больше, чем скупка или ломбард
больше, чем скупка или ломбард
Главная
Наши партнёры
Блог
Стать партнёром
Оценить
Написать
Стать партнёром
Главная
Блог
Нумизматика
Главная
Блог
Нумизматика
Разменные монеты Екатерины II: забытые жемчужины нумизматики
Разменные монеты Екатерины II: забытые жемчужины нумизматики
В тени известных екатерининских рублевиков более двух веков остается крупный комплекс других серебряных монет, отчеканенных при Екатерине II. На первый взгляд, эти монеты хорошо знакомы нумизматам, но современные исследования показывают, что их до сих пор не изучали тщательно.

Помимо рублевиков и полтин (которые заслуживают отдельного обсуждения), в долгий период правления Екатерины II (1762—1796) в Москве и Санкт-Петербурге чеканили также полуполтинники, 20- и 15-копеечники и гривенники. Используя официальные источники, результаты своих исследований и наблюдения коллег, я попробую воссоздать общую картину выпуска этих монет, отметив их примечательные особенности и сопровождая предварительными выводами. Стремление дать максимально полную информацию о комплексе разменных серебряных монет Екатерины II и связанных с ними вопросах вдохновлено прочтением классических очерков П.П. фон Винклера, который подробно описывал причины выпуска, возможности чеканки, изготовление сплава и дизайн монет.

Полуполтинники официально относили к банковым монетам, они имели сходный дизайн и одинаковую пробу с рублевиками и полтинами. Однако я намеренно рассматриваю полуполтинники вместе с 20- и 15-копеечниками и гривенниками, поскольку они являются разменными монетами. Все серебряные монеты Екатерины II, включая полуполтинники и младшие номиналы, имели 72-ю золотниковую пробу и одинаковый портрет императрицы, который менялся одновременно на всех номиналах, за исключением 1783 года. Полуполтинник по нарицательной стоимости ближе к 20-копеечнику, а их размеры почти одинаковы (илл. 1, 2, 3). Их тиражи также схожи, а тиражи полтин значительно уступают, в несколько или десятки раз. Эти факторы повлияли на коллекционирование в России: полтины редкие, эстетически менее привлекательные, но часто более дорогие, чем рублевики, всегда уступали последним в популярности. Полуполтинники же обычно собираются вместе с разменными монетами, так как их цена не сильно отличается от цен 20- и 15-копеечников. У полуполтинника есть знак минцмейстера под лапами гербового орла, как у рублевика и полтины, а рисунок орла отличается от разменных монет.
Стоит напомнить, какой была структура денежного обращения в Российской империи в начале 1760-х годов. В золоте существовало семь номиналов: 10- и 5-рублевики, двойные червонцы и червонцы, 2-рублевики, рубли и полтины. В серебре было три номинала банковой монеты: рублевики, полтины и полуполтинники, и два номинала разменной монеты: гривенники и 5-копеечники. В меди было семь номиналов: 10-, 5-, 4- и 2-копеечники, копейки, денги и полушки. Чтобы устранить разрыв между полуполтинником и гривенником, в 1764 году были введены новые номиналы — 20- и 15-копеечники (илл. 4, 5). В итоге насчитывалось 21 номинал, что обеспечивало удобство финансовых операций любого масштаба и точность мелких расчетов. К тому времени, хотя часть номиналов была представлена разными типами монет, они практически все были унифицированы. Совсем недавно, при Елизавете, портреты на рублевиках и полтинах, чеканившихся в разных столицах, значительно различались.

Для сравнения можно привести данные о количестве номиналов в предшествующие эпохи. При Елизавете было семь номиналов в золоте, пять в серебре и пять в меди, всего семнадцать. При Анне — два номинала в золоте, четыре в серебре и три в меди, всего девять. Накануне реформ Петра Великого было всего три номинала: проволочная серебряная копейка и ее части (1/2 и 1/3), так называемые «сеченые деньги». Россияне, страдая от разменного кризиса, резали и без того маленькие «чешуйки» на части.

За 70 лет многое изменилось: расширились границы империи, увеличилось население, развилась промышленность, вырос денежный оборот, была проведена денежная реформа, и как результат — расширился набор номиналов.

Петербургский монетный двор при Екатерине II работал непрерывно. Красный монетный двор, начав чеканку монет новой императрицы с перечеканки рублевиков и полтин Петра III (1762—1763), прекратил выпуск серебряной монеты в 1776 году. В этом году чеканка велась штемпелями предыдущих лет, в основном 1775 года. В соответствии с распределением нагрузок между монетными дворами, 20-копеечники и гривенники чеканили в обоих городах, а полуполтинники и 15-копеечники в Санкт-Петербурге с 1779 и 1778 годов, после окончания чеканки в Москве (илл. 6, 7).

Различие в весе между полуполтинником и 20-копеечником заключалось не в уменьшении площади кружка 20-копеечника (его диаметр обычно 25—26 мм против 24 мм у полуполтинника), а в том, что его вырубали из более тонкой полосы. Исследование разменных серебряных монет позволяет сделать выводы. Площадь кружков у полтин больше, чем у полуполтинников, но не ровно в два раза, а чуть меньше. Это означает, что монетные полосы для полуполтинников были тоньше, чем для полтин. Если бы площадь полуполтинников была вдвое меньше, они бы стали одинаковой толщины с полтинами, но нарушилось бы оптимальное соотношение диаметра и толщины. Площади кружков у 20-, 15-копеечников и гривенников соотносятся примерно как 1.00 : 0.72 : 0.55. Гривенники тоньше 20-копеечников, а 15-копеечники иногда толще.

Картина такая: при одинаковой пробе сплава уменьшение чистого серебра в монете было пропорционально уменьшению номинала. Если бы монеты всех номиналов, от полуполтинника до гривенника, были одной толщины, младшие номиналы имели бы меньшую площадь кружков и были бы неудобны в обращении: 20-копеечники — 17—18 мм вместо 24—26 мм, 15-копеечники — 14—15 мм вместо 21—22 мм, гривенники — 12—13 мм вместо 17—18 мм. Поэтому младшие номиналы чеканили на более тонких кружках, сохраняя оптимальные пропорции диаметра и толщины.
Дизайн полуполтинника и гривенника был выбран с учетом традиций их внешнего оформления, начиная с 1739 и 1741 годов соответственно (илл. 8, 9, 10, 11). 20- и 15-копеечники, появившиеся впервые, были намеренно сделаны так, чтобы их дизайн полностью отличался от полуполтинника и гривенника. С учетом того, что население России в то время плохо знало цифры, номиналы обозначили очень крупно — «20» или «15». Чтобы внимание малограмотных граждан не рассеивалось, на оборотной стороне монет не было слова «копеек». Однако, для неграмотных были предусмотрены специальные счетные элементы: крупные точки («бусинки»), объединенные в группы по пять штук: 5x4=20 и 5x3=15 копеек. Эта традиция дублирования номинала счетными элементами, вероятно, зародилась еще в 1711—1712 годах, когда на алтынниках и алтынах размещали по шесть трилистников (илл. 12).

