Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня, чтобы злые силы тьмы не могли им повредить.
Такие рушники применялись в различных обрядах, например, при засухе или эпидемиях скота. Их никогда не ткали заранее, а создавали непосредственно в день использования в обряде.
Известное выражение «скатертью дорога», которое сегодня имеет негативный оттенок, раньше использовалось для пожелания счастливого пути и скорого возвращения путникам. Это связано с особыми подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам, путешественникам.
Родильный рушник использовала повитуха для приема новорожденного, а крестильный рушник предназначался для крещения, на нем несли ребенка в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника часто шили первую детскую рубаху.
На Масленицу хозяев дома благодарили рушником-блинником за угощение. Выпеченные куличи и хлеба ставили на пасхальные рушники, часто украшенные буквами «ХВ» (Христос Воскресе).
«Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.
При смерти человека погребальным полотенцем покрывали гроб. Затем, в течение сорока дней, полотенце выкладывали на подоконник, веря, что там «отдыхает» душа умершего. В дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы души умерших могли войти в дом.
Рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Это история наших предков, отражающая красоту и богатство духовной и материальной культуры народа.
Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня, чтобы злые силы тьмы не могли им повредить.
Такие рушники применялись в различных обрядах, например, при засухе или эпидемиях скота. Их никогда не ткали заранее, а создавали непосредственно в день использования в обряде.
Известное выражение «скатертью дорога», которое сегодня имеет негативный оттенок, раньше использовалось для пожелания счастливого пути и скорого возвращения путникам. Это связано с особыми подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам, путешественникам.
Родильный рушник использовала повитуха для приема новорожденного, а крестильный рушник предназначался для крещения, на нем несли ребенка в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника часто шили первую детскую рубаху.
На Масленицу хозяев дома благодарили рушником-блинником за угощение. Выпеченные куличи и хлеба ставили на пасхальные рушники, часто украшенные буквами «ХВ» (Христос Воскресе).
«Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.
При смерти человека погребальным полотенцем покрывали гроб. Затем, в течение сорока дней, полотенце выкладывали на подоконник, веря, что там «отдыхает» душа умершего. В дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы души умерших могли войти в дом.
Рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Это история наших предков, отражающая красоту и богатство духовной и материальной культуры народа.