Для Угловой гостиной императрицы на фабрике Свирского были созданы изящные резные золоченые столики в стиле «Людовик XVI» с круглой и прямоугольной столешницами из белого мрамора. Подстолье столиков украшали гирлянды, свисающие на бантах и дополненные головками букраниев, что является характерным элементом классицистического стиля. Изящные ножки столиков завершались копытцами и соединялись эффектной по силуэту перекладиной с точёной вазой в центре. Эти предметы демонстрируют мастерство стилизации и выдают руку талантливого рисовальщика, имя которого пока не удалось установить (илл. 3).
Внимание и интерес к исторической обстановке, проявляемые последними владельцами дворца, вероятно, объяснялись архитектурными решениями парадных залов, которые гармонировали с торжественным и изысканным классицистическим убранством. Из переписки вдовствующей императрицы Марии Федоровны известно, что на оформление интерьеров значительное влияние оказывали художественные предпочтения хозяйки дворца, императрицы Александры Федоровны. В книге Ю. Кудрина «Императрица Мария Федоровна Романова. Дневники. Письма. Воспоминания» (М., 2000) упоминается, что в январе 1896 года, после посещения новых апартаментов в Зимнем дворце, Мария Федоровна, критикуя вкус своей невестки, писала: «… они [Николай и его супруга — И. Б.] возымели неудачную мысль выбрать стиль ампир, который я ненавижу до такой степени, что для меня это просто а-а, и я не хотела бы жить там ни за что на свете. Будем надеяться, что все это со временем будет выглядеть лучше, когда все здесь пополнится и устроится. Главное, что это им нравится: Аликс любит этот ужасный ампир, а так как она здесь будет жить, то все делается по её вкусу, и она очень довольна».
В 1909 году императрица Александра Федоровна выбрала рисунок, отмеченный красным крестом, для изготовления стульев в круглом зале Александровского дворца, где обычно собиралось семейство для парадных завтраков. 48 буковых стульев, покрытых эмалевой краской и украшенных позолоченным ампирным декором, были изготовлены по проекту архитектора Данини на фабрике Ф.Ф. Мельцера. Эти стулья, размещенные в одном из самых нарядных залов дворца, не только отражали модное ретроспективное направление в русском искусстве 1910-х годов, но и соответствовали внутреннему оформлению зала. Интересно, что императрице были представлены два эскиза, из которых она выбрала, как кажется, лучший вариант (илл. 4, 5).
Долгое время художественные вкусы последних Романовых подвергались критике. Жилые апартаменты Николая II и Александры Федоровны действительно не отличались особой изысканностью отделки и были «насыщены... предметами фабрично-заводского производства», как писал в 1928 году хранитель дворца-музея В.И. Яковлев. Однако можно предположить, что для Николая и его семьи уют и тепло человеческого общения были важнее модного убранства, к которому уделялось меньше внимания. Интерьеры Зимнего дворца оформлялись лишь к бракосочетанию, а жилые комнаты Александровского дворца, ставшего любимым домом, создавались в два этапа — в 1890-х и 1900-х годах, и почти не менялись на протяжении двух десятилетий (илл. 6, 7). Тем не менее, сегодня трудно отрицать, что для императорской семьи работали лучшие архитекторы и ведущие столичные мастера своего времени, и такие интерьеры, как Парадная библиотека в Зимнем дворце, Кленовая гостиная императрицы (ее отделка и убранство погибли в годы войны) и Новый кабинет Николая II в Александровском дворце, по праву считаются одними из лучших примеров оформления рубежа веков.