В музейных коллекциях, частных хранилищах и антикварных лавках можно найти декоративно-прикладные изделия XIV—XVII веков, обладающие столь выразительным художественным стилем, что даже при различии в техниках оформления (резьба, литье, чеканка, скань, эмаль) и принадлежности к церковному или светскому искусству, опытный глаз без труда определит их происхождение — Новгород Великий.
С момента принятия христианства в IX веке Новгород стал важнейшим экономическим, политическим и культурным центром средневековой Руси. Его искусство, корнями уходящее в языческую славянскую древность и обогащенное византийским влиянием, оставалось открытым для западных художественных течений, что придавало ему уникальность. Декоративно-прикладное искусство Новгорода, как и его архитектура и иконопись, имело значительное влияние на всю Русь и оказало мощное воздействие на развитие металлургии и ювелирного дела. Через Новгород также поступали цветные и драгоценные металлы в Россию.
В отличие от других древнерусских городов, Новгород не испытал разрушительных последствий монголо-татарского ига и избегал разграблений со стороны крестоносцев. На протяжении многих столетий здесь непрерывно развивалось разнообразное декоративно-прикладное искусство, что способствовало созданию уникальных изделий, выполненных с использованием специальных технологий и украшений. Археологические раскопки свидетельствуют, что в Новгороде в этот период функционировало множество мастерских, где изготавливались медные, бронзовые и серебряные серьги, браслеты, подвески, а также предметы быта и церковная утварь. Особую ценность представляют сохранившиеся в монастырских ризницах и царских сокровищницах памятники новгородской мелкой пластики: нательные и наперсные кресты, образки, миниатюрные иконы, панагии, литые накладки на напрестольные кресты и богослужебные книги, изделия из дерева, камня и кости в драгоценных оправах и без них. Высокая распространенность этих предметов объясняется их постоянным спросом — нательные кресты носили все православные христиане, а образки и иконки с изображениями Спасителя, Богоматери и святых служили надежной защитой.
Обилие сохранившихся образцов мелкой пластики позволяет выделить стилистические признаки, которые помогают идентифицировать изделия новгородских мастеров. Эти признаки отражают местные художественные традиции и устойчивые эстетические принципы, воплощенные в предметах из драгоценных металлов, меди, бронзы, камня и дерева.
Сравнительный анализ новгородского литья и резьбы XIV—XVI веков выявляет характерные черты мелкой пластики того времени. Лики изображаются с необычно крупными выпуклыми глазами (илл. 1), а фигура распятого Спасителя имеет заметно крупные кисти тонких рук, особое положение ступней с плотно сдвинутыми пятками и условно обозначенный носок (илл. 2, 3, 4). Эти стилистические элементы закрепились в традиции и сохранялись на протяжении всего XVII века. Они характерны как для литых композиций и уникальных изделий, таких как массивные напрестольные кресты, так и для массовой продукции, включая кресты-тельники и наперсные кресты, особенно «корсунского» типа, где основой служил камень различных пород или матовое окрашенное стекло (илл. 5).
Для атрибуции и определения принадлежности предметов к новгородским мастерам важным является ряд почитаемых в городе святых. На образках, иконках и панагиях местного производства часто изображены святые Николай Чудотворец (илл. 6), Георгий Победоносец, святые воины Федор Стратилат и Федор Тирон, а также первые русские святые Борис и Глеб. Особое место в новгородской мелкой пластике занимают изображения иконы Богоматери типов «Умиление» (илл. 7) и «Оранта». Среди многофигурных композиций преобладают «Деисус», «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Св. Николай и семь отроков эфесских» (илл. 8, 9). Широкая популярность мелкой пластики объясняется мировоззрением средневекового новгородца, верой в осязаемое воплощение чудес.