Новая волна ориентализма, возникшая в 1860—1870-е годы, оказала значительное влияние на модерн и стала важной частью художественного процесса того времени. Восточные магазины и частные коллекции японского искусства предоставили художникам новый реквизит для салонной живописи, заменив собой традиционные ближневосточные костюмы и аксессуары (например, в работе А. Стевенса «Дама с японской куклой», 1894). Женщины в кимоно стали популярной темой в портретах, придавая европейскому типу женской красоты особую утонченность (см. «Задумавшаяся женщина в кимоно» Л.Р. Каррьер-Беллез, Франция). В картине «Виржини» финского художника А. Эдельфельта I (1883) восточный элемент становится эмоциональным ключом образа: ажурная спинка стула, напоминающая бамбук, и ширма с колышущимися бамбуковыми стеблями создают особое настроение.
Однако этноэкзотика в искусстве того времени не ограничивалась восточными мотивами. Значительное место занимал «итальянский» жанр, представляющий собой художественный миф и утопическую гармонию. Центральную роль здесь играл женский типаж с характерными аксессуарами. Особенно выделялись костюмы: белая блуза с корсажем и нарукавниками, цветная или темная юбка, передник с ярким вышитым орнаментом, и головной убор из белого шарфа с кружевными вставками (например, в работах И.К. Макарова «Итальянка», 1855, и О.И. Тимашевского «Итальянка», 1854—1858). Блуза с широкими ажурными рукавами контрастирует с плотными юбками и яркими нарукавниками, а разнообразное кружево становится одним из самых эффектных украшений костюма.
Исключительный опыт историзма, выраженный в интерпретации предметных форм живописи, оказал значительное влияние на последующее искусство.
Прерафаэлиты и их европейские последователи особенно эффективно использовали достижения историзма в работе с предметом — как в декоративно-прикладном искусстве, так и в живописи. Предмет, тщательно отобранный из жанрового, иллюстративного или повествовательного контекста, преобразуется в символический объект. Изменяются не только контекст и набор предметных форм, но и способы их живописного изображения, обобщение и композиционные приемы.
Стиль «трубадур» в европейском искусстве гармонично сочетал историзм и модерн. В живописи этого направления предмет становится символической материей, возвращаясь к первичной мифологической условности. В творчестве английского художника Джона Уотерхауса, основанном на древних легендах, предмет обретает особое значение, так как древность можно передать только через аутентичные объекты, связанные с мифом. Например, в картинах Уотерхауса, вдохновленных поэмой Альфреда Теннисона о леди из Шелотта, женский образ связан с древним искусством ткачества, которое предстает как магическое действо. Ткань, созданная женскими руками, не просто ковер с волшебными изображениями, а символ истории и культуры. Этот образ несет ассоциативную нагрузку символики нити, ткани и ткацкого станка в мировой культуре, подчеркивая таинственную силу женского начала.