Дизайн полуполтинника и гривенника должен был оставаться неизменным, а 20- и 15-копеечники нужно было технически и эстетически вписать между ними, разграничив их отличиями и сохранив контраст между собой. Было решено сделать 20-копеечник диаметром чуть больше полуполтинника, а 15-копеечник — меньше, но все же больше гривенника. Это позволило избежать ошибок в расчетах и недовольства населения.

Общий дизайн 20- и 15-копеечников был следующим:

  • В щитке на груди орла вместо св. Георгия — крупные цифры «20» или «15».
  • Вокруг орла размещены группы по пять счетных точек.
  • Под орлом — лента с датой.
  • Словесного обозначения номинала нет.
  • Хвостовое оперение орла другое.
  • Под лапами орла нет знака минцмейстера.

При проектировании размеров и оформления разменных монет Екатерины II учитывали, какие серебряные монеты ниже полтины уже находились в обращении: полуполтинники Анны 1739—1740 годов, Елизаветы 1743—1758 годов, ее гривенники 1742—1757 годов и 5-копеечники 1755—1761 годов. Население привыкло к размеру и дизайну этих монет, поэтому их резкое изменение было нежелательным.

Если сравнивать с монетами Елизаветы, то у полуполтинников Екатерины II, кроме портрета, сохранили все, даже рисунок хвостового оперения (до 1775). У гривенников слегка изменили нижнюю часть оборотной стороны, удалив знак минцмейстера (как было до 1751) и маленькую декоративную деталь (илл. 13), похожую на усатую голову, морду барана или летучую мышь.
Подчеркну, что небольшая разница в диаметре монетного кружка полуполтинника, 20- и 15-копеечника, даже если бы на нее делали основной акцент, оставалась бы второстепенной. Ведь не всегда, когда возникала необходимость в сравнении двух номиналов, у человека мог оказаться под рукой полуполтинник. А вот шесть отличий, или хотя бы первые три из них, любой малограмотный человек мог бы запомнить. Чтобы точно определить, 15-копеечник это или 20-копеечник, ему нужно было просто пересчитать "бусинки": одна, две, три, ...пятнадцать, шестнадцать, ...двадцать.

Очевидно, что многие россияне все-таки плохо усваивали цифры (парадоксальный, пока необъяснимый эффект): с эпохи Елизаветы обозначение номинала всегда, кроме "облачных" копеек 1755—1757 годов (но тогда других медных монет и не чеканили), обязательно сопровождалось счетными элементами.

Отмечу следующие особенности монет исследуемого комплекса:

  • Легенда у всех номиналов одинакова: БМ-ЕКАТЕРИНА-II-IМП - IСАМОД-ВСЕ-РОС(С). Встречаются экземпляры, у которых после САМОД вместо точки стоит двоеточие, либо после ВСЕРОСС стоит точка. С 1776 года перед САМОД вместо «I» всегда ставят «И».
  • Буквы TI (знак медальера Тимофея Иванова) помещали на разных монетах: полуполтинниках ММД — с 1764 года, 20-копеечниках НМД — с 1764 года и СПБ — с 1765 года, гривенниках ММД — с 1764 года и СПБ — с 1766 года, а на 15-копеечниках их не обнаружили.
  • У части 15-копеечников 1774 и 1775 годов вместо обозначения монетного двора ММД обнаружено ДММ.
  • В 1776 году в Москве все номиналы чеканили (немалым тиражом), используя штемпеля прежних лет, новые делать уже не стали.
  • У части 15-копеечников 1778 года аверс отчеканен лицевым штемпелем 20-копеечника (в легенде ВСЕРОСС вместо ВСЕРОС).
  • У части 20-копеечников 1778 и 1781 годов аверс отчеканен лицевым штемпелем 15-копеечника (в легенде ВСЕРОС вместо ВСЕРОСС).
  • Большая устойчивость всех подтипов.
  • Портрет императрицы начиная с 1777 года двадцать лет оставался неизменным, тогда как на рублевике в 1783 году его сменили (различие появилось и на полтине, но совсем незначительное).
  • Наклон шнуровидной насечки у всех номиналов одинаков: слева вверх направо (возможно обнаружение номиналов с наклоном насечки справа вверх налево; такой гурт имеет часть полуполтинников и гривенников Елизаветы, и гуртильные верейки еще могли сохраняться на монетных дворах).
  • Для конца 1780-х годов характерно уменьшенное заглубление изображения на штемпелях, поэтому портрет на монетах часто сильно затерт.
Некоторые нумизматы считают, что петербургские монеты имеют более высокое качество, так как столичные монетчики тщательнее прорабатывали штемпеля. Другие утверждают, что из-за меньшего количества московских монет в отличном состоянии их тоже меньше, чем аналогичных петербургских, что создает ошибочное впечатление о худшем качестве московских монет.

Рассмотрим наиболее интересные или малопонятные эпизоды в их хронологическом порядке, выделив четыре этапа, соответствующих смене монетных подтипов.

Портрет императрицы на монетах 1763 года отличался кружевной лентой на шее, хотя термин "фреза", употребляемый до революции, ошибочен. В Санкт-Петербурге в 1763 году отчеканены пробные экземпляры новых номиналов — 20- и 15-копеечников, а также 5-копеечников. Рисунок хвостового оперения на 20-копеечнике был уникальным, как и на пробных монетах Елизаветы 1760 года и Петра III 1762 года. Орел на 15-копеечнике отдаленно напоминал орла типа Гедлингера, а для чеканки использовали штемпель с измененной датой, подготовленный в 1760 году для пробных монет Елизаветы. Эта монета была неизвестна более столетия и введена в научный оборот только в начале XX века.

В 1763 году не было крайней необходимости выпускать новые гривенники, возможно, потому что до весны продолжали чеканить большое количество медных 10-копеечников в Санкт-Петербурге и Москве. Единственным неутвержденным номиналом стал пробный пятачок, который имел почти такой же размер и вес, как монеты Елизаветы, но с меньшей пробой. На нем отсутствовали счетные элементы и вензель императрицы, а вместо одноглавого орла на облаках был двуглавый гербовый орел. Лицевая сторона практически повторяла серебряный 2-копеечник, чеканившийся в Москве в 1756—1757 годах для прибалтийских провинций России.

