Наталья Николаевна Нагорская (1894 (?), 1895 (?)-1983) родилась в Киеве. Она обучалась в Киевском художественном училище у А.П. Праховой и Ф.Г. Кричевского, а также в частной студии А. Экстер в Киеве. Затем продолжила обучение во ВХУТЕМАСе (1921-1924), сначала на живописном факультете под руководством А.А. Осмеркина, а затем на печатно-графическом факультете у П.В. Павлинова и В.А. Фаворского. С 1924 по 1980 год Нагорская проживала в Новосибирске.
Наталья Николаевна была активным членом Союза советских художников с 1932 года и одной из основательниц общества художников «Новая Сибирь» (1926-1931), где занимала пост бессменного секретаря. Она также была инициатором и организатором Первого сибирского съезда художников в 1927 году. Нагорская была выдающимся представителем сибирского искусства, оказавшим значительное влияние на развитие графики региона первой трети XX века. Ее творчество стало основой для многих местных художников, а работы конца 1920-х — 1930-х годов, такие как гравюра «Сварка рельс», связаны с важными событиями жизни Новосибирска.
Линогравюра «Сварка рельс» была выполнена на тонкой плотной бумаге желтовато-коричневого оттенка, которая со временем из-за содержания лигнина сильно обветшала, стала хрупкой и подверженной новым повреждениям. В процессе старения бумага подверглась значительному неравномерному пожелтению, особенно по краям. До реставрации левый край листа был неровным, в правой части были два прокола, а также утрачены фрагменты в левом нижнем углу и на правом нижнем краю, что вызвало разрывы и утраты на оттиске. Небольшие прорывы в правом верхнем углу, многочисленные точечные утраты, истончения бумаги, разрывы по краям и сильная помятость правой части листа создавали риск дальнейших повреждений. Общее загрязнение, пятна и затеки, а также следы экскрементов насекомых с оборотной стороны требовали тщательной очистки.
В ходе реставрационных работ были удалены поверхностные загрязнения и экскременты насекомых. Лист несколько раз промывали в водяной ванне, что привело к значительному выделению желтизны. Это помогло удалить и нейтрализовать кислые вещества, которые способствуют разрушению бумаги. Анализ показал наличие лигнина в бумаге, поэтому было проведено его удаление с помощью раствора пергидроля, а стойкие загрязнения очищены растворами аммиака и трилона. Желтизна заметно уменьшилась, затек исчез, а пятна ослабли, но коричневые полосы вдоль верхнего и нижнего краев полностью удалить не удалось. Бумага была окончательно промыта от химических реагентов. Утраты восполнены подходящей по фактуре бумагой, проколы заделаны бумажной массой, разрывы склеены, изломы разглажены. Точечные утраты восполнялись бумажной массой методом ручного долива, что наиболее удобно для восстановления множества мелких повреждений. Лист дублирован на специальную реставрационную бумагу «чару», затем отпрессован и тонирован.
Как и в случае с «Сваркой рельс», многие работы этого периода выполнены на тонкой бумаге, с недостаточной прочностью, что повышает их уязвимость к разрывам и деформациям. Примером такой бумаги служит рисунок Н.Ф. Смолина «Сидящая пожилая женщина в платке» (1927).
В условиях 1920—1930-х годов, когда художникам приходилось работать с дефицитом качественных материалов, они использовали не только некачественную бумагу, но и нетрадиционные основы, что со временем привело к различным повреждениям. В коллекции Новосибирского художественного музея есть гравюры, выполненные на оберточной бумаге, кальке (например, работы Н.Н. Нагорской и А.Г. Заковряшина), что привело к образованию мелкосетчатого кракелюра и угрозе осыпей. Также встречаются работы на миллиметровке и на обороте журнальных листов (например, работы К-Я. Баранова). Произведения А.Г. Заковряшина особенно разнообразны: гравюры выполнены на тетрадных листах, оборотах писем, фотографий и почтовых карточек с текстом, а также на типографских бланках, включая линогравюру «М. Горький. Дружеский шарж» (вариант, 1933).
