К сожалению, этот портрет так и не был принят официально. Причиной тому, как гласит легенда, стали уши, которые Дасье реалистично изобразил на портрете. Считается, что Елизавета стеснялась своих больших ушей, поэтому художники обычно скрывали их под прической. Однако Дасье, стремясь к реалистичности, изобразил императрицу такой, какой она была, что вызвало неудовольствие императрицы. Несмотря на это, Дасье создал выдающийся образец миниатюры, который значительно опередил свое время по художественным и эстетическим характеристикам.
Этот портрет чеканился на золотой монете номиналом в 10 рублей и на серебряных рублях. Великий князь Георгий Михайлович в "Корпусе русских монет" приводит два варианта рублевых штемпелей работы Дасье.
Со временем были обнаружены новые разновидности этих штемпелей. Так, Р. Зандер описывает четыре известных ему варианта рублей с портретной стороной работы знаменитого мастера. В.В. Биткин также свидетельствует о существовании четырех штемпелей, выполненных Дасье. Интересно, что оба автора иллюстрируют свои работы рисунками, которые показывают различные изображения одного и того же рубля.
Таким образом, на сегодняшний день известно пять различных вариантов портретной стороны рубля работы Дасье. Эти монеты отличаются не только расположением легенды относительно портрета, но и деталями изображения.
Некоторые исследователи, увлеченные экзотикой и последователи Р. Зандера, склонны воспринимать дефекты на штемпелях как своеобразные "тайные знаки". Например, в их перечень входит постоянный дефект на аверсе рубля № 300.1.
Попытки трактовать эти дефекты как намеренные знаки, оставленные Дасье, скорее романтичны, нежели обоснованны. Однако причины, по которым знаменитый медальер мог метить свои работы, могут быть интересными. Дело в том, что Дасье прибыл в Россию не один; вместе с ним на службу был принят ученик, имя которого, как указывает В.В. Уздеников, — Андреас Кавелар. Это вызывает ряд вопросов: почему российское правительство взяло на службу иностранного ученика, который, завершив обучение, мог покинуть страну? И почему его оплата равнялась жалованью мастеров, как, например, В. Скотта?
Ответ может заключаться в том, что ученик был, по сути, помощником мастера, который, как сказано в контракте, был необходим для "вспоможения и ускорения монетного дела". Дасье, как творческая личность, создавал инструмент, по которому изготавливались штемпеля, а его помощник дорабатывал второстепенные элементы рельефа или копировал шедевры, созданные мастером. Однако сам Дасье, стремясь оставить свой личный след, мог метить свои работы специальным знаком, чтобы отличить их от тех, которые были затронуты руками его помощника. Это можно сравнить с известным феноменом, когда художник, определяя авторство двух картин, указывал на копию как на оригинал. Применительно к монетам, эта практика вполне могла существовать, и Дасье, как опытный и требовательный мастер, мог сам или с помощью помощника обеспечивать объективную маркировку своих творений.
Привлечение ученика к работе с российским монетным двором по контракту не было новым опытом. Например, Гедлингер уже успешно пользовался такой привилегией. Иностранные мастера умели создавать для себя комфортные условия как в быту, так и в работе. Осознавая важность защиты своего творческого вклада, Дасье решил обезопасить свои работы с помощью особой метки. Его помощник выполнил задание, однако, маркируя копии дополнительными отметинами, он породил множество догадок, которые обсуждаются до сих пор. Находясь в тени, но обладая собственным талантом, копиист искусно резал штемпеля по образцам учителя для регулярной чеканки государственной монеты.
Существует предположение, что среди известных вариантов портретных штемпелей есть один, который действительно отличается от остальных и был создан лично Дасье. Вполне вероятно, что это разновидность штемпеля № 301, оцененная Великим князем Георгием Михайловичем в "Корпусе русских монет" как "очень редкая" монета. Почему выбор пал именно на этот экземпляр? Во-первых, данный вариант встречается крайне редко, что указывает на его исключительность. Дасье, вероятно, создал оригинальный тип портрета, вырезав единственный штемпель, после чего дело передавалось копиистам. Во-вторых, композиционная организация аверса на этой монете отличается особой аккуратностью, даже в мелочах. Например, круговая надпись не заходит на портрет, что свидетельствует о высоком уровне работы резчика. Маловероятно, чтобы всемирно известный медальер допустил пренебрежение такими важными, хоть и не основными, деталями.
Здесь уместно напомнить, что к 1757 году на российских монетных дворах уже была отработана технология чеканки с использованием маточника (или матрицы). Суть процесса заключалась в следующем: сначала изготавливался штемпель с выпуклым (позитивным) изображением монеты, и эту ответственную работу, вероятнее всего, выполнял медальер. После закалки штемпель становился маточником, который, будучи вдавлен в мягкую незакаленную сталь, создавал оттиски (негативы), используемые для набивки штемпелей. Затем, после закалки, штемпеля становились пригодными для чеканки монет. Этот процесс обеспечивал возможность чеканить монеты с неизменным изображением, даже при износе штемпеля.
Однако в этой технологии был ещё один важный этап, вероятно выполнявшийся помощниками. После того, как штемпель был изготовлен с помощью маточника, он проходил доработку: вносились мелкие корректировки и, что особенно важно, пуансонами наносились легенда, знаки монетного двора и иногда даже отдельные элементы портрета, такие как корона на голове. Именно на этом этапе чаще всего возникали различные варианты штемпелей, поскольку идеально разместить круговую надпись или знаки монетного двора по отношению к портрету было достаточно сложной задачей при работе с пуансонами. Таким образом, вполне вероятно, что пять известных на сегодняшний день портретных разновидностей штемпелей рубля типа Дасье являются заслугой Андреаса Кавелара.
Гипотетическая реконструкция событий позволяет предположить следующий сценарий. Как и положено мастеру, Дасье тщательно изучает портреты императрицы, и, возможно, даже встречается с ней лично. Для художника было важно передать не только внешний облик, но и внутренний мир Елизаветы, что требовало личного общения. Под влиянием этой встречи он создает портрет, великолепный по своему замыслу и рассчитанный на понимание его художественного замысла. Однако, несмотря на все старания, его ожидания не оправдываются. Субъективное восприятие портрета самой Елизаветой перевешивает художественные достоинства работы, и императрица не одобряет изображение. Дасье, который по контракту должен был проработать в России два года, стремится как можно скорее завершить свои обязанности и вернуться на родину.
Особую ценность рубль, созданный Дасье, приобретает благодаря тому, что мастер лично вырезал реверс монеты. Варианты реверса различаются лишь незначительными деталями. На орловой стороне рубля № 301, которую ГМ оценил как «очень редкую монету», отсутствуют знаки минцмейстера. Реверсы экземпляров № 300 (илл. 2 В) и № 300.1 (илл. 3 А) идентичны. На одном из аукционов был выставлен на торги рубль с ранее не опубликованным реверсом (илл. 4), но с известным аверсом.