Пробный пятачок оказался единственной серебряной монетой Екатерины II без ее портрета, скорее всего, из-за сложности изготовления штемпеля для столь малого кружка и нерентабельности массовой чеканки младшего номинала. Однако портрет Екатерины присутствует даже на меньшей золотой монете — полтине 1777—1778 годов весом всего 0,65 г, что говорит о высокой нарицательной стоимости золотой монеты, перекрывающей цену металла и расходы на чеканку.

В XVIII веке в некоторых европейских странах портрет монарха появлялся на очень маленьких серебряных монетах весом в полграмма. В Польше в XVII веке портрет короля был даже на самых мелких медных монетах — баратынках. Это показывает, что многое зависело от национальных традиций и менталитета народа.
В период 1764—1766 годов портрет императрицы с кружевной лентой на шее использовался на монетах. В Санкт-Петербурге этот портрет применяли до 1765 года, а в Москве (за исключением рублевиков) — до 1766 года. Как часто бывает, изменения в портрете начинались в столице и позже доходили до других городов.

После маломонетного периода 1758—1763 годов, когда из мелкого серебра чеканились лишь пятачки и полуполтинники, возникла угроза разменного кризиса. Чтобы предотвратить это, регулярно проектировали пробные 20- и 15-копеечники. Угроза кризиса также нейтрализовывалась за счет массовой чеканки медных пятаков, 10- и 4-копеечников. Несмотря на шестилетний перерыв, тиражи разменных монет оставались невелики. В Санкт-Петербурге в 1764—1765 годах было отчеканено так мало 20-копеечников и гривенников, что их хватало лишь на несколько десятков жителей западных, северо-западных и северных губерний России. В Москве монеты от полуполтинника до гривенника были еще реже, одна на три—пять жителей центральных, южных и восточных губерний. Это способствовало быстрому рассредоточению монет среди населения.

В Санкт-Петербурге до 1765 года чеканили 20-копеечники и гривенники, а в Москве до 1766 года — все номиналы. На ранних московских гривенниках 1764—1766 годов отсутствовало обозначение монетного двора. В то же время на ранних гривенниках Елизаветы было место для обозначения ММД, но его не было. Наоборот, на оборотной стороне, несмотря на сложное изображение, с 1751 по 1757 год обозначение монетного двора присутствовало.

Многие монеты использовались для изготовления женских украшений и конской сбруи, поэтому они имели отверстия или напайки. Часть монет переплавлялась или вывозилась за рубеж. В результате такие монеты встречаются редко, а 20-копеечник и гривенник 1764 года СПБ, 15-копеечник и гривенник 1766 года ММД почти не появляются на нумизматическом рынке. Подобная ситуация наблюдалась и в 1743—1745 годах. С 1719 по 1742 годы было лишь одиннадцать годовых выпусков гривенников, и два малотиражных выпуска полуполтинников. Неудовлетворенный спрос населения на разменную монету приводил к ее рассредоточению и исчезновению из активного обращения, что повторилось после перерыва в чеканке 1758—1763 годов.

В 1764 году было подготовлено много штемпельных пар для чеканки гривенников, но из-за недостаточного выпуска в 1765 году у нескольких штемпелей оборотной стороны цифру "4" перебили на "5". Возможно, такая передатировка штемпелей 1764 года происходила и в 1766 году, что требует дополнительного исследования.

На московских гривенниках ММД не ставили, чтобы они походили на привычные населению гривенники Елизаветы. Это усиливало отличие гривенника от 20-копеечника и 15-копеечника, имевших обозначение монетного двора. В Санкт-Петербурге на гривенниках обозначение СПБ все же ставили. С начала работы монетных дворов в северной столице их обозначения почти всегда проставляли, в отличие от Москвы, где до 1737 года серебряную чеканку вели два монетных двора, и их обозначений часто не было.

Слоение металла, характерное для российского серебра XVIII века, часто встречается у монет 1764—1766 годов. Несмотря на то, что слойки (небольшие частицы отслаивающегося металла) портят монету, они служат надежным показателем подлинности конкретного экземпляра.
В период с 1766 по 1776 годы чеканка монет в России претерпела изменения. Портрет императрицы без кружевной ленты на шее стал стандартом (илл. 21, 22, 23, 24). В Санкт-Петербурге чеканка 20-копеечников и гривенников началась с 1766 года, а в Москве — с 1767 года, за исключением рублевиков. На московских гривенниках, диаметр которых был уменьшен с 20 до 18 мм, появилось обозначение ММД (илл. 25), но знака минцмейстера по-прежнему не было, в отличие от поздних гривенников Елизаветы, где знак присутствовал.

Согласно исследователю Виктору Шутову, часть петербургских гривенников в 1767 году чеканили передатированными штемпелями 1767/4.

Последнее десятилетие серебряной чеканки в Москве характеризовалось спадом деятельности монетного двора, вероятно, из-за войн с Турцией (1768—1774) и Польшей (1768—1772). Небольшой всплеск активности наблюдался в 1774—1776 годах, когда все номиналы чеканили штемпелями с более ранней датой, вероятно, 1775 года. Однако общий объем чеканки в этот период оставался низким, и в 1774 году тиражи серебряных и медных монет были самыми минимальными за все правление Екатерины II.

В Санкт-Петербурге 20-копеечники в 1775 году, возможно, чеканили штемпелями 1774 года. В 1776 году чеканка гривенников и 20-копеечников велась ограниченными тиражами, что подтверждают текущие показатели редкости этих монет. Среди 15-копеечников 1774 и 1775 годов были обнаружены экземпляры с обозначением монетного двора ДММ вместо ММД, что объясняется ошибкой гравера из-за спешки, утомления или плохого освещения. Аналогичная ошибка была зафиксирована в 1730 году, когда на части пятаков-крестовиков вместо МД было выбито ДМ. Эти промахи связаны с тем, что Красный монетный двор, сворачивая свою деятельность, невольно снижал качество своей продукции.

В период с 1777 по 1796 годы в Санкт-Петербурге начали чеканить монеты с поздним портретом императрицы, которой на тот момент было от 48 до 68 лет. Этот процесс продолжался с 1777—1779 по 1793—1796 годы, хотя начало и окончание чеканки различных номиналов не совпадало полностью. В 1779 году произошла значительная изменение: портрет Екатерины II впервые (и в последний раз) был изображен не только в короне, но и с лавровым венком (илл. 26). Это, возможно, символизировало недавние военные успехи и рост могущества Российской империи на мировой арене, так как ранее императоров изображали только с венками, а императриц — только с коронами.

