К иконному образу «Троицы Ветхозаветной» царевич Феодор Борисович добавил две золотые панагии, украшенные драгоценностями, которые, к сожалению, не сохранились. На их оборотной стороне были изображены святые Борис и Глеб, а также Феодор Стратилат, что подчеркивает присутствие небесных покровителей царской семьи на этих драгоценных подарках, переданных монастырю наследником престола.
Золотая панагия того же периода, принадлежавшая патриарху Филарету, имела на лицевой стороне вырезанный на зеленоватой яшме образ Богородицы, что соответствовало её статусу — Всесвятая. На оборотной стороне находилось изображение святой Марии Магдалины в полный рост, что указывает на индивидуальный заказ драгоценной вещи. Такие предметы личного благочестия высшего российского сословия часто служили охранительными символами, обращаясь к небесным защитникам.
В середине XVII века одной из самых роскошных панагий Троице-Сергиева монастыря была звездчатой формы и украшена алмазами. Эта панагия, привезённая келарем Александром Булатниковым к иконе «Успение Богоматери» в Троицком соборе, на самом деле являлась драгоценной подвеской европейской работы, к которой в России добавили пластинку с образом Спаса Нерукотворного.
Панагии в основном изготавливались из недорогих материалов и серебра, в то время как золотых панагий с драгоценными камнями было немного и они происходили из элитарной среды. Такие панагии прикреплялись к иконам Троицкого собора не только светскими лицами, но и монашескими чинами, такими как новгородский архиепископ Серапион и архимандрит Дионисий Забниновский. Специальные панагии, служившие отличительными знаками духовных иерархов, в средневековый период, судя по всему, не существовали, по крайней мере, нет письменных свидетельств об этом.
Наибольшее количество иконок-панагий поступило в Троице-Сергиев монастырь во второй половине XVII века, и они практически полностью «завешали» иконостасы в соборах. Однако после правительственного указа 1722 года все привесы были перенесены в ризницу, и вновь поступающие также после короткого пребывания на иконах отправлялись туда на хранение.
С середины XVIII века в монастырских учетных документах стали даваться более подробные описания предметов, а также была проведена их систематизация. В этот период появилась попытка различить маленькие панагии и «воротные» иконки. В разделе «Панагии» обе разновидности привесов встречаются, но иногда с измененными названиями. Например, указывались такие объекты как «Панагия (в прежней описи икона), угловатая серебряная, с мощами Иоанна Златоуста» или «Панагия крестообразная с мощами» (в старых записях — икона).
Формы икон и панагий в XVIII веке не имели особого приоритета, упоминались такие варианты, как круглые, овальные, киотные, крестообразные, угловатые и прямоугольные. Обе разновидности имели одинаковые оглавия с отверстиями для шнура или цепочки, а изображений было многообразие. Можно утверждать, что в XVIII веке при переименовании иконок в панагии основным критерием было наличие мощей, в то время как в XIX веке все маленькие наперсные образки были переименованы в панагии.
Составитель «Новой скрижали», архиепископ Вениамин, опираясь на богословские трактаты Симеона Салунского (XIV века), определял панагию и крест как енколпии. Согласно этому трактату, енколпий — это драгоценный ковчежец, в который помещены частицы святых мощей и который носится на груди. Иногда енколпий также называют панагией, когда на нем изображен образ Пресвятой Богородицы. Архиепископ XIX века подчеркивал, что панагия выполняет функцию мощевика: «Крест или енколпий, висящий у архиерея на груди, символизирует печать и исповедание веры». Это объясняет атрибуции XVIII века.
В средневековой России (XIV—XVI века) существовал уникальный тип панагий, не встречающийся в других христианских странах. Эти большие двустворчатые панагии, известные также как «путные», предназначались для ношения в дороге и содержали богородичную просфору (илл. 5). У пяти таких панагий, сохранившихся в ризнице Троице-Сергиева монастыря, на внутренних сторонах створок изображены Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная. На лицевой наружной стороне изображены Вознесение Христово (в трех случаях), Распятие и Господь Вседержитель на престоле.
Оборотная сторона панагий могла быть гладкой, орнаментированной или украшенной изображениями святых. К этому типу относятся и «путные» панагии XIV—XV веков из московского Симонова монастыря (Государственный Русский музей), Спасо-Каменского монастыря (Вологодский музей), Кирилло-Белозерского монастыря (Музеи Московского Кремля) и других.
Изобразительная система на «путных» панагиях раскрывает христианское учение о воплощении Спасителя, его страданиях за грехи человечества и его славе (Троица — Богоматерь Воплощение — Распятие — Вознесение, Спас на престоле). Это подтверждает цитата из Симеона Салунского: «Помолившись о Божием наследии и о людях, архиерей отпускает дары, возвещая о вознесении Спасителя и о его славе во всей вселенной, как бы беседуя со Спасителем говорит: ты снизошел к нам, восшел на небеса, и, вознесшись, наполнил славой всю землю».
Створки таких панагий имеют выпуклую форму, а изображения внутри выполнены в гравировке. Внутреннее пространство достаточно вместительное для хранения святого хлеба. Хотя «путные» панагии не были символами священства и не служили знаками архиерейского достоинства (о чем нет письменных свидетельств), их использование связано с монашеской жизнью и трудностями передвижения по малонаселенной России. Они позволяли путникам подкрепляться освященным богородичным хлебом, как это происходило в монастырской трапезной. Записи о панагиях, связанные с духовным синклитом, свидетельствуют о бедности российской жизни в целом и о наличии изделий из драгоценных металлов только у привилегированной части населения.