Одним из ключевых факторов, повлиявших на развитие дельфтского фаянса, стало появление в Голландии китайского и японского фарфора. В 1704 году в Амстердаме состоялся аукцион, на котором были выставлены ткани, лаковые изделия и фарфор из Японии. Эти привезенные Ост-Индской компанией предметы были очень дорогими, и их имитация могла принести значительную прибыль. Во второй половине XVII века японский фарфор неожиданно стал очень востребованным на европейском рынке из-за событий в Китае. В результате войны с маньчжурами Китай погрузился в хаос и разорение, а крупнейший керамический центр Цзиндэчжэнь, производивший фарфор на экспорт, был полностью разрушен. В этих условиях японский фарфоровый центр в городе Арита (на северо-западе острова Кюсю) приобрел особую важность для голландских торговцев. Они активно способствовали развитию этого центра, улучшая технологию производства, привозя краски и образцы китайского фарфора династии Мин эпохи Ванли (1662—1722). С 1650 по 1725 год мастера из Ариты в основном ориентировались на европейский экспорт, создавая фарфор, известный как Ко-Имари. Следует отметить, что торговля европейцев с Китаем не осуществлялась с 1653 по 1683 год.
В Голландии особенно высоко ценились японские фарфоровые изделия типа «краак», название которых происходит от испанского корабля «каррак». Такой фарфор расписывался кобальтом, при этом японские мастера следовали традиционной китайской иконографии. Одно из таких блюд из собрания ГМЗ (диаметр — 31 см) выполнено в серо-голубой гамме и датируется второй половиной XVII века (илл. 1). В центре изделия изображены скала, птицы и пионы, а по краю расположены восемь панелей с цветами и даосскими символами. Между панелями проходят узкие полоски «носи» — традиционные высушенные внутренности раковины аваби, связанные в пучок и предназначенные для подарка. Роспись выполнена точно по китайскому образцу. Оригиналом для японского мастера могло послужить блюдо из собрания Государственного Эрмитажа (диаметр — 48,5 см), датируемое второй половиной XVI — началом XVII века (илл. 2). Это блюдо имеет фестончатый край и вогнутый борт, а его роспись выполнена эскизно, насыщенным темно-синим кобальтом. Интересно, что подобное блюдо можно увидеть на полотне Виллема Кальфа «Десерт», которое также хранится в Государственном Эрмитаже.
Фаянсовое дельфтское блюдо (илл. 3) по форме и тематике очень напоминает два предыдущих. Мастер украсил его серо-голубой кобальтовой росписью. Размер и форма изделия (диаметр — 34,5 см) ближе к японским аналогам, однако изображение в центре заключено в розетку, как на китайских оригиналах, и обрамлено геометрическим узором. В Хетьенс-музее немецкой керамики в Дюссельдорфе (Германия) находится аналогичное блюдо, датируемое второй половиной XVII века (илл. 4).
С 1663 по 1671 год несколько подобных предметов создал известный мастер Гисбрехт Крук, работавший в мастерской «Фарфоровая тарелка». На дне его изделий можно увидеть характерную темно-синюю марку мастера. На одной из декоративных тарелок (илл. 5) Крук виртуозно изобразил голландские тюльпаны рядом с птицами, хризантемами и пионами. Такое сочетание китайские художники называли «узором счастья». Сюжет с изображением «цветов и птиц» мастер также использовал на рифленом тулове кувшина (высота — 23,3 см), а горлышко украсил японским орнаментом из ветвей каракуса. Подобные формы кувшинов также встречаются в немецкой керамике XVII—XVIII веков (илл. 6). Этот предмет ранее входил в коллекцию Л.К. Зубалова.