Распространение буддийской культуры в первые века новой эры из Индии в Тибет, а также в Монголию, Китай, Японию и страны Южной и Юго-Восточной Азии, способствовало, с одной стороны, появлению новых элементов в национальных культурах, а с другой — обогащению буддийской художественной традиции.
С VIII века буддизм стал главной религией Тибета, что ознаменовалось активным строительством монастырей — крупных культурных центров Средневековья. В конце XIV — начале XV века монах Цзонхава основал новую общину — школу «Гэ-лук», что дало начало ламаизму (от тибетского Blama — «монах», «учитель»). Таким образом, к XVI веку изобразительное искусство Тибета развивалось под сильным влиянием ламаизма.
Тибетские мастера-живописцы, как правило, работали при монастырях, используя растительные, минеральные краски и красители животного происхождения, сочетая их с такими материалами, как дерево, камень и хлопчатобумажная ткань. В этот период были созданы выдающиеся произведения, особенно в области пластики (так называемый «буддийский пантеон»). Скульптурные образы служили объектами поклонения, а живописные иконы (танкха), которые размещались в интерьерах храмов, дворцов и жилищ, также использовались как иллюстрации к буддийским преданиям и житиям святых и учителей. Существовала даже профессия рассказчиков, которые ходили по деревням и городам и рассказывали о богах и святых при помощи свитка — танкха. Главный персонаж танкха изображался в центре полотна, а вокруг него (в клеймах) располагались эпизоды его жизни и деяний. В храмах иконы размещались в строгом порядке: справа (композиция «Колесо Сансары» и Основы учения) и слева от входа (Мандала с календарем); вдоль западной, восточной и северной стен их подвешивали к потолку над центральным пространством, создавая своего рода «балдахин». В дни торжеств огромные живописные изображения развешивали по склонам гор и холмов в окрестностях Лхасы, столицы средневекового Тибета. Буддийская икона, по сути, переводила на язык символов сложные метафизические схемы, что сыграло важную роль в XVI веке в распространении буддизма среди народов Центральной Азии (монголов, бурят, калмыков).
Распределение икон также зависело от их назначения. Их создавали для храмов в качестве репрезентативных произведений, для личного поклонения, а также в качестве талисманов.
Большинство живописных произведений остались анонимными, так как имена и почетные титулы многих мастеров были хорошо известны их современникам. Композиция (графическая и цветовая) и сюжеты произведений, которые отличались высокой поэтичностью содержания и техническим совершенством, были строго регламентированы буддийскими канонами и литературными источниками, откуда и черпались сюжеты.
В средние века иконы на свитках имели различные формы и размеры. Наиболее почитаемые иконы помещали в деревянные киоты, украшенные резьбой, позолотой и росписью. С XVI века наиболее распространенной стала вытянутая по вертикали прямоугольная форма, хотя размеры икон продолжали варьироваться.
В этот же период в нижней части обрамления ранних икон появились прямоугольные вставки из шелка с изображениями льва, дракона и птиц.
С XVIII века в тибетской живописи все ярче проявляется декоративное начало: пропорции фигур становятся утонченными и вытянутыми, образы приобретают легкость и изящество, а одежда главных персонажей украшается богатыми узорами. Если до середины XIX века основным элементом формообразования был контур, то начиная со второй половины XIX века это стали штрихи светлого (так называемого «пробела») или темного цвета, моделирующие форму и объем изображения. Еще одной особенностью живописи позднего периода стало широкое использование золота, в то время как серебро применяли реже, так как оно со временем темнело. Таким образом, среди характерных особенностей тибетских танкха позднего периода выделяются следующие:
- Интерес художников к окружающей действительности, благодаря которому постепенно формируется жанр портрета — лица персонажей приобретают экспрессивность и выразительность.
- В многофигурных композициях художники иногда соединяют разные жанры, уделяя особое внимание изображению архитектурных, костюмных и бытовых деталей.
- Обращение к пейзажу, которое становится важной частью композиции.
В иконах рубежа XIX—XX веков золото и серебро, широко применявшиеся ранее, уступили место белилам. Вместо красителей растительного и животного происхождения стали использовать краски на синтетической основе, что значительно обогатило палитру. В это время стали преобладать оранжевые, красно-розовые, ярко-зеленые и синие цвета. Однако этот процесс также привел к упрощению и нивелированию творческого подхода к подбору тонких цветовых сочетаний, необходимых для достижения эффекта «внутреннего свечения».
До самого позднего времени на тибетских образах присутствуют каймы, которые с XIII века окружали зеркало иконы тремя рядами: красным, желтым и синим. К ним крепилось основное обрамление, выполненное из китайского шелка темных цветов с набивным золотым или тканым одноцветным орнаментом.
Наиболее редкими и ценными считаются иконы, написанные тонкими золотыми и серебряными линиями на черном или красном фоне. Их сюжетная линия основывалась на видениях высоких духовных лиц Тибета. Мастера выделяли фрагменты силуэтов фигур и ликов отдельными пятнами голубого, синего, красного и зеленого цветов.
Теперь рассмотрим основные культурно-иконографические модели (типы композиций) и группы изображений на примере нескольких произведений тибетской живописи второй половины XVII — начала XX века.