Василию Кандинскому принадлежит ключевая роль в введении мастеров русского авангарда в мир примитивного искусства. Он не только первым начал изучать примитивизм, но и трактовал его широко, привлекая малоизвестные формы народной культуры. В альманахе «Синий всадник», изданном в 1912 году, представлены сравнения между современным авангардным искусством и примитивизмом, включая графику, живопись и скульптуру из разных эпох и стран. Также в альманахе опубликованы семь русских лубков из коллекции Кандинского, значительную часть которой он собрал во время своего визита в Россию в 1910 году. В письме Габриэле Мюнтер от 27 ноября Кандинский упоминал о своих покупках на рынке: «Сегодня пошел на рынок один (у Ларионова театральное представление, Гартман простудился). Было холодно, так что я провел там только полтора часа и купил две иконы за 4 рубля. Встречаются здесь чудесные вещи, но я быстро просмотрел картинки и ничего особенного не нашел».
Любовь Кандинского к русскому лубку подтверждает фотография, сделанная Габриэлой Мюнтер, на которой в его кабинете в Мюнхене видны несколько лубков, в том числе «Райская птица Алконост». Лубок оказал значительное, если и опосредованное, влияние на творческий метод и художественную систему Кандинского. Исследователи отмечают особую роль лубка в создании катастрофических и космогонических сцен в его работах. Кроме того, «грубо гравированные» русские лубки, как писал И.М. Снегирев, помогли Кандинскому избавиться от нейтрального изящества ранних неоромантических гравюр и картин.
Кандинский разделял интерес к русским народным картинкам с «бубновыми валетами». П. Мансуров в своих воспоминаниях о М. Ларионове приводит слова последнего, что они часто бродили по базарам вместе с Кандинским, ища мужицкие лубки. Как и Кандинский, Ларионов также собрал собственную коллекцию народных картинок.
Прямым толчком, который пробудил интерес художников-авангардистов к примитивному искусству и позволил им открыто заявить о своем творческом кредо, стала «Первая выставка лубков», открывшаяся в феврале 1913 года. Организатором этой выставки выступил Н.Д. Виноградов. Он предоставил М. Ларионову возможность включить свою статью в каталог, а Н. Гончаровой — представить свои «новые русские лубки», тем самым интегрировав выставку в контекст художественной практики авангарда. В предисловии к каталогу М. Ларионов отметил: «Лубок многообразен — это могут быть изображения, напечатанные на медных или деревянных досках, окрашенные вручную или по трафарету, а также работы, выполненные на подносах, табакерках, стекле, дереве, изразцах, жести (которые, кстати, сохранились в современных вывесках с удивительным разнообразием трактовок). Это также могут быть набойки, трафареты, тиснение по коже, лубочные киоты из латуни, бисера, стекляруса, шитья, печатные пряники и запеченное тесто».