Основой этой системы был 96-каратный принцип, который определялся числом золотников, составлявших фунт (вес золотника был 4,266 грамма, а он, в свою очередь, делился на 96 частей).
Перевод этой системы в метрическую производился путем деления золотникового значения на 96 (последнее число всегда было знаменателем). Например, если взять часто встречающееся значение 84, разделить его на 96, получится 0,875. Таким образом, 84° соответствует 875°, 88° — 916°, что является наиболее распространенными пробами для серебряных изделий (реже встречаются 800°, 925°, 960°), а 56° — 583°, 72° — 750°, что является наиболее используемыми пробами для золотых украшений (редко встречаются 375°, 500°, 958°). В старых временах из 90—92 пробы золота часто изготавливались обручальные кольца. Встречаются также значения от 85° до 94°, в основном на изделиях из скани. Например, 95° встречается на альбомных накладках, выполненных гальваническим способом.
Пробирование изделий из драгоценных металлов началось в России в конце XVII века, но десятилетиями оно было необязательным. Цифровые обозначения появились лишь при правлении Екатерины II.
Интересен метод определения содержания ценных металлов в изделии того времени. Мастер по качеству, альдерман, имел набор эталонных отметок на камне, каждая из которых соответствовала определенной пробе. Сравнивая цвет имеющегося с вновь сделанным, он делал заключение о пробе металла. Возможно, выражение "протереть", используемое и сегодня, происходит от давно забытого метода определения содержания благородных металлов в сплавах.
Городское клеймо, то есть герб города и монограмма ответственного лица, стали неотъемлемыми атрибутами любого ювелирного изделия в Российской империи XVIII—XIX веков с времен царствования императрицы Анны Иоанновны. Русская система пробировки была всеохватывающей, и предметы, не имеющие клейма, были крайне редкими и привлекали особое внимание антикваров.