В 1777 году, с началом чеканки монет с новым портретом, возникли временные трудности в технологическом процессе, связанные с созданием новых форм, маточников и штемпелей для всех номиналов. Первоочередным было подготовка инструментария для чеканки рублевиков, а затем полтин и других номиналов. Так как портрет императрицы на более крупных номиналах требовал более тщательной проработки, подготовка рабочего инструмента для чеканки разменных монет немного отставала по времени. В результате в 1777 году были отчеканены только гривенники, в 1778-м — 20- и 15-копеечники, а в 1779-м — полуполтинники. Предполагается, что из-за этой задержки в 1777 году были изготовлены только гривенники, и возможно, их тираж был ограниченным. Этот факт объясняет, почему гривенники 1777 года не отражены в отчетах за этот год, но, тем не менее, встречаются, хотя и редко.

Было замечено, что в 1777 году возникли затруднения в чеканке монет с новым портретом, связанные с изготовлением нового инструмента для различных номиналов. Поэтому чеканка монет началась не одновременно для всех номиналов. Отсрочка в чеканке разменных монет привела к ограниченному выпуску гривенников в 1777 году и новоделам 20- и 15-копеечников в последующие годы. Эти временные трудности могли быть вызваны несовершенством технологии и нехваткой необходимого оборудования.
В период с 1777 по 1796 годы в Санкт-Петербурге началась массовая чеканка 15-копеечников, которые изначально были введены в обращение в Москве. Этот новый номинал, близкий по размеру к 20-копеечникам и имеющий общий дизайн с ними, привел к необычной ситуации. В 1778 году на части 20-копеечников была отчеканена лицевая сторона (с надписью "ВСЕРОСС") штемпелем, предназначенным для чеканки аверса 15-копеечников (с надписью "ВСЕРОС"). Также произошло и обратное: у части 15-копеечников аверс был отчеканен штемпелем, предназначенным для чеканки аверса 20-копеечников.

Возможно, монетчики Петербургского монетного двора, не знавшие о новом номинале, допустили эту ошибку или случайно перепутали лицевые штемпели двух соседних номиналов, которые оказались рядом в ящике с инструментами. Из-за небольших размеров и зеркального изображения на штемпелях было сложно заметить лишние буквы или их отсутствие. Также возможно, что некоторые монеты были чеканены намеренно с использованием несоответствующих штемпелей. Однако, количество таких монет не соответствует количеству "правильных" монет, что делает этот вариант менее вероятным. В 1781 году ситуация повторилась, когда лицевая сторона 20-копеечника была отчеканена штемпелем 15-копеечника.

Чтобы закончить обзор периода с 1777 по 1796 годы, стоит отметить, что в 1796 году в Санкт-Петербурге начали чеканить медные 10-копеечники, перечеканивая пятаки 1763 и, возможно, 1758 годов. Однако, эти монеты практически не использовались, за исключением нескольких случаев, когда они попадали в обращение нелегально. Это лишь один из примеров взаимозаменяемости металлов при правлении Екатерины II, так как рублевики чеканились в золоте (1779 год), серебре (с 1762 по 1796 год) и меди (пробные монеты в 1770 и, возможно, 1771 годах, такие как "сестрорецкий рубль").

Идея введения 15-копеечного номинала возникла еще в начале петровских реформ, и его изначальное название — "пятиалтынный", соответствовало тогдашней системе денежного счета. Однако при правлении Екатерины II, когда уже давно установился счет в рублях и копейках, новому номиналу было присвоено обозначение "15", сгруппированное тремя пятьками, не намекающими на алтын. Это отличало его от других монет, так как не включало в себя традиционные элементы счета. Единственной другой страной, где использовали номинал "15", стала Австрия, которая чеканила серебряные монеты в 15 крейцеров в 1747—1750 годах, хотя позже этот номинал практически не использовался в монетных системах других стран, за исключением некоторых сателлитов советской империи, таких как Румыния и Монголия.

В отличие от 15-копеечника, 20-копеечник был разработан только в 1760 году. Однако, после восшествия на престол Павла I было принято решение отменить чеканку 20- и 15-копеечников, прекращенную еще в 1793—1794 годах. Вместо этого была восстановлена структура серебряных номиналов, которая существовала при Елизавете.

20-копеечник был восстановлен в 1810 году, а 15-копеечник — в 1832 году, в рамках русско-польской серии, а окончательно — в 1860 году. Однако оба эти номинала, а также гривенник, были уже беспортретными после правления Екатерины II, так же как и банковские монеты. Портрет на полуполтинниках был восстановлен только при Александре III в 1886 году.

Номиналы, введенные при Екатерине II, стали широко использоваться в обращении: 15-копеечник был чеканен с 1860 по 1917 годы, а 20-копеечник — в 1810—1891 и 1899—1917 годах. Оба номинала продолжали чеканиться и в советскую эпоху с 1921 по 1991 год. Диаметры монетных кружков практически не изменялись с 1810 (1832) года.

На монетах с поздним портретом Екатерины II не хватало места для полного отображения титулатуры вокруг портрета императрицы из-за уменьшения номинала. Поэтому у некоторых гривенников и 15-копеечников внешний край букв в легенде не попадал на монету, и букву "С" приходилось иногда набивать пуансонами на край изображения драпировки императрицы. Эти монеты считаются штемпельными разновидностями из-за этой особенности.

Когда говорят о том, что "Тимофей Иванов резал штемпель", обычно имеют в виду, что медальер вырезал изображение не прямо на штемпеле, а на форме, затем с этой формы изображение переносили на маточник, а уже с маточника изготавливали нужное количество штемпелей для чеканки монет. Хотя, конечно, до конца 1730-х годов медальеры часто создавали штемпели напрямую. У некоторых монет в обрезе рукава императрицы можно увидеть знак гравера TI, в то время как у других этого знака нет. Однако отсутствие знака TI не обязательно означает, что монеты были произведены не по штемпелям, изготовленным лично Т. Ивановым, а скорее всего это было просто необязательно или из-за человеческой забывчивости.

На оборотной стороне полуполтинников изображен герб, в то время как на оборотной стороне 20- и 15-копеечников представлено гербовидное изображение: на груди двуглавого орла не щиток с изображением св. Георгия, а картуш с цифрами номинала. В период с 1764 по 1776 годы у полуполтинников использовался гербовый орел, типичный для начала 1740-х годов, тогда как у 20- и 15-копеечников был орел типа Дасье. После 1776 года на монетах всех номиналов снова появился орел типа Гедлингера.

