В 1970-е годы активно работал с глиной бывший колхозник и пенсионер Егор Егорович Красов. Он был потомственным гончаром, создавая великолепные горшки и кринки на круге, а время от времени лепил и игрушки. Тем не менее, именно женское творчество лучше всего передало своеобразие плешковской пластики.
Игрушки плешковцев не раз выставлялись на выставках народного и самодеятельного творчества в Орле, Москве, Санкт-Петербурге и на зарубежных выставках русской народной скульптуры. Они находятся в музеях и частных коллекциях. Наиболее полная коллекция плешковских свистулек хранится в Орловской областной картинной галерее.
Глиняные игрушки Орловской области являются частью более широкой традиции народного искусства, развитой в южнорусских губерниях. В эту категорию входят воронежские и курские фигурки, созданные в начале XX века, 1930-е и 1970-е годы. Все они имеют схожий стиль, являясь выражением вечных символов крестьянского творчества.
Воронежские барыни выполнены в форме плавно расширяющегося книзу конуса. Эта условная форма сохраняется в руках с подчеркнутыми лапами-пальцами и в ребенке, завернутом в одеяльце. Верхняя часть туловища непропорционально короткая, а на маленькой голове — своеобразная шляпа-капор, передающая и форму головного убора, и локоны прически. Роспись в красных и зеленовато-коричневых тонах по белоглиняному фону включает простейшие пересечения прямых линий и диагоналей, клетки, звезды и кресты.
В деревне Чернишино Курского района Курской области женские фигурки имеют более конкретные образы. Это уже не абстрактные женские символы, а крестьянки в традиционных местных нарядах: кофточках, юбках, передниках и кокошниках. Распись на таких игрушках также проста, но отличается полосами, клетками, треугольниками, косыми крестами и штрихами. Темно-фиолетовые, серые и желтые краски создают характерную гамму для этих изделий. Разные способы наколки глаз и рта добавляют выразительности и подчеркивают типичность образа.
Воронежские и курские фигурки, выполненные в 1930-е годы, по своему крестьянскому духу близки свистулькам из села Кожля Курской области, которые продолжали лепить в 1970-е годы сестры Ульяна Ивановна Ковкина, Ольга Ивановна Дериглазова и мастерица Валентина Венедиктовна Ковкина. По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с древних времен, и изготовлением занимались многие. Поэтому продать игрушки на местных воскресных базарах и ярмарках, которых было пять в году, было сложно. Те, у кого была лошадь, возили игрушки в Курск, Льгов, Фатеж, Суджу, Обоянь, Железногорск и Дмитриев-Льговский. Большинство оставалось безлошадными и сдавали игрушки скупщикам, меняя их на куриные яйца, которые потом продавали. Поэтому в селе предпочитали делать маленькие свистульки, и крупные игрушки были редкостью.
Для создания игрушек использовали синюю и красную глину, добываемую возле соседнего села Дроняево. Из смеси красной и синей глины делали горшки, а для игрушек использовали только синюю глину, которая после обжига становилась почти белой. Обжигали изделия в горнах и расписывали их куриными и гусиными перьями. Для росписи применялись различные краски: анилиновые порошки (те же, что и для окрашивания шерсти), акварельные таблетки и даже чернила. Чтобы краска лучше ложилась на глину, в нее добавляли молоко, яичный желток и немного сахара.
Краска на игрушках наносится различными способами: однотонным фоном или пятнами неправильной формы, которые могут быть как мелкими, так и крупными, в зависимости от размера игрушки. Для кожлянской росписи характерны орнаментальные элементы, такие как звезды с пересекающимися линиями (шестью или восьмью), выполненные в синих, зеленых или красных оттенках. Другим специфическим элементом является «сеточка» — ряд параллельных полосок, пересеченных аналогичными полосами.
Излюбленные цвета курских мастериц — яркие и насыщенные: синий, красный, желтый, зеленый. Особое предпочтение отдается малиновому оттенку красного.
Современные игрушки помимо традиционных персонажей — коров, баранов, коз, медведей, собак, оленей, индюков и петухов — включают также заимствованные образы: кошек с котятами, крокодилов с балалайками и пятнистых львов. Некоторые звери держат в лапах музыкальные инструменты — трубы, рожки, балалайки, другие — чаши с едой. Фигурки, как правило, приземисты и статичны. Кони, всадники и барыни особенно монументальны, несмотря на их небольшой размер.
Независимо от времени изготовления, эти игрушки относятся к типичному крестьянскому примитиву. Множество глиняных игрушек из малых центров южной и средней России, таких как Курская, Орловская, Воронежская, Тамбовская и Рязанская области, относятся к этому стилю.
Эти игрушки традиционны в своих сюжетах, приемах лепки и композициях, но в каждой местной «школе» этого искусства можно найти бесконечное разнообразие трактовок. Каждый мастер создает уникальные изделия в рамках общей традиции, формируя особый мир со своими персонажами и пониманием красоты, который является единственным и неповторимым.