Лицо, шея, руки, пальцы и фигура в этом портрете заметно гипертрофированы, создавая свой уникальный ритм. Композиция сочетает несколько точек зрения на модель, что словно замедляет восприятие картины. Внутреннее движение композиции приостанавливается, тем самым усиливая её ритмическое звучание. Светлые пятна рук, лица и декольте переплетаются, образуя причудливый пластический узор, напоминающий каллиграфию таинственного иероглифа. Как отмечает Б.Р. Виппер: «...настроение картины определяется тем, что происходит в правой стороне, где композиция завершает своё выражение».
Портрет обрел новую эмоциональную интонацию. Тема уныния и тоски отступила, уступив место образу сдержанной, загадочной женщины, скрывающей от окружающих свой богатый внутренний мир. Это — русский вариант портрета в духе Модильяни.
Как портретист, Роберт Фальк обладал особым взглядом на человеческие качества своих моделей. По воспоминаниям А.В. Щёкин-Кротовой, например, даже сложные черты характера Ксении Некрасовой не мешали художнику увидеть в ней нечто важное и привлекательное, что отразилось в её ярком живописном портрете. Фальк, будучи не только выдающимся живописцем, но и тонким психологом, философом, в разные периоды творчества стремился к «созданию лика» — передачи духовной сути человека через художественный образ.
Одним из таких периодов был его парижский этап, а одной из таких моделей — Нарышкина. Именно это делает поиск биографических данных о ней особенно захватывающим.
Борис Диомидович Нарышкин подчеркивал, что у его сестры был непростой характер. Судьба Зинаиды Диомидовны была насыщена невероятными событиями и знакомствами, каждый поворот судьбы она переживала с ощущением своей связи с историей знаменитого рода и России, которая разворачивалась на её глазах. Страстная натура и вера в предопределенность придавали её жизни трудности и драматизм. Хотя черты её характера усложняли отношения с окружающими, она оставалась верной и преданной тому, кого любила, своим идеалам и своей стране.
Зинаида родилась 25 (?) декабря 1883 (?) года в Петербурге, в родовом доме Нарышкиных на Фонтанке. Её и брата Бориса крестил отец Василий Беллавин, канонизированный в 1989 году как патриарх Тихон. В семье сохранилась фотография, где дети Зинаида и Борис сидят на коленях у отца Василия. Повзрослев, Зинаида стала глубоко верующей, часто посещала Александро-Невскую лавру и интересовалась историей своего рода. Она училась в Строгановском училище в Москве и в 1910—1911 годах жила в Париже, возможно, желая продолжить художественное образование.
Зинаида была увлечена биографией своей родственницы Нарышкиной, связанной с именем Александра Дюма. Это могло придать особое значение её знакомству с художником Амедео Модильяни. Однако их роман помешало увлечение Модильяни Анной Ахматовой. Если Ахматова вспоминала о художнике с лёгкой улыбкой, то для Зинаиды это стало причиной бурного разрыва с Ахматовой, с которой она ранее дружила. Во время революции Зинаида вышла замуж за Сергея Лаврова, инженера и большевика, который был телохранителем Ленина. В апреле 1917 года он управлял броневиком, на котором Ленин прибыл в Петроград с «Апрельскими тезисами». Позже Зинаида с мужем участвовала в гражданской войне на броневике.
В 1929—1930-х годах они вновь оказались в Париже, где Зинаида познакомилась с Р.Р. Фальком и позировала ему. После возвращения в СССР она овдовела: её муж был расстрелян в 1937 году. В 1941 году, когда началась война, Зинаида отдала все фамильные драгоценности на нужды фронта, и на вырученные средства были построены военные самолёты. Она пережила блокаду в Ленинграде и в 1940-1950-х годах выглядела как персонаж из картин о рабфаковках: в холщовой юбке и платке. Как вспоминал Борис Нарышкин, она контрастировала с сестрой Натальей, женой адъютанта А.В. Колчака, вернувшейся из Европы в 1948 году. Зинаида не могла простить Наталье её эмиграцию, считая это предательством.