Согласно Именному указу от 30 марта 1764 года, все серебряные монеты имели 72-ю золотниковую пробу. Масса монет почти пропорционально уменьшалась с уменьшением номинала. Однако не все монеты имели точно такую же массу. Например, из одного фунта серебра получалось на большую сумму монет низких номиналов, чем монет высоких номиналов. Это приводило к тому, что для чеканки мелких номиналов требовалось больше серебра, и, следовательно, больше трудозатрат. В эпоху Екатерины II не всегда удавалось точно соблюдать нормативную массу монет. Отклонения от нее были значительными у всех номиналов. Это говорит о том, что контроль за процессом чеканки был недостаточно эффективным, и монеты часто имели различную толщину и массу. Некоторые сотрудники монетных дворов, вероятно, занижали или завышали вес монет для своих целей.

Для коллекционеров есть несколько важных выводов. Во-первых, монеты с нестандартной массой, даже если они не имеют признаков подделки, могут быть результатом нарушений в процессе чеканки. Во-вторых, составляя коллекцию по типам, каждый может выбрать более "подобротные" экземпляры, то есть более тяжелые. Обычно только золотые монеты имели точную массу, так как их всегда взвешивали поштучно, в отличие от серебряных.

Нарушения в технологии производства порождали некоторые интересные виды брака. Например, при чеканке 20-копеечника могли использовать подходящие штемпели, но ошибочно взять монетную заготовку, предназначенную для 15-копеечника, что приводило к тому, что круговая легенда не попадала на монетный кружок.

Среди монет различных номиналов за период 1778—1794 годов есть много экземпляров, у которых портрет императрицы сохранился хорошо, несмотря на длительное обращение. Это объясняется тем, что при интенсивной работе штемпеля делали отпуск, зачищали его рабочую поверхность и заново набивали легенду. Это приводило к тому, что портрет на монете был защищен от истирания.

Фальшивки, предназначенные для обращения, встречаются редко. Новоделы известны лишь для петербургских монет всех номиналов, при этом фантастические новоделы встречаются для разных годов.

Нумизматический рынок время от времени пополняется кладами, состоящими из 20- и 15-копеечников, а в меньшей степени — гривенников. Обычно такие клады содержат от 300 до 400 монет. Полуполтинники встречаются чаще на европейских аукционах, иногда в состоянии EF+ и даже в сетах из нескольких монет разных годов.

Массив серебряных разменных монет времен Екатерины II до сих пор остается на периферии внимания российских монетных коллекционеров, и вот почему. По крайней мере до середины правления Александра I, монеты Екатерины II широко использовались на всей территории Российской империи, за исключением, возможно, некоторых отдаленных регионов. Александр I, в отличие от Павла, относился к Екатерине II с уважением, и когда он стал императором, не было необходимости немедленно изымать из обращения монеты с портретом своей бабушки. Из кладов, найденных в деревнях, можно сделать вывод, что монеты Екатерины II продолжали использоваться до конца XIX века или, по крайней мере, в качестве платежного средства между частными лицами. С исторической перспективы, монеты, остававшиеся в обращении в 1810-х годах, использовались уже от двадцати до пятидесяти лет, в зависимости от года выпуска.

Итак, с начала XIX века в Российской империи наблюдались следующие тенденции в денежном обращении:

  1. Изношенные монеты изымались из обращения для переплавки в казне.
  2. Постепенно рос износ монет, которые продолжали использоваться.
  3. Ремесленники из Поволжья и Прикамья изымали монеты хорошего качества для изготовления из них монистов.
  4. Некоторые монеты изымались из обращения населением для различных утилитарных целей, за исключением ювелиров, которые не использовали монеты с низкой пробой серебра.
  5. Отдельные монеты отличной сохранности изымались коллекционерами.
  6. Многие обращавшиеся монеты уходили в руки воинских чинов, участвовавших в военных конфликтах как на территории империи, так и за ее пределами.

Однако в 1820-х, 1830-х и 1840-х годах российские коллекционеры, составляя свои коллекции, вряд ли испытывали трудности, за исключением поиска редких экземпляров из этого периода. К концу XIX века интерес к коллекционированию монет в России разделился на различные направления, включая увлечение античными монетами, монетами арабского Средневековья и монетами русского Средневековья. Монеты периода Екатерины II, доступные и не представляющие особого интереса в дизайне, стали менее привлекательными для коллекционеров. Например, в наши дни, немногие интересуются серебряными монетами Николая II и периода 1867-1917 годов.
До 1917 года ситуация оставалась примерно такой же. В течение более чем полувека, кажется, немногие коллекционеры серьезно интересовались этим периодом российской нумизматики. Хотя количество монет было значительным, на практике их оказывалось недостаточно, чтобы собрать полные комплекты всех номиналов и лет чеканки. Часть советского периода хобби нумизматики была неофициальной, и большинству коллекционеров не хватало средств для развития своего увлечения.

Становится целесообразным сравнить некоторые из крупных комплексов российских серебряных монет меньших номиналов, за исключением пробных. Под комплексом мы понимаем группу монет, которые нумизмат стремится включить в свою коллекцию, собирая их по типам и подтипам, учитывая чеканку на различных монетных дворах:

  • Петр I: более 40 монет за период с 1701 по 1723 годы.
  • Елизавета: 6 монет за период с 1742 по 1761 годы.
  • Екатерина II: 16 монет за период с 1764 по 1796 годы.
  • Александр I: 10 монет за период с 1802 по 1825 годы.
  • Николай I: 22 монеты за период с 1826 по 1855 годы.Александр II: 22 монеты за период с 1855 по 1881 годы.

В XIX веке комплексы монет Николая I и Александра II количественно превосходили комплекс монет Екатерины II; в целом они обладали большим разнообразием экземпляров, доступных для исследования. Сравнивая комплексы, необходимо учитывать, что петровские монеты старше екатерининских в среднем на 60—80 лет, что является значительным временным разрывом. Это первые российские серебряные монеты массового выпуска, не считая рублевика и полуполтины Алексея Михайловича 1654 года. Каждый год менялся дизайн, появлялись новые подтипы. Екатерининские монеты, хотя и обладают более привлекательным качеством, но имеют меньшее количество подтипов.

Помимо количества, редкость петровских монет, их популярность, а также интерес к личности Петра I делают их особенно привлекательными для коллекционеров. Тем не менее, необходимо учитывать также достижения Екатерины II, которая, будучи иностранкой и женщиной, добилась многого.

Чтобы оценить реальную популярность мелкого серебра Екатерины II среди коллекционеров, необходимо изучить аукционные каталоги за последние 15-17 лет как в России, так и за рубежом. Очевидно, что на аукционах преобладают золотые, платиновые монеты, рублевики, полтинники, петровская медь, пятаки Екатерины II и сибирские монеты. Интернет-аукционы также могут предоставить информацию о других аспектах коллекционирования.

