Однако стоит отметить, что российские коллекционеры приобретали оловянные изделия XVII и, особенно, XVIII века. П.И. Щукин, Уваровы, Бахрушин, Тенишева, великие князья Сергей Александрович и Дмитрий Павлович собрали ценные и уникальные оловянные предметы. Оловянные изделия также попадали в крупнейшие частные коллекции и были приобретены Российским Историческим музеем, провинциальными музеями России. Они рассматривались как памятники русской старины (Щукин, Тенишева), археологии (Уварова, РИАО), церковных древностей (великие князья). Однако в то время олово не имело специального статуса самостоятельного объекта коллекционирования, и интерес к нему как к самостоятельному материалу отсутствовал.
Это подтверждается тем, что в систематическом издании "Художественные сокровища России" за 1901-1906 годы и на итоговой выставке древнерусского искусства Московского археологического института в 1913 году оловянных изделий не было.
Антикварная конъюнктура в тот период зависела от особенностей исторических памятников с отметками владельца, надписями или особым художественным оформлением. Простые оловянные изделия, например, тарелка XVII века в плохом состоянии, трудно продавались и имели невысокую цену. Даже наличие клейма, которые в то время еще не были расшифрованы или идентифицированы, не увеличивало цену товара.
Чтобы изменить ситуацию, на рубеже столетий (или немного ранее) в Москве было организовано граверное производство, специализирующееся на обработке подлинных русских и иностранных оловянных изделий XVII и XVIII веков. Это привело к изменению рыночной динамики. Так, простая оловянная тарелка в хорошем состоянии была приобретена Российским Историческим музеем всего за 1 рубль, а великолепная кружка с откидной крышкой – за два рубля. В то же время, подобные предметы с новодельной граверной обработкой стоили музею 25-30 рублей (блюда) и 20 рублей (кружка).
Каким образом достигался такой значительный коммерческий эффект в тридцать раз? Привлечь внимание покупателей к старинным предметам было наиболее просто с помощью исторических легенд. Предмет должен был нести следы значимого исторического события или принадлежать известной личности. Например, маленький стаканчик-стопка первой половины XIX века из коллекции Государственного исторического музея был украшен цизелированной надписью "ПЕТРЪ АЛЕКС§Ч ЦАРЬ АЗОВЪ" и изображением двуглавого орла. Несоответствие хронологии оловянного предмета и надписи на нем было не редкостью. Надпись, отражающая обычные палеографические ошибки автора, часто вызывала затруднения, особенно буква "кси", которая часто изображалась неправильно.
Владельческая надпись вдоль поля предмета, подтверждающая его принадлежность исторической личности, также играла важную роль. Например, в коллекцию Щукина попала тарелка с надписью "ТОРЕЛИ ФЕОДАРА ФЕОДОРОВИЧА ОУШАКОВА". Однако здесь также был анахронизм, поскольку оловянная тарелка, изготовленная в начале XVIII века, не могла быть подписана именем адмирала, родившегося в 1744 году.
Черные антиквары, занимаясь "историческим" творчеством, активно использовали научные источники, свежие публикации памятников русской старины, каталоги музеев и архивы. Например, текст владельческой надписи с оловянной тарелки был заимствован из многотомной "Описи Московской Оружейной палаты", выпущенной в 1880-е годы. Это помогало создать историческую ауру вокруг предметов. Однако сравнение подлинных предметов с их копиями часто показывало существенные различия, например, в маркировке или художественной отделке, что снижало ценность новодельных изделий.