Действия Берг-коллегии можно объяснить особенностями того времени. В XVIII веке смена правителей обычно сопровождалась изменением монетных типов. Особенно это касалось портретных монет, поскольку требовалась замена изображения правящей особы. При каждом новом царствовании обязательно разрабатывались проекты монет с новым портретом, вырезались штемпели и изготавливались пробные монеты или оттиски. После утверждения монарха начиналась массовая чеканка. Такая практика формировалась в 1720-х годах, когда правители часто сменялись (Петр I — Екатерина I — Петр II — Анна Иоанновна). В 1725 году эта процедура еще не была окончательно отлажена, что дало Берг-коллегии возможность самостоятельно принять решение о выпуске монет неутвержденного образца, сохраняя параметры рублевиков, принятые при Петре I.
Образцы новых рублевиков были готовы не позднее 8 июня, однако уже 16 июня советника Берг-коллегии вызвали в Сенат, где ему передали приказ о необходимости доработки штемпелей: к портрету следовало добавить лавровый венок, орденскую ленту и звезду. О важности этого дела свидетельствует тот факт, что вместо передачи указа обычным порядком советника срочно вызвали в Сенат. После этого выпуск рублевиков немедленно прекратили.
Как показывают документы, Екатерина I не стремилась что-либо демонстрировать через оформление монет, так как она, вероятно, даже не знала о нестандартных действиях Берг-коллегии. В случае, если бы императрица узнала о таком оформлении, маловероятно, что оно бы её порадовало. Вспомним, что историк XVIII века М.М. Щербатов упоминал пристрастие Екатерины I к украшениям: «Она любила и старалась украшаться разными нарядами, настолько, что запретила другим женщинам носить подобные украшения, позволив лишь себе носить алмазы на обеих сторонах головы. Также было запрещено носить горностаевые меха с хвостиками, которые были привилегией одной лишь императрицы». Это пристрастие к роскошным уборам указывает на то, что Екатерина старалась подчеркнуть свою красоту, даже если время брало своё.
Возможно, Берг-коллегия решила таким образом оформить монету в память о Петре I. Чтобы прояснить этот вопрос, стоит обратиться к европейским монетам того периода. В первой четверти XVIII века монеты с изображением правительниц чеканили Анна Стюарт (1702—1714) в Англии и Ульрика Элеонора (1718—1720) в Швеции. На монетах Ульрики Элеоноры 1719 года изображен погрудный портрет без короны, с драпированным бюстом и пышной прической. Портрет Анны Стюарт на английских монетах 1702—1714 годов по композиции схож с портретом на «траурном» рублевике: также погрудное изображение влево, драпировка с брошью и лента в волосах. Это указывает на то, что оформление рублевика Екатерины было заимствовано у английских монет, которые не имели траурного значения.
Заимствование в дизайне монет не удивляет, так как в 1725 году в Санкт-Петербурге, где чеканили «траурные» рублевики, только двум квалифицированным резчикам могли доверить изготовление образцовых штемпелей — иностранцам Готфриду Рейбишу и Антону Шульцу, которые недавно начали работать на монетном дворе. Естественно, что эти мастера, едва приступившие к работе в России, продолжали следовать привычным для них традициям медальерного искусства. При создании штемпелей для портретных монет Петра I они ориентировались на уже сложившуюся монетную иконографию императора, разработанную их предшественниками. Однако при работе над рублевиками Екатерины I они были вынуждены опираться исключительно на западноевропейские аналоги, за исключением коронационных медалей 1724 года, среди которых есть работы А. Шульца с парными портретами Петра и Екатерины.
Окончательным подтверждением недопустимости «траурных» рублевиков стал приказ генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского от 30 августа 1725 года. В нем Берг-коллегии было предписано: «Прежние монеты, сделанные с изображением Её Величества без кавалерии [орденской ленты и звезды] и без прочих уборов, необходимо изъять как можно быстрее, без огласки». Это был беспрецедентный случай в российской монетной практике — тайное изъятие монет с портретом правящего монарха. В ответ на распоряжение Ягужинского Берг-коллегия поручила дьяку организовать обмен рублевиков в торговых рядах. Официальных данных об успехе этой операции нет, но, скорее всего, её результаты были скромными, поскольку немало «траурных» рублевиков, чеканка которых длилась не более двух недель, сохранилось до наших дней.