Напомню, что разные исследователи используют разные шкалы для оценки редкости монет. Важно понимать причины возникновения и сохранения ситуации, когда показатели редкости не совпадают с реальным положением дел. До революции количество коллекционеров было невелико, и почти любой тип монеты был доступен практически всем. Поэтому степень редкости была невысокой. С ростом числа коллекционеров с конца XIX века акценты менялись, но пересмотр степеней редкости был затруднен до конца 1980-х годов.

При подготовке последнего издания каталога "Монеты России. 1700—1917", В.В.Уздеников использовал опыт и дореволюционные стандартные каталоги, а также коллекцию ГИМа, где многие монеты есть в нескольких экземплярах. Это затруднило детальное определение степени редкости. Другие исследователи, такие как В.В. Биткин, смогли выделить несколько редкостей и новоделов, но не смогли полностью классифицировать ранние московские 15-копеечники и гривенники, а также монеты с поздним портретом императрицы.

На данный момент большинство старших коллекционеров завершили активное коллекционирование, а молодые нумизматы не имеют достаточно информации для серьезных исследований. Среди них есть исключения, такие как В.В.Уздеников и В.В.Казаков, а за рубежом — Р.В.Джулиан. Тем не менее, нумизматы в возрасте от 40 до 60 лет, которые могли бы внести значительный вклад, делают намного меньше работы, чем могли бы. В конечном счете, каждый решает, какой вклад внести в область нумизматики.

Таким образом, явно видно, что только тот, кто долгое время занимался сбором монет этого периода или помогал составлять коллекции, мог бы дать сбалансированную оценку степени их редкости, хотя и с некоторыми оговорками. Естественно, в этом процессе возникают как традиционные анахронизмы, так и "усредненное" мнение нумизматического сообщества. Однако у каждого профессионального нумизмата есть право на индивидуальное мнение.

Я уже отмечал, что составление базы данных помогло бы получить более точное представление о степени редкости монет. Однако нумизматические общества и организации, по разным причинам, не занимаются этим. Частные лица, заинтересованные в этом, могут накапливать данные, но многие из них могут не захотеть делиться своими открытиями из-за конкуренции и существующих конфиденциальных соображений.

Цены на монеты крайне изменчивы, и таблицы цен имеют ограниченную актуальность. Однако радикальные изменения, основанные на индивидуальных исследованиях, могут вызвать шок среди коллег. Тем не менее, я предлагаю не только уточненные показатели степени редкости монет (по пятибалльной шкале), но и ценовые значения.

В моей статье о скрытых редкостях я предложил шкалу степеней редкости монет, которую сейчас уточняю. Значения цен приведены для монет в состоянии XF или XF–, в основном для московского региона и частично для петербургского. Однако эти цены могут соответствовать реальности только в течение 3–5 месяцев.

Я предвижу возможное увеличение предложения монет с показателями степени редкости R1 и R2 после публикации этой статьи. Это может быть вызвано активизацией поиска монет некоторыми коллекционерами, что может привести к обнаружению новых экземпляров. Нельзя исключить и возможность, что некоторые коллекционеры решат продать монеты из своих коллекций. Однако это не является основанием для критики предложенных здесь показателей и цен.

Необходимо также упомянуть о двух отличных монетных комплексах: первый — это таврические монеты 1787 года, а второй — серебряные новоделы сибирских монет с датой "1764". Важно четко представлять, какие структурные роли они играют в контексте всего нумизматического комплекса времен Екатерины II.

Таврические монеты представляют собой специальный выпуск, инициированный Светлейшим князем Таврическим Григорием Потемкиным во время посещения императрицей Екатериной II Крыма. Их внешний вид (включая отсутствие портрета), качество штемпелей и другие особенности явно указывают на то, что они были произведены Феодосийским монетным двором как периферийным предприятием. Этот набор включает четыре номинала серебряных монет: 20, 10, 5 и 2 копейки. На лицевой стороне изображен герб Екатерины II с надписью "ЦАРИЦА ХЕРСОНИСА ТАВРИЧЕСКАГО. 1787". На оборотной стороне указан номинал монеты (20, 10, 5 или 2) с окружающими их счетными элементами для неграмотных. Все монеты чеканились из серебряного сплава с более низкой пробой, чем у монет общегосударственного образца, поэтому они имеют больший размер и вес. Наличие счетных элементов предполагает, что эти монеты могли использоваться в местном денежном обращении. Старшие номиналы, особенно 20-копеечники, часто имеют следы использования. Известно, что некоторые из них использовались как игральные жетоны во дворце. Эти монеты изучались различными исследователями, включая И.Г. Спасского, Р. Зандера и В.В. Узденикова, последний из которых предоставил наиболее полное описание этого выпуска монет и воссоздал контекст их выпуска.
Серебряные новоделы сибирских монет представляют собой удивительные нумизматические артефакты, лишенные оригинальных прототипов. Они были изготовлены монетными мастерами Петербургского монетного двора по индивидуальным заказам некоторых коллекционеров того времени. Лицевая сторона этих новоделов была отчеканена на штемпелях, предназначавшихся для подлинных 20- и 15-копеечных монет и гривенников. Однако на оборотной стороне представлены фантастические дизайны. Использование серебра в качестве основного металла для чеканки сибирских монет в сочетании с вымышленными штемпелями делает их псевдомонетами, созданными для коллекционеров, а не для обращения. Нельзя назвать их подлинными монетами или пробными, так как это не соответствует действительности. Сибирские серебряные новоделы, вероятно, находятся в самом низу ценностной шкалы среди известных монет и монетоподобных объектов времен Екатерины II. Ниже их можно поставить лишь современные подделки монет времен Екатерины II, хотя среди них есть достаточно точные имитации, представляющие определенную угрозу для коллекционеров.

В 1762 году в Санкт-Петербурге к коронации императрицы Екатерины II были отчеканены коронационные жетоны, изготовленные в золоте (весом в червонец) и в серебре (весом в гривенник). Серебряные жетоны имели шнуровидный гурт и диаметр кружка около 19 мм, незначительно превышающий диаметр гривенника. Сплав, вероятно, был такой же, как у обычных монет, поскольку не было необходимости в использовании особого сплава для изготовления жетонов, если уже существовал подходящий сплав для обычных монет. Хотя на жетонах не было указания на их достоинство, в первые месяцы после коронации они иногда использовались низшими слоями общества в качестве средства платежа при расчетах между частными лицами. Согласно данным Журнала Российского Нумизматического Общества, подобные жетоны также чеканили в Москве, причем с гуртовой надписью.