Некачественная основа, наряду с другими факторами, такими как естественное старение, неквалифицированное обращение и неправильное хранение, стала причиной различных дефектов в произведениях: механических повреждений (утрат, разрывов, изломов), пожелтения и появления бурых точек (фоксингов).
Еще одной причиной ухудшения состояния является неправильная или непрофессиональная монтировка, что достаточно часто встречается. В качестве паспарту или подложек часто используют картон и бумагу низкого качества, на которые экспонаты приклеиваются краями или целиком. Эти быстро окисляющиеся, низкосортные волокна способствуют разрушению произведений, вызывая их хрупкость, преждевременное пожелтение и появление фоксингов. Аналогичные проблемы могут возникать из-за использования монтировочных лапок из бумаги с лигнином или слишком толстых лапок, вызывающих местные деформации.
Применение неподходящего клея также может вызвать деформацию, пятна, неравномерное пожелтение или высветление бумаги. Особенно опасен силикатный клей, который разъедает и обесцвечивает бумагу. Примером таких повреждений является гравюра А.Г. Заковряшина «Испанка с розой».
Третья причина ухудшения состояния связана с особенностями бытования произведений этого периода. Многие работы имеют значительные загрязнения, следы экскрементов насекомых, пятна разного происхождения (цветные, жировые, грязевые и другие), включая редко встречающиеся пятна парафина и извести на работах К.Я. Баранова.
Этюд Г.И. Гуркина «Юрта на берегу» является примером работы с разнообразными повреждениями.
Григорий Иванович Чорос-Гуркин (1870–1937) был выдающимся мастером пейзажа и одним из первых профессиональных художников среди коренных народов Сибири. Он начал свой путь в миссионерской школе в селе Улала, затем продолжил обучение в иконописной мастерской в Бийске, а также кратковременно обучался в мастерской И.И. Шишкина в Петербурге (1897) и занимался в Академии художеств у А.А. Киселева. Гуркин активно участвовал в выставках с 1900 года, а его первая персональная выставка в 1907 году принесла ему известность. С 1906 года он жил на Алтае, посвятив своё творчество родному краю. В 1920-х годах он работал в Монголии и Туве. Вернувшись, Гуркин активно участвовал в культурной жизни, выставочной деятельности, был членом общества «Новая Сибирь» (с 1926) и иллюстрировал первые книги, изданные на алтайском языке. В последние годы он собирал этнографический материал о народах Сибири, выполнив более 300 рисунков. В 1937 году Гуркин был расстрелян как враг народа, но посмертно реабилитирован. Его работы находятся в ГРМ, сибирских музеях (наиболее полное собрание — в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина, Горно-Алтайск), а также в зарубежных музеях и частных собраниях.
При осмотре состояния работы «Юрта на берегу» были выявлены значительные механические повреждения, включая многочисленные проколы от гвоздей и кнопок, разрывы до 2 см, отдельные утраты до 1,5 см и срывы фактуры. Однако главными причинами реставрации стали серьёзные загрязнения, такие как пятна грязи, ржавчины, клея, фоксинги и многочисленные экскременты насекомых. Значительное пожелтение бумаги, наряду с пятнами, искажало внешний вид произведения, так как акварельный этюд был прописан не полностью, и проступающие участки бумаги являлись важной частью общей цветовой гаммы.
Реставрация проводилась во время стажировки в ВХРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва) под руководством реставратора высшей категории Т.Ю. Гончаренко. На первом этапе удаления поверхностных загрязнений особую сложность составило устранение многочисленных экскрементов насекомых с обеих сторон работы. Этот процесс, выполненный с помощью глазного скальпеля, оказался длительным, трудоемким и требовал высокой степени осторожности, особенно на лицевой стороне, где посторонние наслоения смешались с акварелью и вошли в структуру бумаги. Главной задачей было максимально бережное сохранение красочного слоя. На начальном этапе удалось удалить только поверхностные фактурные части пятен, тогда как участки окрашенной ими бумаги требовали дальнейшей обработки.