В период с 1777 по 1796 годы в Санкт-Петербурге началась массовая чеканка 15-копеечников, которые изначально были введены в обращение в Москве. Этот новый номинал, близкий по размеру к 20-копеечникам и имеющий общий дизайн с ними, привел к необычной ситуации. В 1778 году на части 20-копеечников была отчеканена лицевая сторона (с надписью "ВСЕРОСС") штемпелем, предназначенным для чеканки аверса 15-копеечников (с надписью "ВСЕРОС"). Также произошло и обратное: у части 15-копеечников аверс был отчеканен штемпелем, предназначенным для чеканки аверса 20-копеечников.
Возможно, монетчики Петербургского монетного двора, не знавшие о новом номинале, допустили эту ошибку или случайно перепутали лицевые штемпели двух соседних номиналов, которые оказались рядом в ящике с инструментами. Из-за небольших размеров и зеркального изображения на штемпелях было сложно заметить лишние буквы или их отсутствие. Также возможно, что некоторые монеты были чеканены намеренно с использованием несоответствующих штемпелей. Однако, количество таких монет не соответствует количеству "правильных" монет, что делает этот вариант менее вероятным. В 1781 году ситуация повторилась, когда лицевая сторона 20-копеечника была отчеканена штемпелем 15-копеечника.
Чтобы закончить обзор периода с 1777 по 1796 годы, стоит отметить, что в 1796 году в Санкт-Петербурге начали чеканить медные 10-копеечники, перечеканивая пятаки 1763 и, возможно, 1758 годов. Однако, эти монеты практически не использовались, за исключением нескольких случаев, когда они попадали в обращение нелегально. Это лишь один из примеров взаимозаменяемости металлов при правлении Екатерины II, так как рублевики чеканились в золоте (1779 год), серебре (с 1762 по 1796 год) и меди (пробные монеты в 1770 и, возможно, 1771 годах, такие как "сестрорецкий рубль").
Идея введения 15-копеечного номинала возникла еще в начале петровских реформ, и его изначальное название — "пятиалтынный", соответствовало тогдашней системе денежного счета. Однако при правлении Екатерины II, когда уже давно установился счет в рублях и копейках, новому номиналу было присвоено обозначение "15", сгруппированное тремя пятьками, не намекающими на алтын. Это отличало его от других монет, так как не включало в себя традиционные элементы счета. Единственной другой страной, где использовали номинал "15", стала Австрия, которая чеканила серебряные монеты в 15 крейцеров в 1747—1750 годах, хотя позже этот номинал практически не использовался в монетных системах других стран, за исключением некоторых сателлитов советской империи, таких как Румыния и Монголия.
В отличие от 15-копеечника, 20-копеечник был разработан только в 1760 году. Однако, после восшествия на престол Павла I было принято решение отменить чеканку 20- и 15-копеечников, прекращенную еще в 1793—1794 годах. Вместо этого была восстановлена структура серебряных номиналов, которая существовала при Елизавете.
20-копеечник был восстановлен в 1810 году, а 15-копеечник — в 1832 году, в рамках русско-польской серии, а окончательно — в 1860 году. Однако оба эти номинала, а также гривенник, были уже беспортретными после правления Екатерины II, так же как и банковские монеты. Портрет на полуполтинниках был восстановлен только при Александре III в 1886 году.
Номиналы, введенные при Екатерине II, стали широко использоваться в обращении: 15-копеечник был чеканен с 1860 по 1917 годы, а 20-копеечник — в 1810—1891 и 1899—1917 годах. Оба номинала продолжали чеканиться и в советскую эпоху с 1921 по 1991 год. Диаметры монетных кружков практически не изменялись с 1810 (1832) года.
На монетах с поздним портретом Екатерины II не хватало места для полного отображения титулатуры вокруг портрета императрицы из-за уменьшения номинала. Поэтому у некоторых гривенников и 15-копеечников внешний край букв в легенде не попадал на монету, и букву "С" приходилось иногда набивать пуансонами на край изображения драпировки императрицы. Эти монеты считаются штемпельными разновидностями из-за этой особенности.
Когда говорят о том, что "Тимофей Иванов резал штемпель", обычно имеют в виду, что медальер вырезал изображение не прямо на штемпеле, а на форме, затем с этой формы изображение переносили на маточник, а уже с маточника изготавливали нужное количество штемпелей для чеканки монет. Хотя, конечно, до конца 1730-х годов медальеры часто создавали штемпели напрямую. У некоторых монет в обрезе рукава императрицы можно увидеть знак гравера TI, в то время как у других этого знака нет. Однако отсутствие знака TI не обязательно означает, что монеты были произведены не по штемпелям, изготовленным лично Т. Ивановым, а скорее всего это было просто необязательно или из-за человеческой забывчивости.