Вот итоговая иерархия всех упомянутых мной комплексов по их ценностной значимости:

  1. Подлинные монеты массового выпуска, изготовленные с 1764 по 1796 годы.
  2. Пробные монеты 1763 года.
  3. Таврические монеты 1787 года.
  4. Новоделы монет общегосударственного выпуска с 1767 по 1796 годы.
  5. Фантастические новоделы монет общегосударственного образца с 1764 по 1796 годы.
  6. Фальшивки для обращения, появившиеся при Екатерине II.
  7. Фантастические новоделы сибирских монет 1764 года.
  8. Современные подделки, которые начали появляться с середины XX века.

Однако до сих пор остается несколько вопросов без ответа:

  1. Почему ранние московские гривенники чеканились на более широких и тонких кружках?
  2. Почему на них отсутствует обозначение монетного двора?
  3. Существуют ли варианты непередатировок для гривенников 1765/4(ММД) и 1767/4СПБв?
  4. Почему на гривенниках отсутствует знак минцмейстера?
  5. Почему на 15-копеечниках отсутствует знак гравера?
  6. Существует ли 15-копеечник 1781 года со значением ВСЕРОСС?
  7. Есть ли монеты с наклоном шнуровидной насечки справа налево вверх?
  8. Есть ли передатировки у 20- и 15-копеечников с 1764 по 1767 годы?

"Век золотой Екатерины" всегда привлекает интерес россиян. Если прочитанное вдохновит кого-то начать исследования серебряных монет времен Екатерины II, то я считаю, что моя цель будет достигнута.
Хочу подписаться
получай уведомления о выходе новых статей
Подпишись на Telegram канал
Подпишись на Telegram канал

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СТОИМОСТЬ
ВАШИХ МОНЕТ!

Хочу оценить!
Что можно продать через Ястрикс?
Скупка техники оптом
  • Продать смартфоны оптом
  • МФУ оптом
  • Системные блоки оптом
  • Планшеты оптом
  • Ноутбуки оптом
Скупка оружия
·Винтовки ,автоматы, пулеметы (СХП) · Пистолеты (СПХ) · Сигнальное · Охолощенное · Байкал (Ижевск) · Ижмаш · Концерн Калашников · Курс-С · Молот · РОК (Русская Оружейная Компания) · ТОЗ (Тульский оружейный завод) · Фортуна · Chiappa Firearms · Ekol · Ellipso · Molot Arms· Smersh · Retay Arms · Zoraki
Скупка телевизоров
ЖК телевизоры · LCD телевизоры · LED телевизоры · HD, Full HD, 4K · Panasonic · Philips · POLARLINE · Prestigio · Samsung · Sharp · АOC · BBK · BQ · Digma · Erisson · Haier · Hisense · Hyundai · IRBIS · JVC · KIVI · LG · Oled · Qled · Sony · Supra · TLC · Thomson · Vekta · Xiaomi
Скупка электронных книг
  • Электронная книга Onyx Boox
  • Электронная книга Amazon Kindle
  • Электронная книга Pocket Book
Скупка техники
  • Системные блоки
  • Моноблоки
  • Скупка мониторов
  • МФУ
  • Офисная техника
  • Оргтехника
  • Скупка лазерных принтеров
  • Apple Imac
  • Скупка стилуса Apple Pencil
  • Клавиатура Apple Smart
  • Magic Keyboard
  • Apple Magic Trackpad
  • Apple Magic Mouse
  • Apple TV
  • Apple Mac mini
Скупка часов 
  • Механические
  • Кварцевые
  • Смарт-часы
  • Швейцарские
  • Apple Watch Series 3
  • Apple Watch Series 4
  • Apple Watch Series 5
  • Apple Watch Series 6
  • Apple Watch Series SE
  • Apple Watch Series 7
  • Samsung Watch
  • Breitling
  • Montblanc
  • Omega
  • Cartier
  • Ulisse Nardin
  • Hublot
Фотоаппараты и видеокамеры
  • Зеркальные
  • Canon
  • Nikon
  • Sony
  • Fujifilm
  • Olympus
  • Lumix
  • Pentax
  • Leica
  • Цифровые
  • Матричные
  • Скупка видеокамер
  • Скупка объективов
Скупка музыкального оборудования
  • Продать комбики
  • Продать синтезатор
  • Акустика
  • Гитарное оборудование
  • Скупка музыкальных инструментов
  • Продать сабвуферы
  • Продать усилитель звука
  • Продать Автомагнитолу
  • Продать DJ оборудование
  • Продать домашний кинотеатр
  • Продать портативную акустику
  • Продать систему multiroom
  • Продать магнитолу
  • Продать магнитофон кассетный и катушечный
  • Продать радиоприемник
  • Продать запечатанные аудио и видео кассеты
  • Продать музыкальный центр
  • Продать саундбар
  • Продать виниловый проигрыватель
  • Продать старую аудиотехнику
  • Продать граммофоны и патефоны
  • Продать систему караоке
  • Продать компьютерную акустику
  • Продать cd-проигрыватель
Скупка инструментов
  • Скупка электроинструмента
  • Скупка силовой техники
  • Скупка садовой спецтехники
  • Скупка сварочного оборудования
  • Скупка пневмоинструмента
  • Скупка cтроительного оборудования
  • Скупка измерительного оборудования
  • Скупка станков
  • Скупка строительных лестниц
Скупка антиквариата
  • Скупка фарфора
  • Скупка монет
  • Скупка икон
  • Скупка картин
  • Скупка статуэток из бронзы
  • Скупка статуэток из чугуна
  • Скупка столовых приборов из серебра
  • Скупка старинных самоваров
Скупка Спортивного инвентаря
  • Велосипеды
  • Электросамокаты
  • Электровелосипеды
  • Хобби
  • Арбалеты
  • Луки
  • Оптика
  • Оружие для подводной охоты
  • Гироскутеры
  • Моноколеса
  • Сигвеи

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СТОИМОСТЬ
ВАШЕГО АНТИКВАРИАТА!

Хочу оценить!
Если вы не нашли ответ на свой вопрос – напишите нам в Telegram: @astrix_promises
Что такое система быстрых продаж Ястрикс?

Ястрикс - это интерфейс в телеграм с возможностью отправки товаров на оценку в магазины, специализирующиеся на скупке и оценке товаров, и получения предложений от них.

