеона».
22 июня 1882 года в газете «Голос» (№ 166, стр. 1) появилась полушутливая заметка:
«Г. Шапиро в Москве.
Автор г. Канаев пишет: «Я уверен, что ваш петербургский фотограф г. Шапиро не включит мое имя в список тех «знаменитостей», портреты которых он собирается поместить в своем «Пантеоне».
Г. Шапиро в данный момент исследует московскую почву, пытаясь пригласить литераторов, ученых и артистов для съемки в Петербурге. Однако московские «первачи» оказались столь же строптивыми, как и петербургские. Например, один из них заявил Шапиро, что не хочет быть среди тех, кто уже записан в «Пантеоне», а другой предложил ему явиться в Москву со своим аппаратом, если он хочет сделать его портрет».
За работы на художественно-промышленной выставке 1882 года Шапиро получил бронзовую медаль за «богатое собрание фотографических портретов русских общественных деятелей». В 1883 году за Народный Пантеон император Александр III удостоил его большой серебряной медали (высочайшая почетная награда за полезный труд). Это подтверждается оборотами бланков того времени. «Послужной список» наград Шапиро продолжал увеличиваться, что помогает в определении дат портретов.
В 1883 году в Петербурге Шапиро издал альбом «Иллюстрации к «Запискам сумасшедшего»», в основу которого легла серия снимков актера Василия Андреева-Бурлака (1843—1888) в различных ролях. Актер исполнял монолог Поприщина в условиях фотографического павильона. В.В. Стасов писал 11 апреля того же года: «У нас в Петербурге важная художественная новость. Это что-то, что, по моему мнению, найдет подражание не только здесь, в России, но и в остальной Европе». В 1884 году альбом вышел в новом издании, в него было включено тридцать фотографий.