На оборотной стороне полуполтинников изображен герб, в то время как на оборотной стороне 20- и 15-копеечников представлено гербовидное изображение: на груди двуглавого орла не щиток с изображением св. Георгия, а картуш с цифрами номинала. В период с 1764 по 1776 годы у полуполтинников использовался гербовый орел, типичный для начала 1740-х годов, тогда как у 20- и 15-копеечников был орел типа Дасье. После 1776 года на монетах всех номиналов снова появился орел типа Гедлингера.
Согласно Именному указу от 30 марта 1764 года, все серебряные монеты имели 72-ю золотниковую пробу. Масса монет почти пропорционально уменьшалась с уменьшением номинала. Однако не все монеты имели точно такую же массу. Например, из одного фунта серебра получалось на большую сумму монет низких номиналов, чем монет высоких номиналов. Это приводило к тому, что для чеканки мелких номиналов требовалось больше серебра, и, следовательно, больше трудозатрат. В эпоху Екатерины II не всегда удавалось точно соблюдать нормативную массу монет. Отклонения от нее были значительными у всех номиналов. Это говорит о том, что контроль за процессом чеканки был недостаточно эффективным, и монеты часто имели различную толщину и массу. Некоторые сотрудники монетных дворов, вероятно, занижали или завышали вес монет для своих целей.
Для коллекционеров есть несколько важных выводов. Во-первых, монеты с нестандартной массой, даже если они не имеют признаков подделки, могут быть результатом нарушений в процессе чеканки. Во-вторых, составляя коллекцию по типам, каждый может выбрать более "подобротные" экземпляры, то есть более тяжелые. Обычно только золотые монеты имели точную массу, так как их всегда взвешивали поштучно, в отличие от серебряных.
Нарушения в технологии производства порождали некоторые интересные виды брака. Например, при чеканке 20-копеечника могли использовать подходящие штемпели, но ошибочно взять монетную заготовку, предназначенную для 15-копеечника, что приводило к тому, что круговая легенда не попадала на монетный кружок.
Среди монет различных номиналов за период 1778—1794 годов есть много экземпляров, у которых портрет императрицы сохранился хорошо, несмотря на длительное обращение. Это объясняется тем, что при интенсивной работе штемпеля делали отпуск, зачищали его рабочую поверхность и заново набивали легенду. Это приводило к тому, что портрет на монете был защищен от истирания.
Фальшивки, предназначенные для обращения, встречаются редко. Новоделы известны лишь для петербургских монет всех номиналов, при этом фантастические новоделы встречаются для разных годов.
Нумизматический рынок время от времени пополняется кладами, состоящими из 20- и 15-копеечников, а в меньшей степени — гривенников. Обычно такие клады содержат от 300 до 400 монет. Полуполтинники встречаются чаще на европейских аукционах, иногда в состоянии EF+ и даже в сетах из нескольких монет разных годов.
Массив серебряных разменных монет времен Екатерины II до сих пор остается на периферии внимания российских монетных коллекционеров, и вот почему. По крайней мере до середины правления Александра I, монеты Екатерины II широко использовались на всей территории Российской империи, за исключением, возможно, некоторых отдаленных регионов. Александр I, в отличие от Павла, относился к Екатерине II с уважением, и когда он стал императором, не было необходимости немедленно изымать из обращения монеты с портретом своей бабушки. Из кладов, найденных в деревнях, можно сделать вывод, что монеты Екатерины II продолжали использоваться до конца XIX века или, по крайней мере, в качестве платежного средства между частными лицами. С исторической перспективы, монеты, остававшиеся в обращении в 1810-х годах, использовались уже от двадцати до пятидесяти лет, в зависимости от года выпуска.
Итак, с начала XIX века в Российской империи наблюдались следующие тенденции в денежном обращении:
- Изношенные монеты изымались из обращения для переплавки в казне.
- Постепенно рос износ монет, которые продолжали использоваться.
- Ремесленники из Поволжья и Прикамья изымали монеты хорошего качества для изготовления из них монистов.
- Некоторые монеты изымались из обращения населением для различных утилитарных целей, за исключением ювелиров, которые не использовали монеты с низкой пробой серебра.
- Отдельные монеты отличной сохранности изымались коллекционерами.
- Многие обращавшиеся монеты уходили в руки воинских чинов, участвовавших в военных конфликтах как на территории империи, так и за ее пределами.
Однако в 1820-х, 1830-х и 1840-х годах российские коллекционеры, составляя свои коллекции, вряд ли испытывали трудности, за исключением поиска редких экземпляров из этого периода. К концу XIX века интерес к коллекционированию монет в России разделился на различные направления, включая увлечение античными монетами, монетами арабского Средневековья и монетами русского Средневековья. Монеты периода Екатерины II, доступные и не представляющие особого интереса в дизайне, стали менее привлекательными для коллекционеров. Например, в наши дни, немногие интересуются серебряными монетами Николая II и периода 1867-1917 годов.