Зинаида Диомидовна Нарышкина проработала одиннадцать лет корректором и редактором в научно-исследовательском институте, продолжая жить в той же квартире, где ей оставили комнату после революции. После смерти мужа она больше не выходила замуж. З.Д. Нарышкина скончалась в 1953 году от рака желудка и была похоронена в семейном склепе на Серафимовском кладбище в Ленинграде. У нее остались дневник и фотографии разных лет.
Завершая это исследование, посвященное одному из лучших портретов Р.Р. Фалька, отметим несколько важных аспектов.
Во-первых, биография З.Д. Нарышкиной опровергает устоявшуюся легенду о портрете аристократки-официантки. Зинаида никогда не была эмигранткой; она была бывшей аристократкой и женой советского служащего. В то время Фальк был советским художником, командированным за границу, и им предстояло вернуться в страну с жестким политическим режимом. Эти обстоятельства могли заставить художника прибегнуть к мистификации. Стереотип о русской аристократке-официантке в Париже позволял избежать множества неприятных вопросов со стороны властей относительно советского художника.
И.Б. Агапьева-Соколова, молодая эмигрантка и модель Фалька для портрета «Девушка с попугаем», рассказала, что художник просил её не упоминать своим парижским знакомым о его визитах в её квартиру. Таким образом, Фальку приходилось скрываться. Легенда о Нарышкиной как официантке может объясняться желанием сохранить инкогнито модели. «Безвестная эмигрантка-аристократка-официантка, живущая в Париже» служила хорошим прикрытием для скромной Зинаиды, проживающей в советском Ленинграде и носящей известную фамилию. Стремление скрыть истинную личность Нарышкиной могло возникнуть и из-за её прошлых отношений с Модильяни, свидетели которых ещё были живы. Вероятно, стилистика портрета была продиктована не только парижскими художественными впечатлениями Фалька, но и этой романтической страницей в жизни его модели.
Второе обстоятельство требует более внимательного рассмотрения. «Портрет З.Д. Нарышкиной» был создан в 1929 году — эта дата никогда не вызывала сомнений. Хотя сам Р.Р. Фальк не оставил на полотне дату, она была установлена А.В. Щекин-Кротовой, известной своим скрупулезным подходом к изучению творчества художника. Эту датировку подтверждают и предварительные рисунки, два из которых подписаны автором и датированы 1929 годом.
Однако одно обстоятельство вызывает вопросы. На одном из эскизов, принадлежавших С.Т. Рихтеру, стоит знак вопроса рядом с предполагаемой датой. Это пастельный набросок, подписанный Фальком, но без даты. В то же время живописный портрет, хранящийся в Новосибирске, также традиционно датируется 1929 годом. Но вот что интересно: исследователи творчества Фалька часто рассматривают это произведение в контексте других его работ, таких как «Портрет Л.М. Эренбург-Козинцевой» и «Женщина в синем берете», которые были написаны уже в 1932 году.
Дополнительный повод для размышлений — существование второго живописного варианта портрета Нарышкиной, о котором сообщили её родственники. Мог ли Фальк, известный своим долгим и кропотливым подходом к живописи, успеть создать оба варианта до конца 1929 года? Известно, что один портрет был подарен Зинаиде Диомидовне на её день рождения во время рождественских праздников и долго хранился в семье. Второй же остался у художника и позже попал в музей Новосибирска.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов в своём последнем фундаментальном исследовании о творчестве Фалька упоминает обширный документальный материал, связанный с этим портретом. И хотя этот труд был призван поставить точку в исследовании живописи Фалька, в науке не бывает последних страниц. Возможно, будущие находки эскизов и набросков к «Портрету З.Д. Нарышкиной», а также к портретам Л.М. Эренбург-Козинцевой и Л.Г. Попеску («Женщина в синем берете») прольют свет на истинную дату создания новосибирского портрета.