Тем не менее, этот случай не самый сложный — стилистические ошибки не позволили бы непредвзятому эксперту считать её подлинной скульптурой периода Юнлэ. Однако есть более трудный случай: из двух разных частных коллекций поступили две безупречные в стилистическом отношении скульптуры бодхисаттв — Ваджрасаттвы (илл. 4) и Манджушри (илл. 5). Появление двух стилистически схожих вещей необычно крупного размера — около 40 см в высоту — сразу же вызывает подозрения.
Следует отметить, что на китайском антикварном рынке скульптуры XV века не столь редки, как на российском. В каталоге аукциона «Гудай цзиньтун цзаосян» за 2005 год опубликовано более 100 скульптур минского времени (1368—1644), включая несколько прекрасных образцов периода Юнлэ. И это не единственное издание, такие каталоги выходят по несколько раз в год. Цены на подобные скульптуры довольно высоки: от $50 000 до $200 000 (в пересчёте с юаней), в зависимости от размера и сохранности. Подлинность их никто не гарантирует, но для стилистического анализа они подходят.
Необходимо отметить, что экспертизы, выдаваемые хозяевами антикварных лавок, звучат так: "на основании наших знаний и опыта мы считаем, что эта вещь относится к такому-то периоду". Отсутствие датирующих надписей на пьедесталах ничего не доказывает, поскольку известны музейные экспонаты как с надписями, так и без них. Конечно, никто не исключает возможности наличия более поздних копий в музеях, но на что-то нужно ориентироваться. Если экспонат хранится в музее несколько десятков лет, это уже свидетельствует о том, что он не является современной подделкой. Поэтому я считаю музейные вещи подлинными, пока не доказано обратное (так же, как и предметы из частных собраний), несмотря на то что многие из них атрибутированы давно и не всегда специалистами, особенно в небольших провинциальных музеях, где таких специалистов просто нет. Но это так, к слову.
Обе скульптуры отлиты по утраченной восковой модели с последующей доработкой и имеют полое литье. Они позолочены, а волосы бодхисаттв покрыты синим пигментом. Реликварии в скульптурах запечатаны пластинами с прочеканенными изображениями вишваваджры, что свидетельствует об их освящении. Следов вскрытия нет. К этим скульптурам не придраться, да и не хочется — такие красивые экземпляры встречаются редко. Однако анализ сплава дал неожиданный результат: Ваджрасаттва изготовлен из четырехкомпонентного сплава с содержанием 9% олова, 7% цинка и 2% свинца, а Манджушри — из двухкомпонентной латуни с 19% цинка.
Учитывая это, а также некоторые отличия в размерах и деталях декора, маловероятно, что это подделки из одной мастерской (как безапелляционно заявил один коллекционер, увидев их у меня. Впрочем, я и так ему не поверил). Содержание микропримесей в сплавах обеих скульптур соответствует составу вещей бесспорных. Мне еще не встречалась подделка такой изощренности, где изготовитель, внимательно изучивший литературу, повторил бы сплав с учетом микропримесей. Если такая подделка и существует, то, возможно, мы не сможем её уличить.
Двухкомпонентная латунь, как уже говорилось, нехарактерна для китайских вещей XV века, но часто встречается в тибетских. Могло ли быть так, что китайская по стилю скульптура была заказана в тибетской мастерской? В данном случае это представляется маловероятным. Логичнее предположить, что она была изготовлена в конце правления династии Мин — начале XVII века, когда такой сплав использовался в Китае.