Что же способствовало такому стремительному взлету?
Для серебряного дела в России время правления императора Николая I представляет собой определенную историческую эпоху, включающую неоднозначный и «поворотный» период в развитии этого вида искусства. Исследователи характеризуют XIX век как «сложный, многообразный и противоречивый».
Эта оценка восходит к стилю историзма, который появился и стал доминирующим с 1830-х годов. Ему было свойственно активное использование художественных форм и стилистических приемов, заимствованных у прошлых столетий. Один стиль сменял другой, постепенно расширяя круг своих приверженцев. Предшествовавший стиль, однако, не сразу уступал свои позиции, долго вызывая интерес и существуя параллельно с новыми тенденциями, а нередко и переплетаясь с ними. Искусство николаевского времени можно приравнять к искусству всех остальных эпох вместе взятых, поскольку в одном экземпляре столового серебра могут гармонично сочетаться элементы различных стилей — от готики до ампира. Эти уникальные произведения искусства хранят память об известных людях и событиях сложного и интересного периода российской истории.
Император Николай I — личность неоднозначная. Его государственная деятельность не всегда вызывала одобрение современников и по-разному оценивается потомками. Однако его глубокий интерес к искусству и градостроительству, а также доброжелательное отношение к творческим людям оставили о нем добрую память.
Будучи большим любителем праздников и парадов, Николай I организовал блестящий центр светской жизни столицы в Зимнем дворце, где часто проводились балы, рауты и приемы, что было привилегией дворян и неотъемлемой частью государственной службы и деятельности. Кроме того, именно ему принадлежит идея строительства Нового Эрмитажа в 1840 году — первого «публичного музея» среди коллекций русских царей.
Как это ни парадоксально, но время господства в России жандармских голубых мундиров также стало «золотым веком» русской культуры. Период 1820—1850-х годов — это эпоха блестящих имен в поэзии, литературе, театре, музыке, живописи и архитектуре. Напрасно искать здесь закономерность, просто история не скупится на такие странные совпадения, казалось бы, необычные стечения обстоятельств. Еще одной особенностью эпохи было активное участие двора и самого императора в культурной жизни, сравнимое разве что с эпохой Екатерины II.
Изучая форму и орнаментику столового серебра, можно проследить все тенденции и изменения стилистики в художественном серебре в целом, а также выявить многообразие технических и художественных приемов, использовавшихся при изготовлении домашней утвари и других предметов. Стоит подчеркнуть, что серебро благодаря своей ковкости и мягкости дает большие возможности автору для выражения его замысла и демонстрации художественных и технических приемов.