Что можно продать через Ястрикс?
Система Ястрикс работает со следующими товарными категориями:
  • Смартфоны и планшеты
  • Ноутбуки и системные блоки
  • Телевизоры, мониторы и проекторы
  • Аудиотехника
  • Игровые приставки, контроллеры и игры
  • Фото- и видеотехника
  • Электро- и бензоинструмент
  • Часы и брендовые аксессуары
  • Музыкальные инструменты
  • Прочее
Посмотреть весь список
Это безопасно?
Ястрикс не собирает и не передаёт ваши персональные данные. Поэтому, вы можете не беспокоиться о сохранности ваших данных.
Как начать работу в Ястрикс?
Просто нажмите кнопку: «Оценить» – и следуйте инструкции по шагам. Или прочитайте инструкцию по использованию.
Оценить
Точно ли я получу указанную в оценке сумму?
Ястрикс не несет ответственности за работу организаций, проводящих оценку товаров, и не гарантирует точность оценки из-за множества нюансов, связанных с товарами, бывшими в употреблении. Помимо основных характеристик, товары могут иметь специфические качества, особенности конструкции, самодельные модификации и т. д. Окончательная оценка производится на месте сделки и может быть изменена с учетом объективных факторов. Компания стимулирует партнерские магазины соблюдать предоставленную оценку. В случае частых корректировок оценки магазин может быть исключен из системы как ненадежный.
Когда Ястрикс появится в моём городе?
Рано или поздно Ястрикс появится в каждом городе. Вы можете приблизить этот момент, оставив заявку менеджеру @astrix_promises.
Я не получил ни одного предложения по оценке
Возможно, Ваш товар не соответствует ни одной категории, с которыми работает система быстрых продаж, либо ошиблись при её выборе. Попробуйте повторно загрузить предложение, более тщательно следуя инструкциям, либо отправьте предложение в категорию «Прочее». При повторении ситуации после выполнения рекомендаций, в боте продать этот товар не получится. Предложите к оценке что-то другое.
Есть возможность продать вещь самостоятельно через сайты «бесплатных» объявлений. Посещать подобные площадки мы не рекомендуем из-за большого количества негативных факторов. Но и тут мы нашли, как помочь. При покупке или продаже через сторонние ресурсы, У вас есть возможность воспользоваться услугой «Место сделки» в помещении одного из наших партнёров. Список магазинов, осуществляющих услугу:
1. «Комиссионный Дом Океан»
2.
«Скупка Экспресс»
Услуга включает в себя предоставление рабочего места для проведения сделки, тепло, свет, безопасность, полный набор проверочного оборудования для любого товара, помощь специалиста.
Есть ли у вас выезд к клиенту?
Ястрикс не занимается оценкой и скупкой товаров. Проект предоставляет информационный продукт. Условия работы магазинов могут различаться. Вы можете уточнить этот вопрос через контакты отправляемые в списке магазинов, отреагировавших на запрос оценки товара. Чтобы получить услугу, нажмите «Оценить» в главном меню бота.
Перейти в бот
Я хочу продать свою вещь, но не понимаю к какой категории она принадлежит
Внизу списка категорий расположен пункт «Прочее». Пока попробуйте разместить товар там. Мы совершенствуемся с каждым днём и будем добавлять новые категории в процессе развития проекта.
Меня не устроила оценка ни одного магазина. Есть ли альтернатива продать вещь ещё дороже?
Принцип работы системы - аукционный. За предложенный товар идёт конкурентная борьба. Мы полагаем, что быстро продать предложенный Вами товар , дороже полученной оценик, будет трудно. Обратите внимание на самую высокую оценку из предложенных, возможно она удовлетворит Вас. Есть возможность продать вещь самостоятельно через сайты «бесплатных» объявлений. Посещать подобные площадки мы не рекомендуем из-за большого количества негативных факторов. Но и тут мы нашли, как помочь. При покупке или продаже через сторонние ресурсы. У вас есть возможность воспользоваться услугой «Место сделки» в помещении одного из наших партнёров. Список магазинов, осуществляющих услугу:
1. «Комиссионный Дом Океан»
2. «Скупка Экспресс»

Услуга включает в себя предоставление рабочего места для проведения сделки, тепло, свет, безопасность, полный набор проверочного оборудования для любого товара, помощь специалиста.
Как правильно оценить состояние моего устройства?
Чтобы оценка вашего товара была объективной, оценщик должен правильно понимать состояние предлагаемого устройства.

Воспользуйтесь следующими определениями:
  • Новое: не вскрытая упаковка. Упаковка вскрыта, но устройство в пользовании не было.
  • Отличное: как новый, без следов использования.
  • Хорошее: есть незначительные следы использования, мелкие потёртости.
  • Удовлетворительное: есть значительные следы использования, мелкие косметические дефекты, потёртости. Устройство полностью работает.

Нажав на кнопку «Другое», можно описать состояние и комплектацию товара в свободной форме.
Как фотографировать товар и сколько нужно фото?
Чтобы получить наиболее точную оценку товара, рекомендуется отправить максимальное количество четких и понятных фотографий, сделанных со всех сторон. Фотографии должны быть без посторонних предметов, не имеющих отношения к предлагаемому товару. Неуказанные дефекты на фотографиях или в описании могут привести к снижению оценки при личном осмотре товара оценщиком. Пожалуйста, обратите внимание на эти моменты!
Как продать антиквариат?
1
1
Заполните коротку фому оценки
2
Получите предложения с ценами через 60 минут
3
Выберите самое выгодное предложение
4
Свяжитесь с покупателем
5
Посетите магазин, который вы выбрали, для заключения сделки.
Хочу оценить!
Мы единственный сервис предоставляющий оценку от всех специализированных организаций. Скупка товара до 90% от стоимости.

Доступность

Вам даже не надо скачивать приложение. Оценка проводится в Telegram боте.

Экономия времени

Вам больше не надо самостоятельно связываться с покупателями. Наш сервис предложит ваш товар всем скупкам, ломбардам, комиссионным и антикварным магазинам в вашем городе.

Удобство

Всё что вам надо сделать – заполнить заявку и выбрать налилучшее предложение.

Безопасность

Наш сервис не собирает и не передаёт ваши персональные данные. Риск их потерять отсутствует.

Эффективность

Вы получаете предложения с оценкой вашего имущества от всех скупок, ломбардов, комиссионных и антикварных магазинов в вашем городе.

Инновации

Постоянное развитие и внедрение новых технологий
Мы постоянно развиваем наш сервис для вашего удобства.
Сегодня, и всегда, система быстрых продаж Ястрикс будет абсолютно бесплатна для вас!
Скупка телефонов и смартфонов
Скупка техники оптом
Скупка оружия
Оценка ноутбука
Скупка телевизоров
Скупка планшетов
Скупка электронных книг
Скупка техники
Скупка часов
Скупка игровых приставок
Фотоаппараты и видеокамеры
Скупка музыкального оборудования
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
система быстрых продаж
Оценить сейчас
ястрикс основан в 2023
Нашли ошибку на сайте?
Напишите нам!