Что касается «технической» стороны интересующего нас материала, нельзя обойти два ключевых вопроса, волнующих любого коллекционера: степень редкости предметов и проблема их подлинности. Часто при общении с коллекционерами и дилерами можно услышать, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Однако опытный коллекционер знает, что многие кресты, помеченные в публикациях как крайне редкие, встречаются на антикварном рынке в десятках экземпляров. Это не свидетельствует о некомпетентности составителей таблиц редкости, а объясняется особенностями самого изделия.
За исключением редких случаев, большинство нательных крестов изготавливались литьевым способом, что предполагает наличие множества идентичных предметов. Мы знаем множество примеров повторной отливки, где качество изделия может немного ухудшиться, но сам тип и его мелкие детали сохраняются. Вероятно, кресты в домонгольское время не переплавляли, поэтому все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа. Иными словами, действительно уникальный литой крест — почти невероятное явление. Рыночная редкость объясняется тем, что в отличие от Византии, где существовали крупные центры массового литья, на Руси мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Изделия локальных мастерских в основном не выходили за пределы небольшого региона. Если место производства какого-либо необычного типа крестов еще не найдено, этот крест может рассматриваться как очень редкий. Но как только будет обнаружен центр производства, на рынке появятся десятки похожих предметов. Таким образом, редкость медных крестов-тельников всегда относительна.
Серебряные кресты объективно достаточно редки, но из-за своей невыразительности, малого размера и отсутствия интересного декора они часто не привлекают серьезного внимания коллекционеров. Наибольшую, хотя и относительную, редкость могут представлять кресты необычной формы. Это связано с неразвитием этого сегмента рынка и отсутствием серьезных каталогов, из-за чего коллекционеры в основном ориентируются на форму креста, игнорируя орнаментальное оформление и мелкие разновидности.
Вопрос подлинности, который вызывает множество проблем при сборе энколпионов, змеевиков и нательных иконок, почти не затрагивает сферу крестов-тельников. Относительно низкая стоимость крестов, их массовость и отсутствие широкой сети покупателей практически исключают риск столкновения с подделками. Даже если подделки и встречаются, это скорее копии, сделанные «для себя», а не злонамеренные фальшивки. Исключение составляют немногочисленные «византийские кресты», которые попадают на рынок из Болгарии, ставшей известным центром производства поддельных «антиков». Однако болгарские подделки можно легко распознать из-за их низкого качества исполнения.
В то же время, поток подлинных крестов из Крыма создает на рынке двойственную ситуацию в отношении необычных, то есть «нехарактерных», крестов домонгольского типа. Это иногда приводит к курьезам, когда, например, из-за общего недоверия к незнакомым предметам настоящий эксперт может приобрести подлинный домонгольский крест необычной формы или интересный образец византийского импорта за бесценок.
Этот краткий набросок типологического описания крестов-тельников домонгольской эпохи поднимает важные вопросы, касающиеся не только данной темы, но и истории христианизации Руси в целом. Особенно поражает иконографическая и типологическая обособленность древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, хотя и сформировала русские типы крестов-энколпионов, практически не повлияла на развитие крестов-тельников.
Ранее, когда единственным источником изучения предметов металлопластики были археологические раскопки, существовало мнение, что энколпионы использовали только представители элиты. Массовые находки энколпионов на селищах опровергли это представление, показав, что не существует четкого сословного разделения между типами крестов. На самом деле можно выделить два принципиально различных типа носимых крестов: один — полностью ориентирован на византийские образцы, т.е. кресты-энколпионы, и другой — небольшие кресты-тельники, которые почти полностью связаны с местной, славянской культурой.
Славянская культурная ориентация этих крестов прежде всего связана с язычеством. Это не означает противостояния язычества и христианства, а скорее их синтез. Крест, как символ принадлежности к христианской общине, приобрел в народном сознании амулетное значение. Крест-тельник стал не просто предметом личного благочестия, а инструментом взаимодействия человека со внешними силами. Таким образом, кресты-тельники приобрели охранительные функции. Орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее аналогов среди византийских образцов, находит параллели в оформлении щитков перстней, которые также имели охранительное значение.
«Двоеверие» как ключевой аспект русской культуры пока недостаточно изучено, поскольку источники об этом крайне ограничены. Древнерусская металлопластика представляет собой один из самых перспективных и богатых источников для новых открытий в этой области. Коллекционер, исследующий эти предметы, сталкивается с историей в ее ещё неизведанном и нерассказанном виде. Это действительно захватывающее и ценное направление для исследования, и именно стремление к раскрытию неизведанного и побуждает истинного коллекционера к поиску и открытию новых знаний.