Судьбы произведений искусства и предметов, которые формируют окружающий нас мир, схожи с человеческими жизнями и могут быть не менее увлекательными, чем подлинные истории людей. Факты и эпизоды, связанные с созданием художественных коллекций, зачастую превращаются в захватывающие эпопеи. Каждый предмет в этих коллекциях обретает свою индивидуальность благодаря тому, что создан был по воле конкретного человека — будь то художник, непосредственный исполнитель, или заказчик. Подобно людям, предметы искусства путешествуют. Но в отличие от людей, они перемещаются не только в пространстве, но и во времени.
Тяжелые катаклизмы, сотрясавшие нашу страну в XX веке, не прошли бесследно для предметов искусства, которые после 1917 года сосредоточились в музейных хранилищах. Политика разграбления музеев в послереволюционные годы и потери военного времени привели к значительным изменениям в этих собраниях как количественно, так и, что особенно трагично, качественно. Эта проблема, ранее известная только специалистам (и то не во всех аспектах), теперь стала достоянием общественности. Открытое отношение к исторической правде, публикации о продаже произведений искусства, зарождающийся российский антикварный рынок, доступность информации о европейских и американских аукционах — все это позволило не только узнать о судьбе некоторых считавшихся утраченными произведений искусства, но и вернуть их на родину. Яркие примеры таких сенсационных возвращений включают флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание» из Янтарной комнаты в Екатерининском дворце в Царском Селе, а также знаменитые пасхальные яйца К. Фаберже, которые можно было увидеть на выставках в российских городах.
С каждым годом расширяется список сведений о предметах, некогда украшавших пригородные дворцы, которые сегодня возвращаются на свои исторические места. Кажется, наступило время «собирать камни».
В этой блоговой публикации мы расскажем о нескольких эпизодах из биографии царскосельских дворцов-музеев, пострадавших в результате послереволюционных продаж и утрат военных лет. Оккупированные во время войны пригороды Ленинграда — Петергоф, Павловск, Гатчина и Царское Село — несмотря на все усилия музейных сотрудников, утратили более половины своих коллекций, которые столетиями собирались коронованными владельцами. Судьба собрания одного из них, Александровского дворца, построенного по проекту Джакомо Кварнеги в 1792—1796 годах как свадебный подарок императрицы Екатерины II её любимому внуку, Великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I, выглядит особенно трагичной даже на фоне других императорских коллекций.
Разорение дворца началось еще в 1918 году, а в 1930-е годы наиболее ценные предметы были переданы в музеи Москвы и Ленинграда, а многое распродано на торгах прямо в Детском Селе. То, что осталось от коллекции до начала войны, было утрачено во время Великой Отечественной войны, и масштабы этих потерь поразительны. Экспонаты из Александровского дворца почти не были эвакуированы, поскольку искусство эпохи историзма и модерна не считалось тогда особо ценным. Дополнительным фактором, усугубившим ситуацию, стало то, что многие из этих предметов принадлежали последним Романовым.
Этот факт во многом определил и дальнейшую судьбу самого дворца: до сих пор он не получил полноценного музейного статуса. Сохранившиеся в эвакуации предметы постепенно распределили по разным музеям, причем основная часть находится в фондах музея-заповедника «Павловск».
Однако многие экспонаты, которые находились в Александровском дворце при его последних владельцах и оставались там в годы войны, не исчезли безвозвратно. Время от времени появляются сведения о предметах с дворцовыми номерами АД, которые позволяют идентифицировать их по музейным описям.
Инвентарные описи — ключевые документы для любой коллекции. В императорских дворцах учет имущества начинали вести еще в XVIII веке, за что отвечали комнатные смотрители — гардемебли, на которых возлагалась ответственность за сохранность убранства помещений. Полные инвентари всех императорских владений были составлены в 1860-х годах, и номерам, внесенным в эти книги, соответствовала маркировка на предметах, нанесенная масляной краской или на специальных бумажных этикетках. Эти атрибуты помогают определить принадлежность предметов той или иной дворцовой коллекции. Однако, парадоксальным образом, они же становятся препятствием для возвращения произведений искусства в их исторические дома, так как дворцовое происхождение, даже без уточнения топографических деталей, значительно увеличивает их стоимость на аукционах, делая их приобретение практически невозможным для музеев.
В Царском Селе, как и в других пригородных резиденциях, полная инвентаризация проводилась несколько раз: в 1860-х годах, в 1917–1918 годах и в 1938–1940 годах. Стоит отметить, что осознавая важность документирования последних страниц жизни империи, к составлению полных описях Александровского дворца приступили уже в августе 1917 года, вскоре после того, как семья Николая II покинула свой дом. В течение двух лет были не только составлены описи всего дворцового имущества, но также проведена фотофиксация интерьеров и подготовлены экспликации — детальные планы расположения картин, мебели в интерьерах и предметов на рабочих столах.
Благодаря сохранности первой и последней описи, стало возможным идентифицировать некоторые предметы из исторической коллекции Александровского дворца, которые появились на петербургском антикварном рынке. При финансовой поддержке фонда «St. Petersburg Collection» эти предметы были возвращены обратно во дворец. История этих возвращений разворачивалась постепенно, но с каждым годом приобретала все больший размах.